kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обрядовые праздники

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается об обрядовых праздниках при обучении детей фольклорному пению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обрядовые праздники»

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ

КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ


Башкирова Джанетта Геннадьевна

Преподаватель Хоровых дисциплин,

зам.директора по методической работе,

руководитель методического совета ДШИ

С большим удовольствием в праздничные дни собирается огромное количество людей под открытым небом. Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. В массовых гуляньях, как в городе, так и сельской местности все участники представляют нацию, народ в целом своей страны. Люди раскрепощаются, становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа. Народные праздники – это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник – это многогранный источник духовного и эстетического развития людей.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Таблица 1.

Характеристика традиционных празднеств


Период времени

Главная характеристика обрядового действия

В древние времена

  • не было деления на артистов и публику

  • каждый участник был задействован

  • состояние пассивности   не одобрялось

  • праздник – социальный механизм укрепления национальной сплоченности

Современность

  • деление на организаторов, ведущих, артистов и публику

  • состояние большинства участников праздника – сторонние наблюдатели праздничного действа

  • праздник – дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре


Таблица 2.

Календарно-обрядовые традиции в разные периоды времени


Старый вариант

Современный вариант

Праздник зимнего солнцеворота – Коляда, Новый год

Новый год: колядки


Масленица

Проводы русской зимы

Праздник Герасима Грачевника и сорока мучеников

Праздник прилета птиц (отмечается, в основном, детьми)

Выход в поле, первая запашка

Праздник первой борозды

Семицко-троицкие праздники, проводы Ярилы

Праздник русской березки; к этой группе близко примыкают праздники цветов

Купальская неделя

Праздник Ивана Купалы

Зажиночные и дожиночные праздники

Праздники урожая


Осенние посиделки: «капустки», «супрядки»

Осенние помочи


Таблица 3.

Художественные элементы в старых календарных и современных

на­родно-традиционных праздниках


Календарные народные праздники

Старый вариант

Народно-традиционные праздники

Современный вариант

Действа, связанные с огнем

  • светящаяся звезда на Коляду

  • прогон скота через костры с целью очищения на Новый год

  • прыгание через масленичные костры.

  • костры на Ивана Купалу

  • масленичные костры

  • сожжение чучела зимы

  • новогодние свечи

  • купальские свечи на воде

  • факельный огонь от вечного огня в семейных праздниках.

Действа, связанные с водой

  • «Молчаливая вода» в крещенско-новогодних обрядах

  • очищение водой в ивановскую ночь

  • вода при крещении детей.

  • купание и обливание водой в летних днях молодежи

  • обливание Засухи в празднике Русской березки.

Действа, связанные с растительностью

  • украшение елки – зимой, березы – летом, снопа – осенью

  • поиски сон-травы, папоротника, иван-чая в Ивановскую ночь, спуск венков на воду и прочие.

  • украшение новогодней елки, вербы в купальских праздниках, завязывание ленточек березку, плетение венков на ивановскую ночь, культ цветов в праздниках цветов, тополя, снопа.


Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей, специалист учреждения культуры различает и внутренние специфические функции разных типов учреждении культуры. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария, ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура – это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.

Целью культурно-досугового учреждения является полное собрание и передача традиций из поколение в поколение, так как они несут в себе не только огромную эмоциональную нагрузку, но и играют воспитательную роль, так как русский народ всегда свято чтил и хранил свои традиции, а ритуалы и их фольклорное сопровождение – это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта. Традиции – часть истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

В сфере следования народным традициям в настоящее время наметился ряд положительных направлений:

  • разрабатываются проекты привлечения населения к народным традициям и обрядам с целью возрождения народной культуры

  • создаются сценарии для проведения массовых празднеств в духе национально-культурных традиций

  • происходит ознакомление детских коллективов с обычаями и ритуалами русской культуры.

Социальная сущность народного праздника в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства. В этом отношении большие резервы имеются у организаторов праздников в детских школах искусств. Поэтому праздничное оформление труда, яркий праздничный показ образца – это важнейшая задача культурно-образовательной работы сегодня. Таким образом, организацию народного праздника можно рассматривать как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Сам праздник представляет как момент отдыха, так и переключение эмоциональной разрядки. Сочетание в празднике различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.

Разнообразные виды искусства присущи каждому празднику, такие как музыка, живопись, литература, театр. Также и народные праздники включают в себя, помимо всех видов искусств, еще и обычаи, как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, средство сохранения и передачи опыта, и обряды как особое коллективное символическое, образное действо.

Функции праздника:

  • торжественное обновление жизни

  • коммуникативная и регулятивная

  • эмоционально-психологическая

  • нравственно-воспитательная.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями. Праздники вошли в повседневную жизнь людей и имели для них культурное значение, на основании исследований многих ученых сделан вывод, что праздники относятся к первоначальным формам досуговой деятельности.

Народные праздники издревле связаны с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем. История и культура народов повлияли на специфику праздников, придали им особый оттенок, отражающий сложившиеся устои жизни и быта народа, составляющих национальную культуру каждого народа.

Главная задача культурно-досугового учреждения – приобщать население к незаслуженно забытым традициям, знакомить с обычаями и обрядами наших предков, способствовать самопроявлению и самовыражению в праздничной обстановке, воспитывать эстетические чувства.

Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Этот праздник воспринимался народом, как переломный момент не только в природе, но и в сельскохозяйственных работах, так как этот период приходился на завершение пахоты и посевной, переход от весны к лету. Святая Троица – один из древних праздников, история празднования которой исчисляется тысячелетиями. Сегодня она тоже отмечается широко. Праздник Троица появился задолго до возникновения Христианства.

Рис.1. Хоровод на Св.Троицу

Наши предки издревле праздновали его, в этот день они украшали свои жилища и подворье, входы в них зелеными ветками разных лиственных пород деревьев. Эта зелень считалась своеобразным оберегом, защищавшим людей и домашних животных от злых духов. В Троицкий день пастухи плели венки из зеленых ветвей деревьев и раздавали их селянам, венки символизировали святую животворящую защитную силу.

Традиции праздника дошли до наших дней, но они отличаются лишь тем, что пол домов и церквей не устилается травой, как это было раньше в древней Руси.

Рис.2. Убранство церкви на Св.Троицу

На Святую Троицу, как и сто лет назад, водят хороводы, завязывают разноцветные ленточки на березке, пекут пироги, устраивают веселые игрища.

В культурно-досуговом учреждении ДК «Энергетик» п. Озерный был организован фольклорный праздник «Люблю березку русскую», посвященный празднованию Святой Троицы, с участием детей и взрослых. 

Праздничный зал согласно традициям был ярко украшен зелеными ветвями разнообразных деревьев, разноцветными венками, детскими картинами и иллюстрациями, поделками из природного материала – все это олицетворяло красоту природы родного края, в центре зала стояла русская красавица березка.

Дети, наряженные в народные костюмы: яркие сарафаны и косоворотки, под русскую хороводную мелодию вошли в зал. В сценарий мероприятия были включены стихи и песни, посвященные символу России – русской березке, хороводы «Во поле березонька стояла», «Ай, да березонька!», а девочки в   ярких русских сарафанах исполнили танец «Прялица». На этом празднике звучали веселые задорные частушки о березке, они были исполнены в сопровождении детского оркестра русских народных инструментов: балалайка, ложки, трещотки, свистульки. Праздник был познавательным не только для детей, но и для взрослых, они узнали, что в старые времена на Руси крестьяне из березы делали лучины для освещения избы, и девицы под горящую лучину пряли пряжу долгими зимними вечерами.

В хороводной игре «Веночек» дети и их родители друг за другом шли по кругу, ведущий выбирал понравившегося человека и одевал ему на голову сплетенный веночек, обладатель веночка становился ведущим и был вправе выбрать того, кому хотел его передать. Игра всем понравилась, она была оживленной, веселой, эмоционально-насыщенной, сопровождалась Троицкими народными песнопениями Смоленской области в исполнении трио. Не забыли и традиционную игру «Ручеек». Взрослые и дети на празднике задорно пели, танцевали, играли в русские народные игры около березки. В заключение мероприятия, согласно народному обычаю, произвели обряд – с удовольствием украсили березку венками, разноцветными ленточками и бусами из природного материала.

      Праздник, посвященный празднованию Святой Троицы, получился лучистым, светлым, радостным!

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой, случайно временно забытые, но радует, что появилась потребность народа в праздничном действии.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Современные массовые народные праздники – это наиболее доступная и естественная форма реализации творческого потенциала, который выявляется в обрядово-праздничной культуре. В системе организации досуга в культурно-досуговом учреждении очень важную роль играют и занимают одно из первых мест именно календарно-обрядовые народные праздники; имеющие языческую основу, они способствуют сохранению, дополнению и преумножению достижений родной культуры, которая передается последующим поколениям.

Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках пользуются успехом не только в сельских поселениях, но и в провинциальных городах. Исследовав и изучив эту тему на основе деятельности ДК «Энергетик», можно сделать следующие выводы: жители пос. Озерный имеют позитивные суждения о праздниках, проводимых в Доме культуры «Энергетик». Доказательством служит Троица, проведенная в 2014 году, которая собрала большое количество людей. Все больший интерес проявляют люди к традициям, обычаям и обрядам наших предков, вносят в свой обиход элементы народной культуры. Народный праздник является неотъемлемой частью жизни людей, а культурно-досуговое учреждении выступают как особыйе – это функциональная основа для возрождения народных традиций и обычаев.

«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая.»[3]


Список литературы:

1.Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010.-590с.

2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. - 442 с.

3. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. - 164 с.

4. Чекулаева Е.О. 100 Великих праздников М.: Вече, 2009. - 431 с.

Электронные ресурсы:

http://www.abc-people.com/shop/trinity.htm - Троица. Святая Троица

http://book-science.ru/social/skd/sravnitel-nye-tablicy-tradicionnyh-prazdnikov-i-obrjadov.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обрядовые праздники

Автор: Ковалькова Виктория Станиславовна

Дата: 20.12.2022

Номер свидетельства: 621033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Народный обрядовый праздник Кузьма-Демьян"»"
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-zaniatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu-v-starshiei-ghruppie-narodnyi-obriadovyi-prazdnik-kuz-ma-diem-ian"
    ["file_id"] => string(6) "275079"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452514362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сценарий обрядового праздника «Кузьминки»"
    ["seo_title"] => string(39) "stsienariiobriadovoghoprazdnikakuzminki"
    ["file_id"] => string(6) "256387"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448123453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "СЦЕНАРИЙ сценической постановки русского календарно-обрядового праздника «Капустки»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_stsienichieskoi_postanovki_russkogho_kaliendarno_obriadovogho_prazdni"
    ["file_id"] => string(6) "402616"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490257971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Обрядовый праздник «Раз, крещенским вечерком»"
    ["seo_title"] => string(47) "obriadovyi_prazdnik_raz_kreshchenskim_vecherkom"
    ["file_id"] => string(6) "526960"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1573700532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект календарно - обрядового праздника «Как у этот двор пришла Коляда»"
    ["seo_title"] => string(73) "konspekt_kalendarno_obriadovogo_prazdnika_kak_u_etot_dvor_prishla_koliada"
    ["file_id"] => string(6) "558593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1601226219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства