Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части фольклорного наследия;
Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части фольклорного наследия;
Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
Звучит фонограмма весёлого наигрыша
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас со старинным русским праздником – обрядом, который называется «Кузьма - Демьян». Кузьминки – по осени поминки. Ну, что готовы?
Воспитатель: Слушайте, да глядите,да не говорите, что слыхом не слыхивали, видом не видывали. Я буду хозяюшкой, а Вы – моими гостями.
Хозяйка:
Созываем мы гостей
Со всех волостей
На Кузьминскую вечёрку,
На Демьянов день.
Рассаживайтесь поскорей Кто в кресло, кто на лавку.
Да не делайте давку!
14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма - Демьян.
Немало народных примет было связано с этим днем.
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Если на Кузьму - Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.
Кузьма и Демьян были святыми. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян куют лед на земле и на водах. Закует Кузьма – Демьян так, что до весны не расковать!
Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. А женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.
Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. В некоторых местах и по сей день существует обычай, по которому девушка - невеста считается в день Кузьмы и Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.
Ноябрь за окном, месяц студёный. На Руси его называли Грудень. В этом древнерусском слове – картина предзимнего времени: смёрзшаяся земля лежит безжизненными грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, сковывают воду ледовые кузнецы.
Кузьма с Демьяном – большие работники. Они и кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, девушкам – пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.
Хозяйка: Ребята, давайте вспомним песню «Прялица», которую мы с вами выучили и так любим петь.
Светло, тепло, садитесь девушки за рукоделие, зимнюю пряжу прясть. Да попросим Кузьму с Демьяном помочь нам, ведь они наши покровители. А как шили - вышивали, так и песни распевали. Песни пели от души, песни были хороши! (имитируем прядение на веретене ).
Хозяйка: Запевайте, девушки! Весело поется – хорошо прядется!
Исполняется песня «ПРЯЛИЦА» ( под минус - фонограмму)
Уж ты, Прялица, кокорица моя, С горя выброшу на улицу тебя, Стану прясть и попрядывать, На беседушку поглядывать. Во беседы нет весельица, Моя милая не осердится. Моя мила по дорожке шла, Черноброва барабан нашла, Она била, барабанила. Из-за лесу парня манила, Из-за лесу, лесу темненька, Из-за садику зелененька
Кузьма-Демьян, два добрых брата, Жили в Азии когда-то
Врачевали от недугов, Изгоняли вредных духов,
Милосердием души Очень были хороши!
Хоть и были небогаты, Но с больных не брали платы,
Не просили ни гроша Братья - добрая душа.
Все вместе:
Оттого их святый труд Бессеребряным зовут.
Хороводная игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.) Старый, старый старичище, Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.) Чтоб расправил плечи, (Расходятся.) Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.) Станешь ты пригожим: Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.) И развеселишься! (Хлопают в ладоши.) Дударь, дударь, что болит? - Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
Хозяйка: Ну, ребята и девчата, удальцы и молодцы, а коль талантов вам не занимать, попробуйте загадки разгадать.
Загадки:
-В избе – изба, на избе – труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе.
(Печка)
Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит!
(Самовар)
-Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
Ас ремнём на ноге,
Не сторожем стоит ,
А всех будит.
(Петух)
-Какая водица только для грамоты годится?
(Чернила)
-Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам испекла.
(Печка)
-Черна ,мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят.
Кто съест-похвалит.
(Каша)
ХОЗЯЙКА: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил.
В конце занятия воспитатель задаёт детям вопросы по теме.