Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Где отмечается, что наставничество играет ведущую роль в его реализации. Оно становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, потому что эта технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа), что критически важно в современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наставничество в профориентации»
СЛАЙД - Наставничество в профориентации
СЛАЙД - Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Где отмечается, что наставничество играет ведущую роль в его реализации. Оно становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, потому что эта технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа), что критически важно в современном мире.
СЛАЙД -«Чтобы талант развивался, нужен наставник, взращивающий его» – первый вице - премьер Андрей Белоусов
СЛАЙД - Наставники — это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал. Следовательно, наставничество нужно рассматривать как целенаправленный, педагогически организованный процесс в работе с подростками и как эффективную форму социально-педагогической деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход, который способствует их творческой, профессиональной и социальной реализации.
СЛАЙД - 7 мая 2018 года президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов (программ) по 12 основным направлениям. В сфере образования правительству РФ при разработке национального проекта поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение нескольких задач, одной из которых является создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.
СЛАЙД - В связи с этим Министерством просвещения РФ было издано Распоряжение «Об утверждении методологии наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» от 25 декабря 2019 года № Р-145, целью которого является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет.
СЛАЙД - Таким образом, сегодня необходимо разрешить противоречие между огромной значимостью профессиональной ориентации, как для отдельной личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальной недооценкой данной работы, выражающейся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке наставников в этой области, с другой стороны. Для разрешения представленного противоречия необходимо реализовать следующие тенденции:
СЛАЙД - 1. Изменение роли наставничества в профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что наставники не только помогут значительной части людей найти свою нишу на рынке труда, но и научат их конструировать свой собственный профессиональный маршрут и вносить в него своевременные изменения в соответствии с требованиями рынка труда.
СЛАЙД - 2. Школьная профориентация является здесь важнейшей основой, которая во многом определяет и дальнейшее карьерное развитие человека. Усложнение социально-экономической ситуации, жизненного и карьерного выборов требуют повышения готовности самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному решению своих карьерных вопросов. Наставничество в этом случае предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих обучающихся через профессиональные пробы и формирование у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения;
СЛАЙД - 3. Повышение уровня прагматичности профориентационной работы требует от наставников в перспективе оказать помощь в формировании готовности обучающегося решать определенные задачи, опираясь на формирование индивидуального стиля деятельности, приобретаемый опыт. Особенно это важно для старшей школы, где становление и реконструкция опыта профессионального самоопределения идет особенно интенсивно и часто болезненно.
СЛАЙД - Поэтому задача наставников – предоставить обучающимся возможность самореализоваться в практической деятельности через организацию профессиональных проб. Это пока самое слабое звено в работе по профориентации и возможно лишь при соблюдении следующих условий:
СЛАЙД - 1) увеличение времени на наставничество (переход от одноразовых, эпизодических консультаций к многоразовым встречам); 2) создание организационных условий для такой работы (системной и комплексной); 3) специальная подготовка наставников, способных работать по разным направлениям с использованием различных методов; 4) изменение у наставников отношения к профориентации (осознание ее реальной важности).
СЛАЙД - Таким образом, наставничество предполагает профориентационную помощь, направленную на решение конкретных задач в конкретных ситуациях с четким результатом, с одной стороны, и задач более отдаленной перспективы с менее определенными результатами, с другой стороны.
СЛАЙД - Наставник помогает подопечному встречаться с людьми, которые профессионально занимаются тем, что его интересует. Это даёт ребёнку возможность получить информацию о профессии из первых уст. Важно создать такой формат работы, чтобы у ребёнка была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно
Осуществление качественной подготовки профессионала начинается еще со школьной скамьи. Профориентационная подготовка школьников – это этап предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления будущей деятельности. Каждый человек имеет право выбора профессии и выбора различных курсов в зависимости от своих личных интересов и планов. Правильный выбор определяет возможность получить рекомендации от наставника, что поможет обучающемуся полностью раскрыться, проявить себя, реализоваться в избранной профессии в будущем. Отношения между обучающимися и наставниками строятся на основе опыта, навыков и знаний, касающихся профессиональной тематики. Наставничество подразумевает помощь старшего младшему, только выбирающему путь в профессию.
СЛАЙД - В наставничестве в профориентации существует несколько сложившихся подходов: – диагностический – позволяет выявить склонности и интересы; – информационный – дает возможность разобраться, что происходит на рынке труда; – личностно-развивающий – помогает научиться делать осознанный выбор, подчеркивает важность активной жизненной позиции; – погружение – это мероприятия, позволяющие почувствовать деятельность изнутри (стажировки, профпробы и др.). Наставничество более полно реализовывается в двух последних практиках: личностно развивающих мероприятиях и мероприятиях с погружением в профессиональную деятельность. Таким образом, наставник помогает наставляемому лучше разобраться в том, кто он есть, и на своем примере показывает особенности определенной профессиональной деятельности. Наставничество – волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Качества успешных наставников. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.
СЛАЙД - Актуальная статистика говорит о том, что около 36 % людей, получивших высшее образование, никогда в жизни не работали по специальности, приобретенной в вузе. Это зря потраченное время, выброшенные бюджетные или родительские деньги. Ни время, ни деньги никогда не вернутся. Наставник помогает подростку планировать свой профессиональный путь, ставить разумные цели, распределять приоритеты.
СЛАЙД - В нашей школе есть курс «Мир профессий». Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств. Внеурочная деятельность «Мир профессий» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, поможет соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Формы и методы проведения занятий
рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий.
Перечень интернет-ресурсов по профориентации: 1.Атлас новых профессий - Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшие 15-20 лет, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям: http://atlas100.ru/.
2. Навигатум - Федеральный образовательный и научно-исследовательский проект. Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет: https://navigatum.ru/.
3. Проектория - Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами: https://proektoria.online/forum.
4. Zасобой - Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися: https://засобой.рф/.
5. Калейдоскоп профессий - Сайт кинокомпании «Парамульт». Проекты для взрослых и детей. Современный образовательный мультсериал. Просто и понятно о профориентации и выборе профессии для малышей, старшеклассников, студентов, взрослых в формате коротких видео: https://paramult.ru/.
Что нужно сделать, чтобы профориентация была с 10 лет?
Таким образом, в числе основных задач взаимодействия наставника с наставляемым является: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ. Обучающимся важно иметь перед собой пример личности, на который они могли бы опираться и который будет вдохновлять их. Система наставничества в этом контексте имеет большую ценность, помогая ребенку перенимать реальный опыт в той или иной профессиональной сфере.
Закончить своё выступления я хотела словами Сократа: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». Поэтому очень важно помочь нашим детям в поиске нужной профессии!