Методические советы педагогу по организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Методические советы педагогу по организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Целью материала является разработка системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной диалогической речи в театрализованных играх по мотивам сказок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические советы педагогу по организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста»
Методические советы педагогу по организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста
В театрализованных играх содержание, роли, игровые деяния обусловлены сюжетом и содержанием того либо другого литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в базе тех и остальных условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки либо рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят действия в чёткой последовательности.
Чаще всего основой театрализации являются сказки. В притчах виды героев очерчены более ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, деяния чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Просто драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях употребляются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
Управление воспитателя заключается в том, что он до этого всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям несложно усвоить и перевоплотить в игру - драматизацию.
Для развития у детей дошкольного возраста связной диалогической речи, мы составили следующий план работы, куда включили разнообразные игры-драматизации.
Естественно, что, любая игра-драматизация, инсценировка, выступление и т. д. должны быть подготовлены. Воспитателю лучше всего составить заранее план таких занятий. Это поможет подготовить материал, дополнительные ресурсы (куклы, иллюстрации, книги, игрушки, костюмы и другое).
На наш взгляд, логично было бы оттолкнуться от времени года, от праздников и событий, которые отмечаются в семьях, детском саду и стране, от общих тем, по которым проходят занятия в группе. Либо ролевая игра может быть выбрана, исходя из потребностей данной группы (новый ребенок в группе, агрессивный или капризный ребенок и т.д.)
Например, осень – это пора, когда дети, так или иначе, задействованы в сборе урожая, заготовках на зиму, когда в детских садах рисуют и лепят на «осенние» темы, а так же проводятся беседы об изменениях в природе, об уборке урожая и т.д. В этот период можно подготовить театрализованное мини-представление, где каждый ребенок исполняет роль овоща или фрукта, разучив небольшое стихотворение про данный плод, подготовив с помощью взрослых костюмы, маски. Или инсценировка сказки по ролям (например,
сказки «Репка», а для детей подготовительной группы можно взять одну из сказок Сутеева В.).
Составление перспективного плана (см. Приложение 2) начинается с тщательного продумывания занятий. Необходимо следовать принципу «от простого к сложному», чтобы первые занятия были несложными, доступными и пробудили интерес детей, а не наоборот. Безусловно, важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка, их интересы и увлечения. Нельзя допускать, чтобы драматизация, как и любое другое занятие, были однообразными, скучными, утомительными и быстро надоедали детям.
Периодичность проведения драматизированных игр, в зависимости от времени, требуемого на подготовку и проведение мероприятия, от продолжительности самого занятия. Так, например, подвижные народные игры можно проводит так часто, как это интересно детям, во время прогулок. Подготовка большого концерта займет гораздо больше времени и сил на подготовку, и проведение, поэтому такие мероприятия имеет смысл проводить раз в один-два месяца, не чаще.
Итак, в перспективный план должны быть включены следующие пункты:
анализ ситуации (в котором выделены проблемы, над которыми необходимо работать, чтобы развивать диалогическую речь);
название мероприятия;
цели и задачи развития речевых навыков;
дата проведения мероприятия (месяц);
кол-во занятий (серия занятий, одно занятие)
предварительная подготовка, которая требуется (учитывая помощь родителей, коллег, а также участив в подготовке самих воспитанников);
возрастные и индивидуальные особенности детей данной группы (что поможет мотивации и вовлечению всех детей, поможет распределить задания по возможностям).
Перспективный план, составленный воспитателем заранее, помогает определиться не только с темой и приемом драматизации, но и с подготовительным этапом. Это, в свою очередь, делает игру увлекательнее для дошкольников, повышает мотивацию, а, значит, способствует более эффективному развитию навыков диалогической речи.
Структура методического пособия:
Перспективный план работы с детьми.
Театрализованные игры.
Упражнения на развития связной диалогической речи.
Консультация для родителей.
Задачи работы с детьми:
1.Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм.
Углубление театрально – игрового опыта за счёт освоения разных видов игры – драматизации и режеcсёрской театрализованной игры.
Развитие специальных умений обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Развитие навыков диалогической речи.
Направления работы с детьми по использованию театрализованной игры:
От игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре – контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интепритацией ребёнком или соединяются несколько произведений.
От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя
От игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций « артист», «режиссер», « сценарист», « оформитель», «костюмер».
От театрализованной игры к театрально - игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Перспективный план работы с детьми
по использованию театрализованных игр
Месяц
Игры-драмматизации
Цель
Особенности развития диалога
Сентябрь
«Колобок»
Развивать умение вступать в общение, слушать и слышать собеседника; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Диалог происходит между несколькими детьми, побуждает детей слушать собеседника, говорить внятно, четко.
Сентябрь
«Колобок»
Закрепить умение говорить выразительно в нормальном темпе, развивать диалогическую речь.
Диалог происходит между несколькими детьми, побуждает детей слушать собеседника, говорить внятно, четко.
Диалог способствует тому, чтобы ребенок мог регулировать тембр голоса, интонацию, следить за грамотностью речи.
Ноябрь
В. Сутеев «Под грибом»
Развивать умение общаться, грамотно выстраивать диалог, задавать и отвечать на вопросы.
Диалог способствует развитию навыков культуры речи.
Декабрь
К. Чуковский «Цыпленок»
Развивать речевой этикет, умение поддерживать и завершать общение, проявлять инициативу в общении.
Диалог способствует умению строить связный текст, используя все структурные элементы.
Январь
«Заяц, Лиса и Петух»
Развивать речевой этикет, умение поддерживать и завершать общение; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Диалог способствует правильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой.
Февраль
«Заяц, Лиса и Петух»
Развивать умение общаться, грамотно выстраивать диалог; развивать навыки культуры речи.
Диалог способствует правильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой.
Февраль
«Кем быть» В. Маяковский
Развивать речевой этикет, умение поддерживать и завершать общение; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Диалог способствует интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
Март
«Кот и лиса»
Закреплять умение общаться, грамотно выстраивать диалог; развивать навыки культуры речи.
Диалог способствует правильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой.
Апрель
«Лиса – сирота»
Закрепить умение общаться в паре, группе, коллективе; развивать навыки культуры речи.
Диалог происходит между несколькими детьми, побуждает детей слушать собеседника, говорить внятно, четко.
Май
«Лиса – сирота»
Закрепить умение говорить выразительно в нормальном темпе, развивать диалогическую речь.
Диалог происходит между несколькими детьми, побуждает детей слушать собеседника, говорить внятно, четко.
Комплекс театрализованных игр для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра с детьми пятого года жизни «Теремок»
Воспитатель:
Дети, давайте играть «в терем-теремок». Я буду ведущим, Оля — мышкой-норушкой, Таня — лягушкой-квакушкой, Витя — зайкой, Митя... (и т. д.). Вот эти стулья будут теремком, который стоит в поле. «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок...» И вот бежит мимо... кто?
Оля. Я бегу, я — мыска-норуска...
Исполнив свою роль, Оля садится на стул и вступает в соответствующих местах снова: «Я — мыска-норуска». Так же поступают дети, исполняющие все другие роли.
В своей речи на таком занятии детям разрешается отступать от текста сказки. Воспитатель поправляет лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо. Исправлением фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто все еще не различает [ш] — [с], можно придумать игру «в ветер».
Воспитатель. Слушай, Оленька, два ветра побежали по земле поиграть с лесом и с травами. Вот вбегают ветры в лес: «Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!» Теперь ты, Оля, скажи.
Оля (старается повторить за воспитателем) Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес! Воспитатель. Пробежали ветры сквозь лес и выскочили в поле, а там травы стоят свежие, густые. «С-с-с, здравствуйте, свежие травы!» — кричат ветры. Теперь ты скажи, Оля.
Оля.С-с-с,здравствуйте, свежие травы!
Воспитатель. А лес в ответ: «Ш-ш-ш...Шу-шу-шу...Ши-ши-ши...» А трава в ответ: «С-с-с... Су-су-су... Сы-сы-сы...» Ты, Оля, будешь лес, а я трава, я буду говорить «с», а ты «ш». Потом роли меняются, и упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок сохраняет к нему интерес, т. е. пока о не утомится.
Игра-инсценировка «Как поступить?»
Цель: поупражнять детей в соблюдении некоторых правил поведения; обогатить словарь детей за счет слов и оборотов речи, необходимых для общения с окружающими.
Ход занятия.
Дети рассаживаются так, чтобы всем была хорошо видна дверь в комнату. Воспитатель предупреждает, что сейчас их товарищи покажут им небольшую сценку, и предлагает понаблюдать за поведением детей и оценить их действия.
Двое детей, взявшись за руки, собираются выйти из комнаты. В дверях они встречаются с другой парой, которая идет им навстречу. Обе пары никак не могут разминуться. Затем они садятся на стулья в специально отведенном для них месте.
«Вам понравилось наше маленькое представление?» — интересуется воспитатель. И спрашивает: «Как же следовало поступить, чтобы в дверях не было сутолоки?» Дети высказывают свои суждения, дают советы и даже показывают, как можно было бы, не толкаясь, разминуться в дверях.
Педагог выслушивает и обобщает ответы. И наконец, обе пары встают и показывают, как в подобных ситуациях ведут себя воспитанные люди, знающие правила поведения. В речи детей закрепляются обращения типа: «Проходите, пожалуйста», «Будьте добры, проходите».
- Вы все поняли?— спрашивает у зрителей педагог.
-Все,- отвечают дети.
- А я не понял,— сокрушается Ушастик.— И не запомнил, что нужно сказать людям, с которыми встретишься в дверях.
Воспитатель успокаивает Ушастика и приглашает к столу четырех детей. Они показывают медвежонку и сверстникам, как надо не толкаясь, не суетясь разминуться в дверях («Нужно, чтобы один ребенок отступил и встал сзади другого, и одна группка предложила другой пройти»).
Далее дети с помощью педагога разыгрывают следующие сценки:
1. В дверях двое детей встречаются с воспитателем и ребенком. «Как же быть в этом случае?»— интересуется педагог. (Ребенку следует пропустить вперед взрослого, а детям, идущим навстречу взрослому, нужно посторониться.)
2. Мальчик и девочка идут навстречу двум другим детям. «А как нужно поступить в этом случае?»— спрашивает педагог. (Мальчики пропускают вперед девочек, затем один из них обращается к товарищу: «Проходите, пожалуйста»).
3. Воспитатель встречается в дверях с четырьмя детьми. Ребята единодушно во мнении: «Взрослого надо пропустить, уступив ему дорогу». «Будьте добры, проходите»,— говорят они воспитателю. И повторяют фразу еще раз, чтобы ее смогли запомнить все дети и Ушастик.
В заключение педагог выясняет, что нового дети узнали на сегодняшнем занятии. Затем раздает всем кукол, медведей и других игрушечных зверей и предлагает научить их правилам поведения.
Игра-инсценировка «У нас в гостях медвежонок». Повторение детьми знакомых потешек
Цель: учить детей замечать в группе присутствие незнакомого человека, приветливо разговаривать с посторонними людьми. Вспомнить с детьми потешки, которые они учили наизусть. Поощрять выразительную декламацию.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает о том, как следует встречать гостей; что можно показать и рассказать пришедшим в группу взрослым или детям: «Послушайте, дети, что я сейчас вам расскажу. Однажды после завтрака в среднюю группу вошла незнакомая женщина.
«Здравствуйте, дети!» — сказала она. Ребята, хотя и были очень-очень заняты,— они играли,— приветливо ответили: «Добрый день». Что ответили дети? Как они ответили?
«Нашу гостью зовут Людмила Ивановна,— представил ее педагог.— Она попросила разрешения присутствовать на нашем занятии».
Во время этого разговора Наташа (вот умница!) принесла гостье стул. За что я назвала Наташу умницей? С какими словами Наташа обратилась к гостье?
Людмила Ивановна поблагодарила Наташу и села на стул. «Хотите посмотреть, как зацвел наш цикламен?» — предложил гостье Павлик. Что предложил Павлик? Как он это сказал? «А хотите, я покажу вам нашу свинку?» — спросила Алена. Что и как она спросила? «Я могу показать вам интересные книжки», — вступил в разговор Игорек. «А я сварю вам вкусный кофе»,— улыбнулась Машенька и заспешила к плите. «Я познакомлю вас с нашей любимой Анной Емельяновной (няней)»,— решила Аннушка.
«А я...», «А я...» — неслось со всех сторон, так как все дети хотели что-нибудь показать, рассказать гостье, чтобы ей понравилось у них в гостях.
«Какие милые, приветливые малыши»,— подумала Людмила Ивановна. А когда вернулась домой, рассказала про нас своим друзьям и знакомым. Ее рассказ услышал большой рыжий медвежонок. Услышал и тоже решил отправиться в нашу среднюю группу. Захотелось рыжему мишке собственными глазами-пуговками посмотреть на гостеприимных детей. Каких детей?
Пора бы мишке уже добраться до нашей группы. Сбегайте к окнам, посмотрите, не идет ли медведь. (Физкультурная пауза.) Не видно? Тогда возвращайтесь за столы, а я пойду посмотрю в коридоре. Вы тихонько посоветуйтесь с соседями по столу о том, что можно показать медвежонку, о чем ему рассказать. Стул для гостя приготовит Игорек».
Появляется медвежонок. Воспитатель, после того как дети ответили на приветствие медведя и пригласили его сесть, предлагает показать мишке самое интересное, что есть в группе; обращает внимание всех детей на то, как ребенок предлагает медвежонку посмотреть (показать) что-то. Например: «Я хочу показать медведю наших рыбок»,— говорит Саша. «Думаю, что это будет интересно нашему гостю,— одобряет воспитатель.— Иди, предложи мишке посмотреть рыбок». «Хочешь, Мишенька, посмотреть рыбок?» — спрашивает у медвежонка Саша.
Дети показывают медвежонку животных, растения, книжки, любимые игрушки, знакомят его с няней. Медвежонок благодарит детей за гостеприимство.
В заключение дети читают медвежонку потешки. Воспитатель предлагает вначале назвать потешки, которые дети учили наизусть: «Киска», «Расти коса», «Гуленьки». Затем спрашивает, кому какая потешка нравится. И вызывает детей прочесть две из них, а третью читает сама.
Игра «Мальвина учит Буратино»
По мотивам сказки А. Толстого
"Золотой ключик или Приключения Буратино"
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БИБАБО, ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР, ДРАМАТИЗАЦИЯ
Цель. Дать представление о школе, труде учителя, обязанностях учеников, высмеять неумелость, беспомощность Мальвины и нерадивость Буратино, противопоставить им прилежание детей, уважительное отношение к воспитателю, а с его стороны доброжелательное и требовательное отношение к детям, укреплять желание учиться. Выразительно и с юмором исполнять роли, активно участвовать в подготовке игры, творческом разыгрывании сюжета.
Персонажи. Ведущий, Мальвина, Буратино, пудель Артемов, мотыльки, птички и др.
Подготовка к игре. Предварительное чтение по частям сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" в детском саду или дома.
Материал. Для кукольного театра: персонажи, сделанные из бумаги, с приспособлениями для надевания на пальцы или куклы бибабо. Соразмерные персонажам предметы: парта, чернильница, тетрадь, стол, посуда, яблоко. Мотыльки, птички на длинных вибрирующих проволочных стержнях.
Декорации: цветущие в саду кусты и клумбы, (Их нарисуют дети, а вы помогите им наклеить декорации на марлю. Сад будет иа втором плане служить фоном при разыгрывании сцен завтрака и учебы.)
Для драматизации: колпачок и длинный нос (бумажный конус) для Буратино, голубые волосы с бантом для Мальвины.
Ход игры. При проведении первой игры будет лучше" если все роли вы возьмете на себя, показав тем самым образцы их исполнения. Можно привлечь и помощников. Наверняка найдутся желающие среди детей. В дальнейшем ребята с успехом будут исполнять роли полюбившихся героев.
По ходу представления зрители не должны быть пассивными наблюдателями. Все они - активные участники игры: они постоянно общаются с персонажами, дают им советы и могут даже повлиять на ход событий. Ведущий создает атмосферу представления: то он строго разговаривает с Буратино, то вызывает общее веселье, то заставляет детей задуматься, спрашивая у них совета, то сам объясняет правила поведения. Например, увидев растерянную Мальвину и развязно сидящего Буратино, он спокойно и серьезно объясняет ему, как правильно сидеть за столом. Можно попросить сделать это ребенка, которому вы помогаете совершенствовать осанку ("Петя, объясни Буратино, как нужно сидеть за столом").
В эпизоде, где Буратино с жадностью проглатывает целиком пирожные, тоже попросите кого-либо из ребят объяснить правила поведения за столом. Очень важно, чтобы эта сценка вызвала веселый смех детей. Во многом это зависит от мастерства исполнителя роли.
Так как методы воспитания Мальвины не всегда должны восприниматься детьми как пример для подражания, ведущий в необходимых случаях- появляется из-за ширмы и ласково и участливо разговаривает с этим "несносным мальчишкой", чтобы всем стало ясно, как добиться успеха в воспитании.
Итак, кукольный театр начинается.
Раздвигается занавес, и зрители видят цветущий сад. Звучит беззаботная музыка, щебечут птицы, порхают бабочки.
Ведущий. Девочка с голубыми волосами сидела в саду, за 'маленьким столом, накрытым кукольной посудой, и отмахивалась от надоевших бабочек.
Мальвина (с досадой). Да ну вас в самом деле!
Пудель Артемом, помогая Мальвине, лает на бабочек, гоняется за ними, устраивая иеселую суету. Появляется Буратино. Он такой нескладный, что невозможна удержаться от смеха. Буратино садится УА стол. Движения его развязны: подчеркнуто неправильная поза, нога подвернута под себя.
Мальвина в недоумении разводит руками, как бы обращаясь к детям за советом: как быть? Ведущий объясняет ему, как сидят за столом. Буратино садится правильно, но скоро опять начинает вертеться.
Мальвина наливает а крошечную чашку какао.
Ведущий (укоризненно). Буратино миндальные пирожные запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал, причмокивая.
Действия Буратино вызывают у детей смех. Мальвина огорчена. Ведущий терпеливо объясняет Буратино, как едят пирожные, варенье.
Ведущий (с сожалением). Когда Мальвина отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, Буратино схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Мальвина (строго). Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Дети, он уже забыл и ваши советы. (Далее резко.) Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки, правда, дети? (Хлопает ресницами от возмущения, говорит очень раздраженно, недоброжелательно.) Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
Буратино (в отчаянии). Вот так попал.
Ведущий. Дети, подумайте, может быть, пригласим Буратино посещать наш детский сад? Воспитательница у вас добрая, любит вас? Вам жалко Буратино? Где же он мог научиться всему тому, что требует
Мальвина. Ведь он еще не ходил в школу!
На траве вокруг дома пудель Артемов носится за маленькими птичками. Буратино следит за ним с завистью: здорово птиц гоняет! Делает попытку вылезти из-за стола.
Ведущий (сочувственно). От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился.
Мальвина. А сейчас будем заниматься воспитанием. (Убирает чайный стол, ставит доску и парту.) Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. (Берет кусочек, мела.) Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино. Врете, ни одного.
Мальвина (терпеливо). Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока.
Буратино (дурашливо). Ха-ха!
Мальвина. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино (уверенно). Два.
Мальвина (умоляюще). Подумайте хорошенько.
Буратино (не задумываясь). Два.
Мальвина (с удивлением). Почему?
Буратино (решительно). Я же не отдам никому яблок, хоть он дерись!
Мальвина (огорченно). У вас нет никаких способностей к математике.
Ведущий. Дети, почему Буратино не сумел решить такую простую задачу? Верно. Он думал о яблоках, а не о вычитании. Ведь он никогда их не ел. Что дал бедный папа Карло своему деревянному сыночку на завтрак? Горькую луковицу. Может, угостим Буратино яблоками?
Буратино благодарит ребят и с хрустом ест яблоко.
Ведущий. Придумайте теперь для него задачу.
Дети придумывают, Буратино решает.
Мальвина поражена его успехами.
Мальвина. Займемся диктантом. Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Ведущий. Но Буратино никогда не видел пера и чернильницы!
Мальвина. Пишите.
Буратино тотчас же сует в чернильницу свой нос н страшно пугается, когда с носа на бумагу падает чернильная клякса.
Мальвина всплескивает руками, у нее даже появляются слезы. Она в отчаянии.
Мальвина (резко). Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемом, отведи Буратино в темный чулан!
Ведущий. Благородный Артемон появился, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки.
Дети, вам, наверное, жаль Буратино? А Мальвину? Почему ей не удается его научить ничему, а у вас он охотно учится? (Ответы детей.)
Да и сама Мальвина расстроилась, ведь она же не злая девочка. (Показывает на плачущую куклу.) Успокойся, Мальвина, позови вместе с детьми Буратино из чулана.
Мальвина зовет Буратино. Появляется сердитый Буратино.
Буратино. Нашлась воспитательница, подумаешь. У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Ведущий. Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи-ка лучше с Мальвиной к детям на занятия по грамоте и математике. Наша воспитательница вас быстро всему научит!
Повторные игры лучше проводить как драматизации. Обязательно используйте в них новые ситуации, чтобы дети применяли свои знания по культуре поведения на практике. Можно предложить им разнообразные задания по математике, родному языку. .
А может быть, ребята захотят вместе с Буратино быть учениками Мальвины? Буратино учится так успешно, что становится отличником и помогает отстающим.
Игра должна быть наполнена весельем, шутками. Можно использовать и пословицы, если они к месту: Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Грамоте учиться - всегда пригодится. Век живи, век учись. Ум хорошо, а два лучше. Возьми книгу в руки - и не будет скуки. Ошибся что ушибся - вперед наука.
Учительница Мальвина читает детям стихи и дает им задание - нарисовать к ним рисунки или разыграть сценки.
Когда написал я: барашек.
Когда написал я: поляна,
То стали курчавыми вдруг
Уселась пчела на цветок.
Две бабочки стали кружиться
И тут же попали в сачок.
Но если пишу я: мой папа,
Мне хочется прыгать и петь,
Я самый высокий и сильный,
И всех я могу одолеть.
М. Карем
А Буратино выражает радость от своих успехов стихами:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста!
Прочти!" Не надо умолять сестрицу:
"Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать, Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Начать очередную игру можно стихами
С. Маршака "Первое сентября".
Игра «Почему кот моется после еды»
(по мотивам литовской народной сказки)
ЧТЕНИЕ ИЛИ РАССКАЗЫВАНИЕ-СКАЗКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
Цель. Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.
Персонажи. Ведущий, кот, воробей, воробышки.
Подготовка к игре. Наблюдение повадок кошек, воробьев. Подвижная игра "Воробышки и кот".
Материал. Для ведущего - элементы литовской народной одежды: головной убор, пояс и др. Элементы костюма для ролей кота и воробья - детали, которые напоминают их образы (пушистый хвост, усы, ушки для кота, перышки, клюв для воробья и др.). Музыкальная запись песен В. Витлина "Котята и кошка", Т. Ломовой "Птичка".
Ход игры. Непосредственно перед игрой нужно удивить ребят. Войдите в комнату и на родном литовском головном уборе и сообщите им, что литовские ребята прислали гостинцы: вам головной убор, малышам - сказку. "Про кого сказку?" будут спрашивать дети. "Догадайтесь сами",- ответите пы и загадаете им загадки или прочтете стихи, например эти:
О кошке.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет.
Мягкие лапки,
А в лапках - Царапки.
Молоко пьет, песенки поет,
Часто умывается,
а с водой не знается.
Острые ушки,
на лапках подушки,
Усы - как щетинка,
дугою спинка.
Днем спит,
на солнышке лежит,
Ночью бродит,
на охоту ходит.
О воробьях.
Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи подбирает.
По полям кочует, коноплю ворует.
В гнезде воробышки живут
И, утром только лишь встают,-
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик,
Так весело поют.
Конечно же, ребята без труда отгадают персонажей сказки. Тогда вы спросите, кто из них сможет ответить на очень-очень сложный вопрос: "Почему кот моется после еды?" Тут уж наверняка ребята задумаются и будут высказывать самые различные предположения. Внимательно выслушайте всех, а затем сообщите, что сказка, которую им подарили ли-товские дети, так и называется - "Почему кот моется после еды".
Начинайте читать сказку от имени ведущего, а исполнители ролей кота и воробья пусть имитируют действия персонажей и повторяют свои реплики за ведущим. .
Ведущий. Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, зернышко за зернышком подбирает (постукивает пальцем по столу, подражает чириканью воробья, побуждая детей делать то же), а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. (Выглядывает из-за книги, широко раскрыв глаза, и жестом приглашает кота повторить действие.) Смотрел кот, смотрел, да как прыгнет из-за угла на воробья (взмахом руки снизу вверх побуждает кота подпрыгнуть), схватил его за крыло и говорит (кот повторяет за ведущим): "Неплохо я сейчас позавтракаю!"
Воробей (повторяет за ведущим). Что вы, что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
Кот (повторяет за ведущим). А что мне, любоваться тобой, что ли?
Ведущий. Фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
Воробей (за ведущим). Да постыдитесь же, кот! (Чирикает.) Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
Кот (за ведущим). И то правда!
Ведущий. Сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку. (Показывает, побуждая детей повторить движение.) А воробей, недолго думая, прыг, в сторону. Взмахнул крыльями и улетел. (Мимикой и жестом подражает хитрому воробью и прожорливому одураченному коту.)
С той поры кот всегда моется только после еды.
При повторных играх выберите на роли воробышков двух-трех детей. Измените экспрессивно-мимические средства, меньше регламентируйте действия персонажей. Закончить игру лучше по-иному, например так; "Огорчился кот, а что же наш воробышек? Щебечет, радуется, что перехитрил кота, ускользнул от него. Вот послушайте стихотворение":
Наш воробушек качаться захотел,
В гости к тоненькой былинке прилетел.
Сел на самую вершинку - циньцвиринь,
Покачай меня, былиночка, подкинь!..
Колыхается бйлинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит поутру!
Ой, как весело, когда на свете
май!
Ты воробушка, былинка, покачай!
М. Познанская
Можно задать детям вопрос: "А как бы вы помогли воробью?" Выслушав ответы ребят, прочитайте стихотворение, которое написала школьница из Баку Аня Слепова:
На кустах смородины воробьи сидят, Голодными глазами на меня глядят, Я насыплю корма вам и пшена и крошек. Чтоб хватило сил у вас улететь от кошек.
"Наверное, Аня так и поступает. А вы, дети?" - спросите их.
Игра «Детки в клетке»
(по С. Маршаку)
ТЕАТР ИГРУШЕК, КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ ИЛИ НА СТОЛЕ
Цель. Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе.
Подготовка к игре. Для театра картинок изображения животных наклейте на ватман и в зависимости от вида театра сделайте поддерживающее приспособление: фланель или опору. Лучше, конечно, использовать игрушки, так как объемные образы создают более полное представление о животном. Существенное условие - соразмерность картинок или игрушек: слон не может быть одного размера с волком, а волк-с гусенком.
Если животные и декорации сделаны на удлиненных планках и из очень плотного картона или фанеры, то их можно укрепить в песок или снег и проводить игру на открытом воздухе.
Материал. Фигурки животных, сторожа (картинки или игрушки). Декорации, изображающие зоопарк: клетки, площадка молодняка,, бассейны; мяч, пища для разных животных, фоны, изображающие природные условия обитания разных животных, туфельки для слона.
Ход игры. Приглашая детей на "экскурсию" в зоопарк впервые, поинтересуйтесь: побывал ли кто-нибудь уже там? Помнят ли ребята рассказы о животных? Попросите кого-либо из них поделиться своими впечатлениями о посещении зоопарка.
Выберите себе помощников и для демонстрации животных. По ходу "экскурсии" подавайте им игрушки (картинки): они их разместят на заранее приготовленные места. Остальные дети -
посетители. А экскурсоводом будет всем известный поэт Самуил Яковлевич Маршак.
Первая часть
Ведущий.
Весною в нынешнем году
В Зоологическом саду
Родился лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
(Просит детей показать животных посетителям.)
Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом.
(Обращает внимание на площадку, еде расположен молод
Они играют и лежат.
Козел бодает медвежат.
А лев и волк несутся вскачь!
И разноцветный гонят мяч.
(Вместе с детьми меняет расположение животных в соответствии со стихами.)
Звери. Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем...
Все.
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
Ведущий (показывая фигурку сторожа).
Вышел сторож из сторожки,
Подметает он дорожки,
Курит трубку у ворот.
(Подходит к фигуркам животных и начинает их озвучивать.)
Двое-трое детей водят фигурки зверей в соответствии с текстом.
Звери. Нам обедать не дает.
Долго, долго у решетки
Мы стоим, разинув глотки.
Знаем, знаем без часов, Ч
то обед для нас готов.
Ведущий вместе с детьми кормит зверей.
Звери. За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Это трудная работа -
Щеки лоснятся от пота.
.
Все смеются. Ведущий продолжает читать стихотворение, а дети водят игрушки или картинки в соответствии с текстом.
Ведущий.
После пищи нужен сон.
Прислонившись дремлет слон.
Показав себя народу,
Бегемот ныряет в воду.
Крокодил упал на дно
И лежит там, как бревно.
Темно-бурый медвежонок
Про себя ворчит спросонок.
Только пони и верблюд
Принимаются за труд.
А по кругу, по площадке
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом,
Машут челкой и хвостом.
Из второй части стихов выберите одну - две истории.
Детям предложите прибавить к ним рассказы о тех же животных из личного опыта. Желающим создайте условия для сюжетно-ролевых игр.
Вторую игру начните с первой части текста. В следующий раз общий обзор зоопарка можно сделать по тексту фрагмента "Где обедал воробей?".
Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за вами. Вместе с известными уже историями о животных это займет немного времени. Поэтому прибавьте еще две-три новых истории. Посетители по желанию могут имитировать характерные движения животных. К уже известным декора-циям хорошо бы изготовить еще и фоны, изображающие природные условия обитания животных, например пингвина, тигра к т. д. Во время игры вызывайте радость у детей при встрече с уже известным им животным или же при новом знакомстве.
Вторая часть
Ведущий.
Где обедал воробей? Воробей.
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Ведущий. Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Тигренок.
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска!
Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.
Пингвинята.
Мы - два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица - наша мать?
Где ее нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы. Гуси?
Страусы? Павлины? Догадались!
Мы...
Ведущий. Ребята, догадались, что это... маленькие пингвины?
Львята. Вы разве не знаете папы -
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит -
басом, И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.
Ведущий поощряет детей, которые самостоятельно начинают подражать львятам. Появляется страусенок.
Страусенок.
Я - страусенок молодой,
Когда пугаюсь, я бегу,
Заносчивый и гордый.
Вытягиваю шею.
Когда сержусь,
я бью ногой,
А вот летать я не могу,
Мозолистой и твердой.
И петь я не умею.
Ведущий. Он чем-то похож на лебеденка, а чем-то отличается от него. Чем же, дети? (Слушает ответы детей.) г
Появляется Лебеденок.
Лебеденок.
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Ведущий. А вот и наш друг.
На Севере собака незаменима. В самых труднопроходимых местах этот "вездеход" прой-дет в упряжке с другими собаками и повезет тяжелые сани - нарты. Эскимосская собака. На прутике записка:
"Не подходите близко!"
Записке ты не верь -
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки!
Ведущий. Посмотрите, ребята, а это кто такой с двумя горбами?
Верблюд. Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают!
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.
Ведущий. Посмотрите-ка сюда! Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца.
Совята.
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, Они едят,
Когда едят, Они не спят.
Когда прогулка по зоопарку закончится, дети могут продолжить самостоятельную сюжет-но-ролевую игру с животными. Помогите всем желающим.
Игра «Красная Шапочка»
(по мотивам сказки Ш. Перро)
ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИМПРОВИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ
Цель. Воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях, готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению ее сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей.
Персонажи. Ведущий, Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, дровосеки, лесные обитатели - цветы, деревья, птицы, насекомые, зверята, грибы и др.
Подготовка к игре. Покажите детям диафильм "Красная Шапочка" по сказке Ш. Перро (художник Е. Мигунов). Привлеките их к изготовлению атрибутов для предстоящей игры. Можно разрисовать шапочку, фартук, вылепить из пластилина угощение для бабушки, сделать из мягкой приволоки очки, соорудить кровать, нарисовать атрибуты для персонажей живого и доброго леса.
Материал. Для девочки - красная шапочка, фартучек, корзинка с гостинцами; шапочка или маска с изображением зубастого волка; элементы одежды и атрибуты для дровосеков - шапочки, куртки, жилеты, деревянные топорики; элементы костюма мамы; очки, фартук для бабушки, кровать, домик.
Ход игры. Организуя первую игру, сообщите детям, что к ним в гости пришла сказка из Франции - "Красная Шапочка", а написал ее французский писатель - сказочник Шарль Перро. Распределяя между детьми роли, постарайтесь сделать так, чтобы в игре участвовало как можно больше детей. Для этого можно предложить им изображать деревья, цветы, грибы, ягоды в лесу или же птиц, бабочек, жуков, стрекоз и т. д. Тот, кто выбрал себе роль обитателя леса, дома учит наизусть загадку или стихотворение про это животное или растение.
Роль ведущего возьмите на себя.
Ведущий (ласково). Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было.
Красная Шапочка здоровается, улыбается, делает реверанс.
Ведущий. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Мама и бабушка ласково гладят девочку по голове, поправляют платьице.
Ведущий. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку.
Ведущий выражает восхищение подарком, побуждает девочку радостно его принять. Любуется вместе с нею шапочкой, помогает девочке надеть ее. Ведущий и девочка спрашивают детей, нравится ли им шапочка. Красная Шапочка приглашает ребят на свой день рождения.
Ведущий советует детям идти в гости с подарками: загадками, стихами, песнями, танцами, рассказами о смешных случаях, историях. На празднике все вместе просят Красную Шапочку тоже выступить.
Гости расходятся, мама и девочка провожают бабушку.
Ведущий. Как-то раз испекла мама пирожок. (Пробует с девочкой, радуется, что получился вкусный.)
Мама. Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке. Снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Красная Шапочка собирается в дорогу, прощается с мамой и уходит, напевая песенку под музыкальное сопровождение. Ведущий звенит в колокольчик, и дети-цветы, дети-деревья создают живой лес, в который попадает Красная Шапочка. Летают бабочки, стрекозы, краснеют ягодки, выбегают зверюшки.
Ведущий. Приветливо встретил лес девочку (каждый ребенок выражает это по-своему), да и Красная Шапочка обрадовалась своим давним добрым знакомым.
Появляются птицы, бабочки, мотыльки, жуки, муравьи и др. Каждый о себе загадывает загадку или читает стихи. Красная Шапочка отгадывает загадки.
Зрители помогают ей.
Улитка. Кто на себе свой дом носит?
Ж у к. "Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт. Гриб. Сквозь землю прошел - Красну шапочку нашел. Белка. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
Ель. Зимой и летом одним цветом.
Лесные жители. Все меня топчут, а я все лучше. (Стелят тропинку, которая разветвляется надвое.)
Ведущий. Угадала Красная Шапочка, значит, поможет ей тропинка быстро добраться до бабушкиной деревни.
Неожиданно появляется волк.
Ведущий. Смотрите-ка, волк! А почему он облизывается? Неужели что-то задумал плохое? Давайте отвлечем его. Ну-ка все вместе загадаем загадку.
Все. В шубе летом, а зимой - раздетым. (Лес.)
Волк думает. Ребята загадывают ему еще одну загадку: "Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку". (.Заяц.)
В это время слышится стук топора. Все прислушиваются. Это дровосеки рубят лес.
Волк. Куда ты идешь, Красная Шапочка?
Ведущий. А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно- останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит...
Красная Шапочка. Иду к бабушке и несу ей вот этот
пирожок и горшочек масла.
Волк (облизываясь). А далеко ли живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
Волк. Ладно. Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас
раньше придет.
Ведущий. Сказал это волк и побежал что было духу по самой
короткой дорожке.
Друзья Красной Шапочки - лесные жители пытаются задержать волка, всячески мешают ему.
Ведущий. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге, шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась.
Не успела она еще и до мельницы дойти, а волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук.
Бабушка. Кто там?
Волк (тоненьким голосом). Это я, внучка ваша, Красная Шапочка. Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек, масла.
Ведущий. А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула...
Бабушка. Дерни за веревочку - дверь и откроется!
Ведущий. Волк дернул за веревочку - дверь открылась. Бросился волк на бабушку, хотел ее проглотить, да не успел, так как послышались удары топора: это дровосеки рубили лес. От неожиданности и страха волк споткнулся и упал. А бабушка успела спрятаться под кровать. Сидит ни жива ни мертва. Волк был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Он надел бабушкин чепчик, очки, улегся в ее постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: тук-тук.
Волк (грубым, хриплым голосом). Кто там?
Ведущий. Красная Шапочка испугалась было (с помощью жеста выражает испуг), но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос. Оправилась она от испуга и говорит...
Красная Шапочка. Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла.
Волк (откашливается, делая свой голос тоньше, точь-в-точь как у бабушки). Дерни за веревочку, дитя мое,- дверь и откроется.
Ведущий. Красная Шапочка дернула за веревочку - дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а волк спрятался под одеяло и говорит...
Волк. Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама присядь рядом со мной. Ты, верно, очень устала.
Ведущий. Красная Шапочка присела рядом с волком и спрашивает...
Красная Шапочка (удивленно). Бабушка, почему у вас такие большие руки?
Волк. Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое. (Обнимает. )
Красная Шапочка. Бабушка, почему у вас такие большие уши?
Волк. Чтобы лучше слышать, дитя мое. (Прислушивается.) Красная Шапочка. Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
Волк. Чтобы лучше видеть, дитя мое. (Поправляет бабушкины очки.)
Красная Шапочка (в страхе). Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
Волк. А это чтобы скорее съесть тебя, дитя мое!
Ведущий. Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой волк бросился на нее... И проглотил бы он ее вместе с башмачками и красной шапочкой, но раздался стук в дверь. По счастью, в это ^амое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и хотели убить волка, но очень уж жалобно он стал просить прощения...
Волк. Отпустите меня, обещаю никого больше не обижать, буду всегда помогать бабушке - колоть дрова, носить воду. (Предлагает много добрых дел.)
Ведущий. Решили бабушка. Красная Шапочка, дровосеки спросить у вас, дети: как поступить с волком? Может быть, поверить ему? (Ответы детей.)
Ведущий. А давайте придумаем для него испытания. Если он их выдержит, тогда поверим ему.
Лесные жители соглашаются, все танцуют.
Сюжет повторной игры лучше немножко видоизменить, чтобы у ребят не пропал интерес к ней. Можно всячески мешать волку, пока он идет к бабушке: отвлекать его разговорами, чинить препятствия, закружить, запутать в хороводе и т. д. Дети обычно с удовольствием придумывают различные способы, помогающие положительному герою достичь цели...
Пока путь волку преграждает одна группа детей (деревья и цветы), другие открывают девочке дорогу (деревья приветливо машут ветками, птички показывают, куда идти дальше).
Но все же неожиданное препятствие задерживает Красную Шапочку, и волк опять добирается до бабушки раньше. Например, перед Красной Шапочкой появляется раненая птичка или другие животные, нуждающиеся в помощи.
В каждой следующей игре по-новому разыграйте этот эпизод, например используйте для создания сцены стихи:
И вдруг появилась лиса: Ой, меня укусила оса!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он...
О Чуковский
Появление спелых ягод, орехов может вызвать у Красной Шапочки желание собрать их. А может случиться и так, что кто-то заблудился в лесу и плачет, а Красная Шапочка утешает его, угощает ягодами, показывает дорогу.
Да мало ли что придумаете вы и ваши дети!
Готовясь к повторным играм, продумайте и обсудите с ребятами новые варианты разыгрывания всех сцен. Хотелось бы, чтобы волк постепенно изменялся к лучшему - становился добрее, приветливее и даже подружился с Красной Шапочкой.
Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей. Ребенок, получивший роль, стремится придумать для нее что-то новое: новые дела, поступки, приключения. Оценивайте ролевое поведение с точки зрения выразительности образа.
Задачи. Познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям;
учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).
Материал. Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.
Ход игры-драматизации
Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».
Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу
Лиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!
Заяц. Заходи, Лисонька.
Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!
Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!
Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.
Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла -она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала ~ не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.
Волк. Нет, выгоню!
Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк. Поди, Лиса, вон!
Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.
Лиса (е окошке). Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Ведущий. Испугался Волк и . убежал. Идет мимо Зайца Медведь.
Медведь (участливо). О чем, Заяц плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и рас яла. Она попросилась ко мне погрет да меня и выгнала.
Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!
Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. бака гнала - не выгнала, Волк гнал - невыгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.
Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!
Ведущий. Подошел Медведь к бушке и стал гнать Лису.
Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!
Ведущий. А Лиса не испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий. Испугался Медведь и в убежал. Идет мимо Зайца Петух.
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Петух. Я ее сейчас выгоню!
Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.
Петух. Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!
Ведущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!
Итоговое занятие «Путешествие в страну сказок»
Цель:
Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга.
Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах; изображать в рисунке эмоциональное состояние – радость.
Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.
Ход:
- Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
- Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которую дети из детского сада сделали сами «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый незаметно меняет картинки с героями сказок).
- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! (из книги неожиданно вылетает записка):
Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает
Сказки слушать не даёт?
- Кто это? Догадались?
Узнали Бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
- А вы знаете, почему её зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Откуда вы её знаете?
- Как нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках, а то дети начнут читать, и ничего не поймут. Как вы думаете, что нужно сделать? (выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
- Интересно, в какую сказку мы попали? Загадка 1:
По сусеком он скребён,
На сметане он мешен,
На окошке он стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…… (колобок)
-Вы помните песенку колобка? Мы поможем героям этой сказки, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.
- Нам пора двигаться дальше. Загадка 2.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок
Горю помог.
-Узнали сказку? Давайте поиграем в неё.
Этюды на выражение эмоций и движений:
«Лиса осталась без крова»
Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда у лисы растаял дом, какое у неё было настроение? (Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов.)
«Лиса прогоняет зайца»
Когда лиса прогоняла зайца, какое у неё было настроение? (Под «гневную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, грозно потрясают кулачками, притопывают ногой.)
«Заяц с собакой идут к лисе»
Идет зайка по лесу и плачет. А навстречу ему…..(собаки). Узнали они про горе зайца и решили выгнать лису. Покажите, какое у них было настроение. (У детей решительное выражение лица. Маршируют. Но слова лисы пугают зайца и собаку, и меняется настроение.) Как изменилось настроение у собак и зайца, когда лиса испугала их?
«Заяц с медведем идут к лисе»
С каким настроением пошёл медведь прогонять лису? А заяц? Что изменилось после слов лисы?
(Дети имитируют походку зайца и рассерженного медведя. Потом выражение лица у детей меняется после слов лисы.)
«Петушок и заяц выгоняют лису»
Каким был петушок? Заяц? Лиса?
Дети подражают героям, показывая решительность петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.
Загадка 3.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.
- Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто Красной шапочкой. (разыгрывание диалога, потом меняются ролями)
- Давайте заглянем в книгу. Посмотрите – все герои сказок в своих сказках! Мы расколдовали книгу!
Беседа: почему Баба Яга злая + выход из ситуации.
- Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? Может она хочет, чтобы мы её боялись? А мы её будем бояться? Что сделать, чтобы она не была такая вредная? Может её пожалеть надо? Баба Яга, мы знаем, что ты хорошая, но тебе, наверно, часто обижают? Как мы её пожалеем?
- А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает.
Рисунок «Баба Яга»:
Начинаем рисовать
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
- Дети, может быть, мы пошлем Бабе Яге её портреты, адрес есть…и давайте напишем ей добрые слова, и она исправится!
Вместе дружно вы живите,
Сказки разные любите!
Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Игр «В гостях у русской сказки»
Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь, попавшей в беду Алёнушке.
Закрепить знания о русских на¬родных сказках. Предложить разгадать загадки о сказках, пословицах, художниках - иллюстраторах, умение отличать их творческую манеру. Игра «Что лишнее?».
Развивать наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, доказывать свою точку зрения
Поддерживать интерес детей к играм-драматизациям, к играм в кукольном театре, поощрять рассказывание по картине Продолжать учить детей сочинять двустишия по заданным рифмам.
Материалы: Оформление русской избы: Корзинка для Алёнушки. Иллюстрации: Ю Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина.
Кубик «Бросайка» с иллюстрациями к русским народным сказкам: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» (на каждую сторону большого куба крепятся открытки с иллюстрациями к сказкам). Ширма, перчаточные куклы, цветы. Карточки, на которых две картинки подобраны по рифме (ложка — кошка). Шапочки волка и лисы, корзинка с рыбой. Пряник-угощение. Игрушки: мальчик Иванушка с гармошкой, каруселька напоминающая ярмарочный балаган. Репродукции картин: К. Васильев, «Ожидание», К. Брюллов, «Сон бабушки и внучки»; В. Васнецов, «Снегурочка»; А. Корзухин, «Бабушка с внучкой».
Ход занятия :
Занятие проводится в помещении, стилизованном под русскую избу. Дети входят и садятся на скамеечки. Входит Алёнушка (воспитатель в русском сарафане) с корзинкой в руках, здоровается.
Алёнушка
По травушкам и камушкам
Тропинкою лесной
Алёнушка с Иванушкой
Идут к себе домой.
И хочет пить Иванушка,
В лесу колодца нет,
И вдруг в траве за камушком
Увидел чей-то след.
А в том следу была вода,
Прозрачная до донышка,
А в той воде была беда...
Где братец твой, Алёнушка?
Узнали вы, ребята, из какой сказки я к вам пришла? (Ответы детей.) А пришла я потому, что мой Иванушка опять потерялся. Помогите мне его найти. Для этого надо выполнить задания. Вот они, в моей корзин¬ке. Когда она опустеет, Иванушка и найдется.
Чтобы верный выбрать путь,
Надо сесть и отдохнуть
И в любимую корзинку
Ненароком заглянуть.
1- задание. Игра «Продолжи пословицы»
Алёнушка достает из корзинки карточки, на которых написано начало пословиц. Читает их, а дети продолжают текст сами.
ДОМ без книги — день без солнца.
Кто много читает - тот много знает.
Любишь кататься - люби и саночки возить
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
В доме ни одной книжки - плохи у хозяина делишки.
Делу время - потехе час.
У страха глаза, велики.
Как аукнется - так и откликнется.
2 - задание
Алёнушка показывает кубик «Бросайка» и просит запомнить картинки, а потом убирает картинку «Курочка Ряба», предлагает детям вспомнить, какой иллюстрации не стало. Про остальные загадывает загадки.
Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то.
(«Волк и семеро козлят»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки.
(«Маша и медведь») По тропе шагая бодро. Сами воду тащат ведра.
(«По щучьему веленью»)
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла красивая
Голубая речка
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К батюшке и матушке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(«Гуси-лебеди») А кто же моего братика унес?
Может быть, тоже гуси-лебеди?
Хоть пляши ты тут, хоть пой,
Где-то ж бродит братец мой?
3- задание. Игра «Что лишнее?»
Детям предстоит разобраться, какая иллюстрация лишняя (Алёнушка вы¬нимает их из корзинки), и обосновать свой выбор.
Е. Рачев, «Петушок — золотой гребешок»,
Е. Чарушин, «Зайчиха с зайчатами».
Е. Чарушин, «Томка». Е, Чарушин, «Волчишко». Предполагаемые ответы детей: иллюстрация «Петушок - золотой гребешок» лишняя, так как Звери у художника Рачева одеты как люди, а у Чарушина они как живые — лохматые и пушистые.
Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Ю. Васнецов, «Ладушки».
Ю. Васнецов, «Заячьи слезы».
Ю. Васнецов, «Радуга-дуга».
Предполагаемые ответы детей: лишняя иллюстрация Е. Чарушина, потому что у Васнецова герои сказочные, нарядные, а в домиках «ставенки резные, окна расписные».
Алёнушка
Хоть бы малую подсказку, Заглянуть бы надо в сказку. (Достает из корзины козочку-игрушку бибабо и цветы.)
В путь дорогу нам пора,
Собирайтесь, детвора.
Через тёмный лес, вперёд,
Что за сказка здесь нас ждёт?
Дети разыгрывают на ширме сказку М. Дружининой «Розочки для козочки».
Козочка
Скачет козочка с утра
«День рождения! ура!
Скоро будут поздравленья.
Игры, танцы, развлеченья!
Пахнет в доме пирогами.
Вот и гости. Все с цветами
Барбос
«Поздравляю»- гавкнул пес
И нарциссы преподнес.
Две собаки
«Ты забыл, Барбос,
про маки», — Прибежали две собаки.
Кошка
«Будь здоровой, наша козочка»,
Протянула кошка розочки
Олень
«Будь рогатой, как олень»,
И олень вручил сирень,
Мышка
Прошмыгнула в щелку мышка
С хризантемою под мышкой
«Целый день точи копытца,
Чтоб с котами смело биться-
Козочка
«Ах, вся уже в цветах, —
Млела козочка. — Ах! Ах!
Это просто наслажденье —
Быть с друзьями
В день рожденья
Алёнушка спрашивает у кукловодов: не видели ли они ее братца, и благо¬дарит их за выступление, ведь ей ещё не приходилось бывать в кукольном театре.
Алёнушка
Шутки-прибаутки,
Бежит время минутками,
А Иванушки все нет,
Где искать нам — дай совет (Достает из корзинки игру «Рифма».)
4 - задание. Игра «Рифма»
Детям предлагается придумать двустишия к картинкам, подобранным в пары по рифме.
Например: мышка — книжка
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я книжки.
ложка — кошка
гребешок — петушок
колобок — клубок
пчелка — елка
Алёнушка достает из корзинки шапочки лисы и волка.
Игра-драматизация «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису»
Лиса
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила
Вот, устала, так устала,
Возле речки я гуляла.
Появляется волк.
Волк Лисавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела.
Голова пока цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок...
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки!
Ну, а ты-то где бродила?
Лиса Рыбку в проруби ловила.
Только хвостик опустила,
Видишь, сколько наловила (показывает корзину с рыбой).
Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе).
Лиса: Так поймай, я научу
(прячет рыбу за спину).
Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке,
Хвост свой в прорубь опускай
И все время повторяй:
«Ловись, рыбка
большая и маленькая».
Волк Ну, спасибо, Лисавета,
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи!
Лиса (показывает). Не забудь, слова скажи!
Алёнушка спрашивает у Волка и Лисы, где ее братец, но они его не видели. Сестрица просит детей показать ей музей (может быть, там Иванушка) и рассказать о картинах.
Дети рассказывают о картинах, репродукции которых Алёнушка достает из корзины
1.К.Васильев, «Ожидание» (Алёнушка выбрала эту картину, так как у нее тоже длинная коса).
2.К.Брюллов, «Сон бабушки и внучки» (Алёнушке очень хочется узнать, что им снится).
3.В.Васнецов, «Снегурочка» (так как она читала эту, сказку).
4.А, Корзухин, «Бабушка с внучкой» (Алёнушке понравилось, что действие происходит в русской избе).
Корзина Алёнушки опустела, все задания выполнены.
Выйдя из музея, Алёнушка увидела братца. Это игрушка-гармонист, она стоит около карусельки, напоминающей ярмарочный балаган. Алёнушка ругает братца за то, что он ушел от нее, но рада, что он нашелся
Алёнушка (радостно) Мы Иванушку искали,
С ног все посбивалися,
А он вовсе не пропал,
Он по ярмарке гулял.
(Поет, обращаясь к Иванушке.)
Гармонисту за игру,
За игру кипучую –
Два соленых огурца,
Картошку рассыпучую. (Обращается к детям.)
Коли мы на празднике —
Все в чудном настроении,
А коли мы на ярмарке —
Несите угощение.
Угощает детей пряником печатным и благодарит за помощь в поисках брата.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге или на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребёнок придумывает и фиксирует «позу», показывая её первому ребёнку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребёнка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
«Летает - не летает. Растёт – не растёт»
Цель: Развивает внимание, координацию.
Ход игры: Педагог или водящий ребёнок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растёт- поднимают руки вверх, не растёт- охватывают себя двумя руками.
Ход игры: Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят впереди и строятся по порядку цифр в названном номере.
Упражнение и этюды
« Кругосветное путешествие»
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры: Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан, на корабле – и соответственно изменяет своё поведения.
Игры на превращения
«Превращение комнаты»
Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительности, воображение и фантазию.
Ход игры: Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможны варианты, предложенные детьми: магазин, театр, поликлиника и.т.д.
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
«День рождения»
Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры: С помощью считалки выбирается ребёнок, который приглашает детей на « день рождения» Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
Игры на развитие двигательных способностей.
«Поймай хлопок»
Цель: Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры: Дети стоят в рассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает « поймать» то маленький мячик, то монетку.
«Марионетки»
Цель: Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры: Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку – быстро принять новую позу и. т. д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве ( лёжа, сидя, стоя).
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой
«Капризуля»
Ход игры: Дети изображают капризулю ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуки «Н» не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«Колокольчики»
Ход игры: Дети распределяются на 2 группы, и каждая по очереди, изображает звон колокольчиков: ударом и отзвук - мммм….. Бумммм-Бомммм! Диньнь-Доннн!
На опору дыхания
«Самолёт»
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает « мертвую петлю» наконец приземляется на аэродром. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААААААА……. голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.