kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методические рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка. На сегодняшний день более 60 % детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Большую часть времени ребенок проводит в статическом положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%, в 4 года – у 15-17% детей, в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным статистики нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста»»

Доклад на тему:

«Методические рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста»

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка. На сегодняшний день более 60 % детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Большую часть времени ребенок проводит в статическом положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%, в 4 года – у 15-17% детей, в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным статистики нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы). Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Нормой осанки считается такое положение человека, когда голова не наклонена, грудная клетка расправлена, надплечья, углы лопаток, треугольники талии, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне, нижние конечности разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста ребенка.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Причины развития нарушения осанки:

1.Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

2.Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

3.Неправильное положение тела, которое ребенок принимает в течение дня, - при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно - двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдение правильного статико-динамического режима: 1.Постель ребенка должна стать жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать спать ребенка на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком». 2.Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузкиОсновные требования, предъявляемые к мебели ребенка: - высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза); -высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов; -желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении. 4. Необходимо научить ребенка правильной рабочей позе во время письма, чтения с постоянным контролем со стороны педагогов и родителей. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: - стопы в опоре на полу или на скамейке; - колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); - равномерная опора на обе половины таза; - туловище периодически упирается на спинку стула; - между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); - предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны; - голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; - при письме положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди. 5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец. 6. Бороться с порочными позами, так называемое «косое» положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола (у правшей) или косое положение таза, когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассимметричной статической позой. Все эти, незначительные на первый взгляд детали, имеют огромное значение при профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию оздоровительной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без ортопедического надзора.Основным средством профилактики и коррекции при нарушении осанки является гимнастика. Занятия по оздоровительно гимнастике проводятся с учетом возрастных особенностей детей и направлены на решение таких задач, как воспитание правильной осанки, создание мышечного корсета, постановка рационального дыхания при выполнении физических упражнений, развитие быстроты и координации движений. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве. Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода.Даже незначительные дефекты осанки требуют для своего исправления, как показывает опыт, не менее года целенаправленных занятий оздоровительной гимнастики. При этом необходимо строго соблюдать принципы систематичности и регулярности (не реже 3 раз в неделю). Кроме того, такие специальные занятия следует подкреплять самостоятельными занятиями в домашних условиях (в остальные дни).    
   Хотя и существует мнение, что «индивидуальная» осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играют все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.  Для коррекции осанки понадобится ежедневный кропотливый и последовательный труд, ведь для того чтобы избавить себя от недугов, связанных с деформациями позвоночника, нужны не двух-трехмесячные посещения занятий по оздоровительной гимнастике, не одноразовые «рецепты здоровья», а серьезная работа над своим телом. Если при этом педагоги и медики, занимающиеся коррекцией дефектов осанки, последовательно и преемственно станут использовать единую методику занятий, то будущее поколение детей вырастит здоровым и красивым, как это было в Древней Греции.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ахметова Елена Владимировна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "КОМПЕТЕНТНОСТНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ."
    ["seo_title"] => string(98) "kompietientnostnodieiatielnostnyipodkhodpriformirovaniipravilnoiosankiuchashchikhsiaosnovnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "293739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455539278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства