Методическая разработка профориентационного мероприятия «Твой профессиональный выбор»
Методическая разработка профориентационного мероприятия «Твой профессиональный выбор»
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!,
Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям или ощущение «маленького человека». Кем стать?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
1. Введение.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!,
Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям или ощущение «маленького человека». Кем стать?
Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали? Что надо знать, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?
Во-первых, знать самого себя, знать что хочешь, что можешь делать лучше всего. Узнать это можно только в деятельности, в общении с другими. Необходимо предложить ученику самые разные виды труда, включаясь в которые он может примерить их к себе, испытать себя.
Во-вторых, нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, будут именно «его», т.е. позволят наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.
В-третьих, школьник хочет найти профессию, нужную людям, открывающую простор для творчества, инициативы, самостоятельности. Значит, нужно показать социальную важность каждой профессии.
В-четвертых, нужно знать требования, которые профессия предъявляет к человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных высот.
2. Основная часть
У каждого подростка складывается своё представление о профессиональной трудовой деятельности. Необходимо выявить тот круг профессий, которые являются наиболее значимые для конкретного ученика.
За несколько дней до мероприятия даётся задание ученикам:
- лучше узнать о профессиях родителей, подготовить об этом сообщения.
- ответить на вопрос: хочу ли я продолжить заниматься тем, чем занимаются родители (за и против).
Ведущий.
Придет день, когда закончится учеба в школе и перед вами встанет вопрос «кем мне стать?». От того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она вам будет по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности.
Ведущий.
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства; то же, что и профессия.
Квалификация - степень подготовки к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности.
3 Ведущий.
Можно ли познать мир профессий? Он практически необозрим. Мы попробуем узнать лишь малую его часть.
Зачитываются некоторые самые интересные сообщения учащихся о профессиях родителей.
4 Ведущий.
Когда проблема выбора профессии вставала перед нашими предками, как они её решали?
Ученик 1. Выбор профессии в России конца19-начала 20 века.
После отмены крепостного права (1861г), особенно в 90 гг.19 столетия, в России складывался рынок труда, бурными темпами росли крупные машинные фабрики. Расширилась сеть профессиональных учебных заведений. Школьные педагоги начали понимать, что мало дать детям знаний, важно подготовить их к самостоятельной взрослой жизни. Помощь в выборе профессии стала актуальной проблемой.
В крупных городах появились конторы, в которых можно было узнать о вакансиях на фабриках и заводах. Однако организаторы такого рода услуг требовали высокой оплаты, и часто клиенты попадали в зависимость; людей, пришедших за помощью, эксплуатировали и унижали. В конце 19 в. были учреждены городские посреднические бюро – в них сведения о работе уже предоставляются бесплатно. В Москве такие бюро начали работать в 1897г., позже подобные службы возникли в других промышленных центрах. Сначала бюро действовали как общественные организации, но в годы Первой мировой войны они стали фактически биржами труда и получили статус государственных учреждений
Возникла организационная основа для работы педагогов, врачей, экономистов и психологов по оказанию поддержки людям в выборе профессии, «приисканий труда» для подростков.
Научный фундамент в этой области составили работы врачей-гигиенистов, изучавших профессиональные заболеваний. Так, на средства московского земства была издана книга С.М.Богословского «Система профессиональной классификации» (1913г), которую использовали в профориентационной работе многие учителя и психологи.
Ведущий.
Существуют профессии, которыми невозможно заниматься до старости. Природа накладывает на деятельность человека свои ограничения. Какие это профессии?
- связанные со спортом, балетом…
Выбирая «короткую» профессию, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно придется решать, чем заниматься дальше.
Она уникальна не только в том смысле, что за сорок с лишнем лет истории космонавтики на всём земном шаре ею овладело считанное число людей, но и по целому ряду присущих ей особенностей и обстоятельств, сопутствующих её развитию. Уникальна по условиям подготовки, комплексу требований. Наиболее сложная задача – управление кораблем, работа в открытом космосе. По своей сути профессия близка профессии оператора: космонавт имеет дело с большим количеством техники и информации.
Ученик.
Мозаичист. Ныне это редкая профессия. Нужно обладать художественными способностями, тонко чувствовать цвет, оттенки, фактуру, уметь в крошечном осколке увидеть частицу целого изображения. И ещё важно быть очень терпеливым, трудолюбивым и упорным. Выучиться профессии можно в специализированном художественном учебном заведении – например, на отделении монументальной живописи МГХПУ имени Строганова. Можно стать подмастерьем художника – мозаичиста.
Стеклодув. Профессиональных стеклодувов мало. Это вредная работа.Целый день на ногах, руки всегда на весу, работа с огнём. Но при наблюдении за работой стеклодува создаётся ощущение, что он вдыхает жизнь в свои творения. Поэтому–то так ценятся изделия, созданные вручную. Кода берешь такую вещь в руки, она передаёт тепло души мастера.
Ведущий.
Мы напомнили вам только о малой доли того, что существует в мире профессий.
Предлагаем провести тестирование о том, что вам больше всего подходит.
Вывод по итогам тестирования.
Пока подводят итоги тестирования, можно провести профориентационную игру.
Профориентационная игра «Ловушки-капканчики».
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников – 6-8 или 12-15. Время 20-30 мин.
Этапы игры.
1 этап. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий…)
2 этап. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» героя или самого себя.
3 этап. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный герой, должен будет определить для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких–то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке.Именно об этих трудностях многие часто забывают. Желательно определить две–три таких трудности. Выделяя трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.
Главному игроку дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности –ловушке, а главный игрок сразу должен сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.
Ведущий с помощью группы определит, чей вариант преодоления оказался наиболее оптимальным.
Победителю будет поставлен +. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности на пути к своей цели.
4 этап. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели.
5 этап. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что трудность надуманная, то сама группа должна решить, обсуждать или нет.
6 этап. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолевать.
7 этап. После него о своем варианте говорит игрок, назвавший данную трудность.
8 этап. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант более интересным.
9 этап. Подводится итог.
Заключение.
Профессий очень много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомлённость, информированность человека. Полезная информация о мире профессий, о путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.
Данная разработка поможет ученикам узнать, что они хотят и что могут делать лучше всего, проверить себя в деятельности, где можно наилучшим образом реализовать свой внутренний потенциал, открывающий простор для творчества, инициативы, и, следовательно, сделать правильный, сознательный выбор профессии.