kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное место в своей педагогической практике мы уделяем организации проектной деятельности младших школьников.Данная работа включает в себя введение,теоретическую и практическую части,заключение и список используемой литературы.В данной работе раскрыто понятие " проектная деятельность"," метод проектов"проклассифицированы методы проектов,представлена методика проектов в начальной школе,подобраны критерии оценки учащихся.В практической части представлена работа в области проектной деятельности из собственного опыта,описана специфика работы на примере проектирования и реализации проекта " Наша школа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в начальной школе»








Содержание


Введение

1. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

2. Классификация метода проектов

3. Метод проектов в начальной школе

4. Методика организации метода проектов в начальной школе

5. Критерии оценки проектов учащихся

6. Из опыта работы


Заключение

Список литературы


Введение


В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Учителю начальных классов требуются такие методы обучения, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • Формировали бы не просто умения, а концепции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • Были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

  • Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

  • Субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.

То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

  • Общенаучной;

  • Информационной;

  • Познавательной;

  • Коммуникативной;

  • Ценностно-смысловой;

  • Социальной;

  • Компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в базисный учебный план внесена строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы ... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Цель данной работы: изучить метод проектов в начальной школе .

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

  • Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

  • Рассмотреть возможности применения метода проектов;

  • Разработать методику организации метода проектов в начальной школе;

  • Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности в образовательном процессе.

проект педагогический начальная школа обучение

1. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практики или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Исследователи по разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов « как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляется сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.

Метод проектов, по И. Чечелю, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактических инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это – признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовление различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т. е. использования индуктивного метода познания.

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открывать для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

  • Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

  • Проблематизация учебного материала;

  • Активность ребенка;

  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

  • Сталкивает противоречия в практической деятельности;

  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

  • Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

  • Ставит конкретные вопросы;

  • Ставит проблемные задачи.

Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрежку) теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходит к процессу познания, т. е. научить учиться.

Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода нам видится ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.

Идеи ДЖ. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный метод. А недооценка Дбюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были ошибочными.

В конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает:

  • Владение многозначностью, т. е. умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений;

  • Умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы;

  • Умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;

  • Умение находить главные, ведущие принципы любого явления.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 гг.

В различных учебных заведениях его учениками и последователями - американскими педагогами Е. Пархерс и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний был сужен.

Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П.Павлову). По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворных источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проктом по Кильпатрику является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» , с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В.Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

Воплощение мысли во внешнюю форму.

Получение эстетического наслаждения.

Решение задач, разрешение умственного затруднения, проблемы.

Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

По мнению Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой –либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников(IV тип проекта). Таким образом , все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений т.е. с их учением. С другой стороны , интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея Кильпатрика о построении учебного процесса с учетом только интересов ребенка не целесообразна.

Сегодня уже понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьника, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс эффективным невозможно. Однако некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни – идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С. Т, Шацкому, В, Н, Сороке-Росинскому, А. С, Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С, Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

Период существования был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокративший объем общеобразовательных знаний по основным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел – «проектов2. в числе которых были такие, например, как «поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы предусматривали «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.).

Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних комплексных программ. Работая по комплесно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний : окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получил тогда широкого применения в практике массовой школы.

И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 кл. сложные проекты.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие между естественно-научной и гуманитарной составляющих процесса обучения. Причем учителя начальных классов располагают для этого наибольшими возможностями.







2. Классификация метода проектов

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. По доминирующей деятельности учащихся

  2. По комплексности и характеру контактов

  3. По продолжительности.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

  • Практико-ориентировочный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта и его способность решить поставленную проблему.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный, эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя а нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершается судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть по литературе, естествознанию, истории, географии, музыке, спорту и т.д.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкально-художественное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могу быть:

    • внутриклассными,

    • внутришкольными,

    • региональными,

    • межрегиональными,

    • международными.

Последние ориентированы на использование современных компьютерных технологий в сети Интернет.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм с внеклассными (экскурсии, посещение музеев).

Годичные проекты могут выполняться как в группах так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.


3. Метод проектов в начальной школе


Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. В таблице приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» педагогики.


Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода

Параметры сравнения

«Знаниевая педагогика»

«Способностная педагогика»

Цель

Формирование знаний, умений, навыков.

Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты.

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия – знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функция учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности


Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • Личностно ориентировано;

  • Использует множество дидактических подходов;

  • Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • Приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Именно метод проектов позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Важно заметить, что работа в качестве учителя – руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью учащихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания. Рутина жизни, традиционность поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться методом проектов – показатель прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

  • Интеграцию учебного содержания;

  • Развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

  • Формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

  • Формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

Мы выбрали метод проектов по нескольким причинам:

  • Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

  • Во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;

  • В-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.










































4. Методика организации метода проектов в начальной школе


Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • К кому обращаться за помощью (педагогу);

    • В каких источниках можно найти информацию;

    • Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

  3. Выполнение проекта – практическая часть.

  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.


Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

    • Через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

    • Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

  3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

В опыте использования учебной проектной деятельности в последние годы обозначились характерные тенденции:

  1. Прежде всего, можно заметить, что имеет место обособление «проекта» в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а зачастую даже за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся.

  2. Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного коллектива, а структура выполнения проектов словно «списана» с проектной деятельности, характерной для полномасштабного производства. В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты «настоящих» проектов и требования к ним: от аргументированности выбора темы до стандартизированного описания проекта (включающего рубрикацию и структурирование текста, представление полной библиографии) и рецензий на него. Помимо этого в структуру учебных проектов предлагается включать даже маркетинговую деятельность, в том числе составление рекламных проспектов.

В рамках учебной ситуации подобные компоненты проектной деятельности представляются бессмысленными. Следует учитывать, что младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для их реализации.

  1. Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, масштабности тематики при ее видимом формализме.

  2. Обращает на себя внимание, что проекты, которые предлагаются школьникам, изначально изобилуют всевозможными алгоритмами, что в принципе противоречит сути и смыслу творческой деятельности (каковой является выполнение проекта). Согласно алгоритму, ученик следует от донного рекомендуемого этапа к другому и даже заполняет «Дневник выполнения творческого проекта» (в котором записи рекомендуется делать каждый день!). Совершенно очевидно, что такая работа отнимает немало времени, но при этом она является поверхностной и неэффективной в дидактическом отношении.

  3. Предлагаемые ученикам алгоритмы являются ни чем иным, как прямыми подсказками, а точнее «матрицами» или готовыми «шаблонами», помогающими соблюсти необходимые рамки. Присутствие этих алгоритмов в организации подобной «проектной деятельности» понятно и объяснимо: без таких шаблонов младшие школьники не в состоянии выполнить предъявляемых к их работе требований. Например, в качестве «обоснования» темы могут быть даны рекомендации в виде такого спонтанного предложения: «Мы подумали и решили, что можем украсить свою школу коллективным произведением… Что мы умеем делать? Правильно, у нас хорошо получаются аппликации из разным материалов. Каждый может принять участие в этой работе, у каждого найдется своя творческая идея…»

Подобное «обоснование возникшей проблемы» нетрудно сделать по любому поводу, однако его дидактическая ценность вызывает сомнения: при таком подходе «обоснованием» проекта можно назвать любое случайное предложение – что обычно и наблюдается в практике школ.

  1. Содержание деятельности детей преимущественно репродуктивное, выдвижение настоящих проектных гипотез реально не предполагаются. Вместо этого ученикам подчас предписывается формулировать (по шаблону) целый «научный аппарат», сопровождающий изготовление уже известных школьникам изделий. В этот «научный» раздел работы входят формулировки: актуальности исследования, проблемы исследования, предмета исследования, научной гипотезы, задач исследования – по аналогии с научными диссертациями.

  2. Отсутствие настоящих творческих, конструкторских задач в рамках выполнения подобных «проектов» обычно компенсируется привлечением всевозможных внешних эффектов (которые к проектной деятельности не имеют отношения): элементов театрализации, «защиты проекта» в виде шоу и проч.

Таким образом, можно отметить, что тенденции, проявляющиеся в методике организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Эта корректировка должна проводиться с учетом научных основ проектной деятельности в учебном процессе.





5. Критерии оценки проектов учащихся


Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

  • Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

  • Предполагается ли оценка проектов по предметам секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

  • Предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

  • Все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев оценки.

Критерии оценки №1:

  • Самостоятельность работы над проектом;

  • Актуальность и значимость темы;

  • Полнота раскрытия темы;

  • Оригинальность раскрытия проблемы;

  • Артистизм и выразительность выступления;

  • Как раскрыто содержание проекта в презентации;

  • Использование средств наглядности, технических средств;

  • Ответы на вопросы.

Критерии оценки №2:

  • Важность темы проекта;

  • Глубина исследования проблемы;

  • Оригинальность предложенных решений;

  • Качество выполнения продукта;

  • Убедительность презентации.


6. Из опыта работы

Четыре года я работаю по программе «Планета Знаний», где обучение предполагает проектную работу на уроках. Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас на первый план выходит формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться.  Я реализую проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Для этого отведёно 1 час в неделю. Поделюсь опытом ведения проектной деятельности во 2 классе на примере создания проекта « Наша школа».
Я начала с изучения литературы. Изучив литературу, выделила для себя следующие условия:
- стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями;
- ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
- стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности;
- в процессе работы не забывать о воспитании школьника;
- стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
- помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
- учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки;
- учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
- учить способности добывать информацию;
- стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию;
- помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.

Этапы проекта:
1. Выбор темы и целей.
Ребятам предлагался список примерных тем для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Наша школа". Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё нет опыта проектной деятельности. Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме «Наша школа».

Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого второклассника – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Калугина Ольга: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать.»
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель: получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)

2. Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
3. Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)

4. Непосредственная реализация проекта. 

Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)

Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.
(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.

Участники конструкторской группы составили план школы. Решено было сделать макет школы из спичечных коробков. Ребята обклеивали каждый коробок бумагой, а затем по плану склеивали их между собой. Потом макет был раскрашен.

5. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали модель в музей школы. (Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)

6. Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

В 2013-2014 учебном году в школе проведен конкурс на лучший исследовательский проект среди учащихся начальных классов. Победители защищали честь школы на районном конкурсе « Малая академия». Победителем стал ученик 3 класса Ситдиков Кирилл ,защищавший уже честь района в зональном этапе .
































Заключение


При работе с выпускной мы достигли поставленной цели, т. е. изучили метод проектов в начальной школе.

Для достижения цели мы выполнили все поставленные задачи, т. е. рассмотрели понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»; рассмотрели возможности применения метода проектов; разработали методику организации метода проектов в начальной школе; наметили перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности в образовательном процессе.

Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Все это говорит о том, что у метода проектов, несомненно, есть будущее



Список литературы


  1. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. , Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с

  2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Нрафф, 2012. – 112 с

  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с

  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2010г. – 80 с

  5. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с

  6. Воронцов А.Б .Проектные задачи в начальной школе.М: Просвящение.2012 г.

7.Андреасян И.М. Учимся учить. Учебное пособие. - Мн.: Лексис, 2003 - 136с.

8.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144с.

9.Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.- СПб.: Экономическая школа, 2001 - 256 с.

10.Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: «Про – пресс», 2005 - 120 с.

11.Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. // Информатика и образование. 2011г.. №1, 2, С.34-38.

12.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. - М.: Генезис, 2011г. - 272с.



Размещено на Allbest.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектов в начальной школе

Автор: Данилина Ирина Александровна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Обучающее проектирование в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(54) "obuchaiushchieie-proiektirovaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "334214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1465767119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Проектная деятельность в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "109124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404138041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti_i_spietsifika_primienieniia_proiektnogho_mietoda_v_nachal_noi_shkol"
    ["file_id"] => string(6) "428023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505274141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства