kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятие "МНОГОЛИКАЯ ЛОЖКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие посвящённое такому обыденному для нас предмету  - ложке. В ходе мероприятия дети знакомятся с историей ложки, узнают традиции и обряды связанные с этим предметом. Изучают пословицы и поговорки связанные с ложкой, узнают как в других странах использовали этот предмет или чем его заменяли. И конечно же подвижные игры с этим предметом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "МНОГОЛИКАЯ ЛОЖКА"»


Сценарий внеклассного мероприятия

«Многоликая ложка».

Цель:

Знакомство с «многоликой ложкой» через историю и традиции русского народа.

Задачи:

-способствовать формированию у ребёнка эмоционально – чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов;

-формирование знаний о разнообразии ложек;

-воспитание бережного отношения к истории нашего народа, стремление к бережному отношению домашней утвари.



Ход мероприятия:

Организационный момент.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»).

Учитель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим!

Пусть наша встреча сегодня, будет весёлой и полезной!

Сегодня мы с вами будем говорить об одном очень необходимом предмете. О каком, догадайтесь сами?

Загадка: Будь то суп или картошка,

Для обеда нужна ……………. Ложка.

Да, сегодня мы поговорим о ложке.

Тема нашего мероприятия «Многоликая ложка».

Учитель: Ребята, для начала мы встанем в круг. Я буду к каждому подносить волшебный мешочек, а вы достанете из него ложку. Кто достанет большую – встают в команду «УДАЛЬЦЫ», кто маленькую – в команду «УМЕЛЬЦЫ».

(деление детей на команды)

Учитель:

Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.

В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне обычным предметом. В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши.Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение «БИТЬ БАКЛУШИ», которое сегодня означает ничего не делать.


На изготовление ложки у подмастерья уходило до пяти суток. В зависимости от размера черенка, глубины черпака деревянные ложки имели свои названия.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее.

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Учитель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Ей посвящены пословицы и поговорки.

Первый конкурс « Собери пословицу».

Каждая команда получит конверт, в котором пословицы и поговорки о ложке.

Каждая пословица написана одним цветом, вам необходимо правильно её собрать.

Учитель: Теперь проверим:

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Пришла ложка ко рту, да хлебать нечего.

Один горшок, а много ложек.

Ложка дёгтя - в бочке мёда.

Ложкой моря не вычерпаешь.

Красная ложка едоком, а лошадь ездоком.


Учитель: Молодцы, хорошо поработали! Запомните эти пословицы и поговорки, и используйте их в своей речи.

Учитель: Ребята, а вы знаете приметы связанные с ложкой? (ответы детей).

Есть очень интересные народные приметы, связанные с ложкой.

А) Ложка забытая на столе - к гостю.

Б) Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.

В) Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.


Учитель: Постарайтесь узнать у своих родственников ещё приметы связанные с ложкой.

Конкурс « Поиграем».

Первый игрок в команде несёт яйцо в деревянной ложке, оставляет на столе и возвращается в конец команды. Второй игрок бежит, забирает яйцо, отдаёт третьему игроку и т.д.


Учитель: Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.

Выступление детей - ложкарей из музыкальной школы.

Учитель: Аплодисменты ребятам!

Вы устали чуточку?

Отдохнём минуточку.

Если ложкарям ты друг

То вставай в наш дружный круг.

Учитель: Сейчас прозвучит русская народная мелодия в исполнении ансамбля шумовых инструментов. Я вам буду показывать движения, а вы повторять за мной.

Девочки взяли юбочки, мальчики руки в пояс.

Плечики вверх – вниз, вместе, вправо – влево повернулись,

Ножку на пяточку, с пятки – на носок, топ – топ – топ.

Учитель: Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и дорого металла, отдалённо похожего на серебро. Позднее они стали уделом дешёвого общепита. Теперь популярны и практичны ложки из качественной и нержавеющей стали, с тщательно продуманным рисунком, иногда с золотой отделкой некоторых частей.

Делали ложки из олова, золота и серебра. Есть ложки столовые, десертные, чайные, кофейные.

Конкурс «Я знаю…»

Командам нужно по очереди назвать блюда, которые употребляются с помощью ложки, любой – столовой, десертной, чайной. Например:

(Суп, борщ, щи, уха, мороженое, йогурт, чай, кофе, окрошка, соус, картошка…)

Учитель: А теперь послушайте частушки о том, как девочка Вера хотела удивить свою маму и приготовить щи, которые хлебают ложкой.

Как-то раз решила Вера Поперчила от души,

Свою маму удивить: Соли не жалела…

Из картошки и капусты Да, в готовке вкусных щей

Щи вкуснейшие сварить. Вера преуспела!


Три морковки, пять картошек Мы не будем говорить,

И листики капустные… Что сказала мама.

Кто готов нас убедить, Скажем только лишь одно:

Что щи будут невкусные? Есть она не стала.


Лук, головку чеснока Чтобы в жизни всё уметь -

Вера не забыла. Надобно учиться.

Их для вкуса в кожуре Ну, а если не умеешь -

В кастрюлю положила. Нечего хвалиться.


На плите стоит кастрюля

И тихонечко пыхтит.

Что с кастрюлей происходит?

В ней вода давно кипит!


Учитель: А сейчас отгадайте загадки об овощах, из которых готовят пищу.

- Под землёю птица гнездо свила, яиц нанесла. ( Картофель).

- Я – красная девица, зелёная косица!

Собой горжусь, для всего гожусь!

И для сока, и для щей, для салатов и борщей,

В пироги и винегрет, и … зайчишкам на обед. ( Морковь).

- Я кругла и крепка, тёмно – красные бока,

Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет. ( Свекла).

- Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. ( Капуста).

- Говорят, я горький, говорят, я сладкий,

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю я слово,

Ешьте меня всяким – будете здоровы. (Лук).

-Растёт на грядке зелёная ветка,

А на ней – красные детки. (Помидор).


Учитель: Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи нет.


Конкурс « Не разливай».

Взяв товарища за руку, свободными руками вместе берёте ложку, набираете из ёмкости воды, и аккуратно несёте воду. Обратно держась за руки, отдаёте

второй паре товарищей ложку.


Конкурс «Меткий стрелок».

Чайной ложкой вы толкаете шарик. Кто дальше толкнёт шарик.


Учитель: В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.

Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками. И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками.

В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе.

В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно. Они зачерпывают пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.

В Южной Африке вместо ложки - лепёшки - тортильяс, которые сворачивали кульком, а после обеда съедали.

Учитель: Мы сегодня много нового и интересного узнали о привычном для нас предмете - ЛОЖКЕ. А теперь проверим, чья команда была самая внимательная.


Блиц- опрос.


Первая команда.

Почему ложкой можно назвать многоликой?

Кто первым изобрёл ложку?

Из какого металла изготавливали ложки?

Откуда пошло выражение «баклуши быть»?

Где находится в России музей ложки?


Вторая команда.

Какие названия деревянных ложек запомнили? ( Фигурная, загибка, бутырка, носатая, межеумок).

Где носил ложку солдат? ( За голенищем).

Какие страны не используют ложку на обед? ( Индия, Китай, Япония, Африка).

Почему ложку можно назвать многоликой?

В каком веке на Руси изобрели ложку? (в 10 веке).

Подсчитываем баллы, называем команду победителей.


Учитель: Удальцы и умельцы сегодня молодцы!!!

Полюбуйтесь - просто диво,

Как всё чудно и красиво (вручение ложек ребятам, в память о мероприятии). Нравятся вам ложки?

Славно мы повеселились,

Но всему есть свой черёд,

Нет веселья без застолья –

Чай с баранками вас ждёт!

В конце мероприятие чаепитие.






8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мероприятие "МНОГОЛИКАЯ ЛОЖКА"

Автор: Быкова Татьяна Викторовна

Дата: 14.09.2017

Номер свидетельства: 428135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка». "
    ["seo_title"] => string(60) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-mnogholikaia-lozhka"
    ["file_id"] => string(6) "106068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402939418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства