kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия

«Многоликая ложка».

Цель:

Учить детей в обычных вещах видеть необычное

Задачи:

  • Формирование: знаний о разнообразии ложек, навыка этикета за столом.
  • Развитие: интереса к традициям разных народов, творческих способностей детей;
  • словесно-логического мышления, познавательной активности,
  • Воспитание: эмоционально-положительного, бережного отношения к истории народов, стремление к сопереживанию, бережному отношению домашней утвари, дружественных отношений.

Ход мероприятия:

Учитель:  Тема нашего мероприятия «Многоликая ложка».

Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой. В конце мероприятия мы постараемся ответить, почему ложку можно назвать многоликой?

Беседа о разных лицах ложки

 А почему же она многоликая. То есть у нее много лиц.

Беседа о разных лицах ложки.

   

Конкурс «Поиграем»

Первый несёт яйцо в деревянной ложке, оставляет. Второй идёт, забирает, отдаёт третьему.

Учитель:  Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.

     В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом. В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток.

Учитель:  Ложка стала героиней устного народного творчества. Так ей посвящены пословицы и поговорки.

Конкурс «Собери пословицу».

Учитель:  Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.

Народные приметы

а) Ложка забытая на столе – к гостю.

б) Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.

в) Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.

Учитель:  На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – к смерти».

Обычаи: При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка. Во время крещения малышу дарят серебряную ложечку

Ложка- игрушка

Конкурс «Расскажи сказку»

Расскажи сказку, используя кукол (ложки)

 

Блиц-опрос.

 Ι команде.

Почему ложку можно назвать многоликой?

Кто первым изобрёл ложку?

Из какого металла изготавливали ложки?

Блиц-опрос

 ΙΙ команде:

Какие названия деревянных ложек запомнили? (Фигурная, загибка,…)

Где носил ложку солдат? (За голенищем)

Какие страны не используют ложку на обед?

Почему ложку можно назвать многоликой?

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка». »

Сценарий внеклассного мероприятия

«Многоликая ложка».

Цель:

Учить детей в обычных вещах видеть необычное

Задачи:

  • Формирование: знаний о разнообразии ложек, навыка этикета за столом.

  • Развитие: интереса к традициям разных народов, творческих способностей детей;

  • словесно-логического мышления, познавательной активности,

  • Воспитание: эмоционально-положительного, бережного отношения к истории народов, стремление к сопереживанию, бережному отношению домашней утвари, дружественных отношений.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)

Учитель:

Здравствуйте, ребятишки удалые!

Весёлые и заводные!

Будьте здоровы и счастливы.

А наша встреча пусть будет задорной и радостной!

Это я, затейница, зовут меня Марина Васильевна.

У нас сегодня две команды. Первая команда - Умельцы, другая – Удальцы.

Сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами.



Учитель: Будь то суп или картошка,

для обеда нужна… ложка.

Да, сегодня мы поговорим о ложке.

Кажется, это такой простой предмет, а сколько о нём можно рассказать.

-Что вы, знаете о ложке?

Учитель: Тема нашего мероприятия «Многоликая ложка».

Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой. В конце мероприятия мы постараемся ответить, почему ложку можно назвать многоликой?

Беседа о разных лицах ложки

А почему же она многоликая. То есть у нее много лиц.

Беседа о разных лицах ложки.

Вот перед вами 4 ложки все одинаковые. Что вы о них можете сказать? (Они все одинаковые) То есть все на одно лицо! А сейчас? (показываю оловянную, деревянную, стальную, пластиковую ) . Чем они различаются? (Материалом , из которого они сделаны!) Смотрите, теперь что можно сказать о лицах ложек? (изменились) Много лиц у ложки из-за того, что она делается из разных материалов. Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и дорогого металла, отдалённо похожего на серебро. Позднее они стали уделом дешёвого общепита. Теперь популярны и практичны ложки из качественной и нержавеющей стали, с тщательно продуманным рисунком, иногда с золотой отделкой некоторых частей. А теперь посмотрите, я взяла вот эти ложки! В чем разница у этих ложек? (одна столовая, десертная, чайная, кофейная, для коктейля)Есть еще ложки для меда, для макарон, ложка в роли музыкального инструмента, для салата, есть ложки сувенирные с выгравированными на них именами



Конкурс «Я знаю…»

Командам нужно назвать блюда, которые употребляются с помощью ложки, любой - столовой, десертной, чайной. (Суп, борщ, щи, уха, мороженое, йогурт, чай, кофе, окрошка, соус, картошка…)



Учитель: В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.

Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками.

И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками.

В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе.

В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно: они зачерпывают пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.

В Южной Африке вместо ложки – лепёшки-тортильяс, которые сворачивали кульком, а после обеда съедали.



Учитель: Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи нет. На войне была хорошо развита взаимовыручка, взаимопомощь. А солдаты стояли друг за друга крепко стеной.

Конкурс «Поиграем»

Первый несёт яйцо в деревянной ложке, оставляет. Второй идёт, забирает, отдаёт третьему.



Учитель: Хорошо справились с заданием обе команды

Учитель: Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.

В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом. В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток.

Учитель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Так ей посвящены пословицы и поговорки.

Конкурс «Собери пословицу».

Каждая команда получит конверт, в котором пословицы и поговорки о ложке. Каждая пословица написана одним цветом, вам необходимо правильно собрать.

Теперь проверим:

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.

Один горшок, а много ложек.

Ложка дёгтя – в бочке мёда.

Ложкой моря не вычерпаешь.

Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Учитель: Молодцы, хорошо поработали! Запомните пословицы и поговорки и используйте в своей речи.

Учитель: Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.

Вы устали чуточку?

Отдохнём минуточку.

Если ложкарям ты друг

То вставай в наш дружный круг.

Учитель: Сейчас прозвучит русская народная песня Жили у бабуси в исполнении ансамбля шумовых инструментов. В этой мелодии, я надеюсь, вы услышите игру на ложках. Повторяйте движения за мной

«Два веселых гуся)

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
"Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!"
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе.
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!



Руки на пояс и повороты вправо, влево

Изображаем гусей

Руки на пояс, правая нога (пятка- носок),левая

Изображаем гусей

Садимся на корточки и закрываем лицо руками

Качаем головой

Изображаем гусей

Два шага вперёд , поклон

Изображаем гусей

« Игра на ложках».

Вы же время не теряйте

И на ложках нам подыграйте.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.



Учитель: А теперь мы попробуем сами сыграть, свои таланты показать.

Учитель: Ребята, а вы знаете приметы связанные с ложкой? (ответы детей)

Есть очень интересные народные приметы, связанные с ложкой.

Народные приметы

а) Ложка забытая на столе – к гостю.

б) Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.

в) Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.



Учитель: Постарайтесь узнать у своих родственников ещё приметы связанные с ложкой.

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – к смерти».

А вот гадание, которое, по-моему, придумали наши современницы. Взять 10-20 столовых ложек, перевязать красочными ленточками, сделав бантики с узлом и без узла, чтоб при развязывании получились одни завязанные, а другие – развязанные. Гадание: загадать желания на следующий год и выбрать по ложке, развязать ленточку. Если с узлом ложка, то желание в следующем году ещё не исполнится, а если без узла, то всё сбудется!

Обычаи: При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка. Во время крещения малышу дарят серебряную ложечку

Ложка- игрушка

Конкурс «Расскажи сказку»

Расскажи сказку, используя кукол (ложки)

У каждой команды отрывок из сказки

Распределить слова героев сказки и рассказать сказку с помощью кукол

Учитель: А теперь проверим, чья команда была самая внимательная.

Блиц-опрос.

Ι команде.

Почему ложку можно назвать многоликой?

Кто первым изобрёл ложку?

Из какого металла изготавливали ложки?

Блиц-опрос

ΙΙ команде:

Какие названия деревянных ложек запомнили? (Фигурная, загибка,…)

Где носил ложку солдат? (За голенищем)

Какие страны не используют ложку на обед?

Почему ложку можно назвать многоликой?



Учитель: Молодцы, ребята, вы слушали внимательно, узнали …



Полюбуйтесь – просто диво,

Как всё чудно и красиво.

Нравятся вам ложки ?

Спасибо чудо-мастерам!

Время быстро пролетело.

Жаль мне честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям!

Славно мы повеселились,

Но всему есть свой черёд,

Нет веселья без застолья –

Чай с баранками вас ждёт

Ложки деревенские

русская народная песня

1. Наши ложки знает целый мир

Наши ложки нынче русский сувенир

Наши ложки нынче русский сувенир

Украшенье множества квартир

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

Яркие, цветастые,

Круглые, лопастые,

Добрые, узорные -

Ложечки отборные

2. Хлебом - солью встретим мы друзей,

Ложки расписные - по числу гостей,

Ложки расписные - по числу гостей,

Ты отведай вкусных, русских щей!

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

Яркие, цветастые,

Круглые, лопастые,

Добрые, узорные -

Ложечки отборные!

3. А концерты наших ложкарей

Вызывают радость, гордость у людей,

Вызывают радость, гордость у людей,

Золотые трели ложкарей!

ПРОИГРЫШ.

Ложечки отборные!

ПРОИГРЫШ.

4. Мы "Спасибо!" ложке говорим,

Эту песню снова, снова повторим,

Эту песню снова, снова повторим,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка».

Автор: Минаева Марина Васильевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106068

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства