Пособие составлено с учетом возрастных особенностей и рассчитан на применение знаний на практике,т.к в школе учащиеся,приобретая теоретические знания по ряду причин не имеют понятия об их применении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внимательно рассмотрите общий вид почвенного разреза. Замерьте высоту и в масштабе 1:10 или 1:5 (в зависимости от высоты разреза) отложите ее на миллиметровой бумаге (по вертикальной линии с левой стороны листа). Ширину примите равной 3-4 см. Таким образом подготовьте абрис почвенного разреза.
Тщательно изучите горизонты, обозначьте их границы и определите высоту (в см) каждого из них. Отметьте на миллиметровке границы всех почвенных горизонтов.
Исследуйте каждый из горизонтов. Определите структуру почвы в каждом горизонте и ее механический состав (песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая).
Определите тип почвы.
Зарисуйте на абрисе почвенный разрез цветными карандашами.
Домашнее задание: подготовить отчет о работе.
Практическая работа
«Математика и лесоведение»
Задание: Определение объема растущего дерева.
Цель: Освоить на практике приемы вычисления объема растущего дерева.
Подберите дерево, объем которого предстоит определять.
Определите высоту дерева.
С помощью метровки измерьте охват ствола на высоте груди. По формуле длины окружности вычислить диаметр дерева.
Вычислить площадь поперечного сечения по величине этого дерева.
По формуле объема конуса вычислить объем растущего дерева.
Домашнее задание: подготовить отчет о работе.
Определение высоты предмета по тени.
При определении высоты дерева по тени шест ставят недалеко от дерева
Для определения высоты по длине тени нужно знать:
Высоту шеста – А;
Длину тени шеста – а;
Длину тени дерева – х.
Высота дерева – Х вычисляется по формуле:
Практическая работа
«Физика и статика»
Задание: Исследовать закон равновесия рычага.
Цель: научиться определять закон равновесия рычага, закрепить навыки и умения производить измерения, обрабатывать полученные результаты, способствовать развитию наблюдательности, формированию научного мировоззрения, формированию культуры взаимоотношений человек – природа.
Оборудование: тетрадь, палка длиной 2,5 м ( рычаг), линейка длиной 1 м , калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
Положите рычаг на устойчивый пенек и уравновесьте его в горизонтальном положении.
Встаньте на левое и правое плечо рычага так, чтобы рычаг находился в равновесии.
Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага.
Определите свой вес по формуле P=m*q, q=9,8 н/кг
Найдите абсолютные значения моментов сил М1 = P1*l1 М2 = P2 * l2
Найдите цену деления линейки и ответ запишите с учетом погрешности.
Сравните отношение моментов сил и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов.
Домашнее задание: подготовить отчет о работе.
Практическая работа
«Математика и топология»
Задание. Определить высоту склона.
Цель: освоить на практике приемы вычисления высоты склона.
Задачи:
заинтересовать учащихся;
подбирать склон, которую необходимо исследовать;
определить высоту склона.
Оборудование: нивелир (шест с перпендикулярно закрепленным к ней планкой) 2 шт., рабочая тетрадь, фотоаппарат.
Ход работы:
I способ:
Устанавливают шест с перпендикулярно закрепленным к ней планкой, визируют по планке и отмечают на склоне точку. Переходя в эту точку
повторяют процесс.
Тогда высота склона равна сумме измерений до наивысшей точки:
Домашнее задание: подготовить отчет о работе.
II способ.
К шесту вместо планки можно закрепить транспортир с прикрепленной в его центре нитью с грузом. Стоя у подножья склона устанавливают отвес по штриху 90°, визируют по прямолинейному диаметру и отмечают на склоне точку. Переходя в эту точку, повторяют процесс.
Тогда высота склона равна сумме измерений до наивысшей точки:
n – количество измерений
Практическая работа
«Биология и энтомология»
Задание. Определить вредителей леса.
Цель: определить некоторых вредителей леса по наносимыми ими повреждениям.
Оборудование. поврежденные листья куски коры и древесины с проточенными на них ходами, 10-кратные лупы, тетрадь и карандаши, фотоаппарат.
Ход работы:
Найти кучу хвороста.
Собрать все найденные насекомые в пробирках.
Определить тип повреждений и вид вредителей, пользуясь определительной таблицей.
Домашнее задание: подготовить отчет о проделанной работе.
Повреждения растений насекомыми разнообразны, но для многих вредителей являются характерными.
Скелетирование листьев – уничтожение мягких тканей и оставление жилок листа.
Минирование - прокладывание ходов внутри листьев.
Образование галлов – новообразований – на тканях растений в виде наростов, опухолей, орешков и т.д., появляющихся в результате раздражения тканей, вызванного укусом или уколом яйцекладки вредителя.
На прямом и ровном берегу реки рулеткой измерить расстояние S (м).
Забивать два шеста. У каждого поставить наблюдателя.
От верхнего шеста, отмечая время t, в воду бросают кусок дерева (пенопласт) и при прохождении его через нижний шест также отмечают время t. Тогда скорость течения реки можно определить по формуле:
4. Домашнее задание: подготовить отчет о работе.
Практическая работа
«Химия и почвоведение»
Задание. Определение кислотности почвы с помощью индикаторной бумаги.
Цель работы:
научить определять кислотность почвы, пользоваться индикаторной бумагой, делать выводы;
1. Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку возьмите пробу 2-3 см3 (одну чайную ложку).
2. Прилейте 5-8 мл 1М раствора хлорида калия.
3. Содержимое чашки тщательно перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 минуты.
4. Выньте одну индикаторную бумагу.
5. Возьмите ее руками за концы и быстро опустите в содержимое чашки. Через 1-2 секунды бумажку выньте и посмотрите, какую окраску она приобрела в средней части полоски.
6. Сделайте вывод.
7. Домашнее задание: подготовить отчет о проделанной работе.
Работы, проводимые на берегу реки
Направления
География
Математика
Биология
Химия
Физика
Определение ширины реки
Анализ природной воды
Определение скорости течения реки
Виды практических работ
Практическая работа. Работы, проводимые на берегу реки
Цель: освоить на практике методы определения ширины реки
выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А, и к точке В и из которой видны обе эти точки.;
на прямой АС отмечают точку Е так, что АЕ = СЕ;
на прямой ВС отмечают точку F так, что ВF = СF;
соединяют точки Е и F;
расстояние АВ в два раза больше чем расстояние ЕF.
Практическая работа. Сбор гербария для лабораторных исследований
Цель: составление гербария.
- для составления списка видов
- выяснение биотопической приуроченности видов
Краткое правило собирания гербария:
- нельзя собирать растения без конкретной цели
- нельзя собирать красивоцветущие и редкие растения
- надо убедиться, что собираемое растение - не единственное в местности
- перед выходом на ботаническую экскурсию надо подробно объяснить цель работы и объекты сбора
предупредить учащихся об осторожности при работе с копалкой.
Рабочая этикетка содержит сведения о
- дате сбора
- географическое положение
- биотоп произрастания.
Определение растений по имеющимся в библиотеке определителям.
- сперва определяются семейства, роды, виды.
- не брать сложные для определения виды(лишайники, мхи)
- желательно, чтобы растение имело цветы.
Практическая работа. Определение площади листьев по палетке.
Цель работы- научиться определять площади листьев по палетке, закрепить навыки и умения производить измерения, обрабатывать полученные результаты, способствовать развитию наблюдательности, формированию научного мировоззрения, формированию культуры взаимоотношений человек – природа.
Оборудование: лист клетчатой бумаги, линейка, калькулятор, листья разных растений.
Указание к работе
1 Найдите крупные и мелкие листья растений.
2 Поставьте листья на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части листья, на которую опираются листья
3.Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножьте на площадь одного квадратика.
4. Площадь квадратика на листе, взятом из школьной тетради равна ¼ см2.Найдите площадь листья.
5.Таким образом, измеряем другие листья.
6. Найдите цену деления линейки и ответ запишите с учетом погрешности.
9. Сделайте вывод.
10.ДЗ. Подготовить отчет об экскурсии.
Работы, проводимые у озера
Направления
Химия
Физика
Биология
География
Математика
Анализ природной воды
Определение грузоподъемности плота
Определение беспозвоночных озера
Определение глубины и ширины озера
Виды практических работ
Практическая работа. Определение грузоподъемности плота
Цель работы: Определить грузоподъемность плота, производить измерения, способствовать развитию наблюдательности.
Оборудование: тетрадь, ручка, калькулятор,
Указание к работе
1.Сделать самодельный плот из свалившихся деревьев.
2.Зная каждый свой вес. Проверьте грузоподъемность плота по очереди.
3 .ДЗ. Подготовить отчет об экскурсии
Практическая работа. Определение беспозвоночных озера
Цель работы: в определении видового состава, нахождении индикаторных видов загрязнения водоема
Оборудование: фотоаппарат, сачок для ловли водных б/п, емкости, пинцеты, морилка, булавки, этикетки, карандаш.
Место сбора
Видовой состав
количество
Индикаторные виды
Практическая работа. Определение глубины и ширины озера.
Цель работы: научиться проводить измерения глубины и ширины водоема. закрепить навыки и умения производить измерения, обрабатывать полученные результаты, способствовать развитию наблюдательности, формированию научного мировоззрения, формированию культуры взаимоотношений человек – природа.
Оборудование: тетрадь, палка длиной 2,5 м , колышки, рулетка, секундомер, шпагат, калькулятор, фотоаппарат.
Указание к работе
1. Подготовить лодку.
2. Закрепить колышки, привязать к ним 10 м. шпагат.
3. Несколько раз пройти 10м расстояние и найти среднюю скорость лодки.
4. Вычислить расстояние от одной точки до другой за пройденное время лодки.
5. Измерить секундомером время прохождения всей длины озера.
6. Составить пропорцию: 1м – tc
x – AB(пройденное время)
7. Вычислить Х – ширину озера.
8. С помощью шеста измерить глубину озера.
Работы, проводимые на склоне
Направления
География
Физика
Биология
Химия
Математика
Исследование разреза почвы
Сравнение скорости движения тел по наклонной плоскости
Учет птиц на неограниченном маршруте
Определение кислотности почвы
Определение высоты склона
Виды практических работ
Практическая работа. Сравнение скорости движения тел по наклонной плоскости
Цель работы: Сравнить скорости разных тел, производить измерения, способствовать развитию наблюдательности.