Тема воспитательного мероприятия: « Наша школа №1 в годы Великой Отечественной войны».
Обоснование ее выбора (актуальность): Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности ,становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность.
Задача системы образования - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества.
Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм.
Основными задачами патриотического воспитания являются: формирование у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Одним из средств патриотического воспитания традиционно является школьный музей. Проведение музейных уроков по данной теме способствует решению основных задач патриотического воспитания школьников.
Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): 8 класс(13-14 лет)
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Этот урок входит в систему музейных уроков, проводимых классным руководителем совместно с руководителем школьного музея.
Цель воспитательного мероприятия:
- Знакомство учащихся с деятельностью школы в годы Великой Отечественной войны, формирование патриотических, гражданских чувств у учащихся на примере учителей и выпускников школы, участников войны.
Задачи:
-Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны. -Показать роль школы, её учеников и педагогов в Великой Отечественной войне.
-Формировать у детей интерес к изучению истории своей школы, своего края.
-Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
-Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
-развитие у учащихся чувства сопричастности к истории своей родной школы, родного края;
-личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности;
-метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Музейный урок по данной теме проводится в форме тематической экскурсии по школьному музею, так как эта форма является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника, развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика, способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
-интерактивная музейная технология;
-компьютерная технология;
-проектная методика.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
Музейный урок «Наша школа №1 в годы ВОВ» имеет интегрированный характер и организуется в несколько этапов.
1-й этап проводится учителем-предметником, классным руководителем или другим педагогом. С учащимися предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Объявляется тема музейного урока и дата его проведения. Учащимся дается опережающее задание для подготовки материала по теме урока( подготовить рассказ об эвакогоспитале в школе, начальнике госпиталя Эделеве, работа с воспоминаниями выпускников школы о военном времени).
2-й этап проводится непосредственно в музее руководителем музея совместно с учителем-предметником. Используются все подготовленные материалы опережающего задания, например, электронные презентации, рассказы, иллюстрации, эссе, фотографии, чтение на память, выразительное чтение.
3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенной теме музейного урока.. Например, написание сочинений, отзывов, рецензий, выпуск газет, плакатов, экспозиций, экскурсий, создание презентаций, видеофильмов)
4 этап. Проведение музейного урока в школьном музее. Представление творческих работ.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
Кадровый ресурс:
-руководитель школьного музея
-классный руководитель
Методический ресурс:
План урока: подготовительная работа, вступительное слово учителя, экскурсия по музею (выступления учащихся), просмотр видеофильма, презентаций, заключительное слово учителя.
Материально-технический ресурс:
-Школьный музей
-Технические средства и аппаратура ( проектор, компьютер)
Информационный:
Информирование учащихся о проведении музейного урока осуществляется посредством оформленного в классном уголке плана работы на учебный год.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Методическая разработка может быть использована в работе классного руководителя для проведения тематических классных часов, в работе учителей-предметников для организации исследовательской работы на уроках истории, литературы.
Конспект музейного урока «Наша школа №1 в годы Великой Отечественной войны».
Вступительное слово учителя.
В декабре 2020г. наша школа отметит славный юбилей. 185 лет!!! Это важное событие и замечательная дата! Быстро летит время, сменяются поколения учеников, учителей, и важно, чтобы мы ничего не забывали, помним всех и все, что произошло за эти годы, чтобы наши дети, внуки знали об истории нашей школы и гордились ею. Тема музейного урока- Наша школа в годы ВОВ.
Сообщение экскурсовода-ученика «Эвакогоспиталь»
В 1939 году школа перешла в новое здание, построенное на средства района. Большие светлые классы, подсобные помещения, обучение в одну смену радовали коллектив недолго – в июне 1941 года началась Великая Отечественная война и здание отдали под госпиталь.Начальником эвакогоспиталя №2871 был назначен военврач 3 ранга Эделев Серафим Александрович. Комиссаром госпиталя был назначен батальонный комиссар Щелчков Иван Андреевич.Они начали укомплектовывать госпиталь работниками: врачами, медицинскими сестрами, санитарами и другими служащими. Часть персонала были призваны из числа эвакуированных в Сергач людей с занятых немцами территорий (3 врача, 10 медсестер, 3 повара). Из жителей Сергача были призваны офицеры запаса: Ефремов Федор Иванович - начальником материально-технического обеспечения, Сорокин Александр Васильевич— начальником продовольственной службы, Медведуцкий Николай Дементьевич- начальником вещевого снабжения, а также 8 медсестер и 12 санитарок
В конце июня началась организация госпиталя, а 15 июля уже принимали раненых.Раненых принимали с эшелонов и санитарных поездов, прибывающих на станцию Сергач. С транспортом в войну было сложно - всю технику отправляли на фронт. Раненых от станции до госпиталя подвозили на лошадях, а кто мог идти - шел пешком.Госпиталъ был рассчитан на 250 коек. Все классы на втором и третьем этажах были отданы под палаты. В каждой палате находилось примерно 20 коек.В нашем медицинском кабинете находилась оружейная комната. Сюда сдавали оружие раненые, приехавшие прямо с фронта. При выписке оружие возвращали, если раненого признавали годным к службе.В кабинете директора школы был кабинет начальника госпиталя, в географическом кабинете - ординаторская, где врачи и медицинские сестры госпиталя готовились к операциям и перевязкам, где оформлялись документы на вновь прибывающих, и решалась судьба выздоравливающих. Специальная комиссия решала, сможет ли солдат отправиться на фронт или его нужно было комиссовать.В кабинете физики находилась послеоперационная палата, где лежали тяжелобольные. Именно сюда приходили ребята, чтобы помочь раненому прочитать письмо, написать ответ родным и близким. Ученики читали тяжелораненым газеты, а иногда дежурили около них, чтобы подать лекарство или позвать врача. В музее есть воспоминания выпускника 1945 года Пермякова Владимира Андреевича. Он пишет: «Дежурить ночью было тяжело. Люди без рук и ног не могли смириться со своей участью, впадали в истерику, иногда падали с кровати ,и их надо было поднимать и помогать медсестрам приводить раненых в чувство».Учащиеся по мере сил помогали во всем. Юноши участвовали в заготовке дров, заготовке картофеля и овощей для госпиталя. Девушки стирали перевязочный материал, мыли палаты. Младшие собирали и сушили лекарственные растения.На месте библиотеки, была организована комната отдыха для выздоравливающих. Здесь они читали газеты, знакомились с новостями с фронта, слушали радио и смотрели фильмы. Сюда приходили ученики с концертами, здесь раненые писали письма домой и друзьям на фронт.Выздоравливающие офицеры в свободное от процедур время преподавали в школе начальную военную подготовку.За храбрость, проявленную в бою, военнослужащие при выписке получали отпуск на несколько дней и могли повидаться с родными и близкими. Но многие добровольно возвращались на фронт прямо из госпиталя.Эвакогоспиталь №2871 размещался в школе №1 до 1 марта 1943 года, а затем был передислоцирован на станцию Мятлевская. На смену в нашу школу прибыл госпиталь №2868. Часть персонала убыла на фронт вместе со своим госпиталем, а часть осталась работать во вновь прибывшем.
Сообщение экскурсовода - ученика по теме «С.А.Эделев-начальник эвакогоспиталя».
Говоря о великой Победе в Великой Отечественно войне, мы помним, что за общими победами стоят конкретные люди. С такими защитниками Родины, как Серафим Алексеевич Эделев , не победить было нельзя. Это человек очень интересной судьбы.О нем нам рассказывал его сын - Эделев Николай Серафимович, профессор, руководитель криминалистической службы области. Он подарил музею фотографии и документы, рассказывал об отце так интересно, что все слушали затаив дыхание.Серафим Алексеевич – наш земляк, он родился в семье священника в деревне Еделево на границе Гагинского и Сергачского районов. Об этом рассказано в книге Петрушина «Очерк по истории села Еделево».После революции семья переехала в Нижний Новгород. (Кстати, фамилия Эделев получилась по ошибке клерка - перепутал буквы при оформлении документов). Серафим Алексеевич после окончания школы работал на стройке, откуда ему предлагали направление в строительный институт, но он предпочел поступать сам. В Нижегородском медицинском институте получил специальность терапевта и был направлен на работу на север нашей области.
В 1939 году он призывается в армию, на войну с финнами. Его назначают начальником фронтового госпиталя. Госпиталь дал ему огромный опыт организации работы в условиях военных действий. После войны с финнами он работал рентгенологом в Сергаче. Здесь его и застала война 1941 года. Серафим Алексеевич был назначен начальником госпиталя. Менее месяца понадобилось Эделеву, чтобы госпиталь был организован и начал принимать раненых.1 марта 1943 года госпиталь получает статус прифронтового и уходит вслед за наступающими войсками. Вот один из интересных эпизодов жизни врача.
Наши войска освободили польский город Быгдощи. Военный госпиталь должен был располагаться в здании государственного польского сельскохозяйственного университета. Несмотря на то, что поляки воевали на стороне немцев, Эделев приказал упаковать и сохранить уникальную научную библиотеку, лабораторное оборудование и архивные документы, принадлежащие университету. За спасение национальных ценностей поляки наградили Серафима Алексеевича Грамотой и музыкальным инструментом. Пианино хранится до сих пор в семье, где все мужчины врачи ,как их прадед и все представители рода Эделевых, учатся в музыкальной школе по классу фортепиано.
Заключительное слово учителя.
Закончить музейный урок мне бы хотелось словами историка профессора Николая Николаевича Яковлева: «… Ни одна армия в мире не имела столь высокого процента бойцов, возвращавшихся в строй по излечении ран». А сделано это было руками наших врачей, медсестер, санитарок и всех работников госпиталей, которые, не зная отдыха, отдавали раненым больным частичку своего сердца, много любви, заботы и ласки. Все то, что называется христианским словом «милосердие». Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся тех людей, которые пережили эти страшные годы. Наша школа - одно из старейших учебных заведений нашего города , поэтому военные годы - это часть и его истории. Сегодня ,проходя по коридорам родной школы, мы должны знать и помнить, что наша школа №1 тоже внесла свою лепту в Великую Победу, что мы учимся в такой легендарной школе.