Данный конспект занятия может быть использован на уроках географии, при изучении регионального компонента в курсе «Окружающий мир», во внеклассной работе по краеведению, а также для проведения кружка по туристско-краеведческой направленности. В игровой форме дети совершают путешествие по родному краю, в котором живут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Викторина "Мой северный край"»
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
муниципального образования город Ноябрьск
Конспект занятия
Викторина "Мой северный край"
Разработала:
педагог дополнительного образования
Трубанова Валима Шарифулловна
г. Ноябрьск
Тема:Викторина "Мой северный край"
Цель занятия:привитие детям любви к родному краю.
Задачи:
актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края;
развивать желание познавать природу родного края;
воспитывать чувство гордости за родной край.
Оборудование:
аудиозаписи песен Игоря Корнилова "Северный край", "Ямал";
бумага, жетоны; призы для участников;
выставка книг писателей о Ямале;
презентация о природе Севера.
Ход занятия
1.Вступление.
- Здравствуйте! Сегодня мы совершим с вами путешествие по родному краю, в котором живем. А проведем его в игровой форме и для начала образуем две команды под названием «Рыбаки» и «Оленеводы».
Изучая его историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу.
- Знаете ли вы, как называется ваш родной край?
Слово “Ямал” означает “край Земли”.
Родной Ямал – заметный край России. Земля легенд и сказок старины. В твои просторы, зори молодые. Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
С чего начинался Ямал Величавый? Какая судьба ждёт его впереди? Не буду пытать я гадалок усталых, По тропам оленьим меня проведи. И пусть холодны твоей тундры объятья. И северный ветер целует взасос. Но как хороши твои снежные платья: Венок из метели и белых волос.
И пусть говорят мне: седой ты и гордый, Суровый, холодный от снега и вьюг.
Но чувствую сердцем, что ты самый добрый, На прочность проверенный северный друг!
Меня завлечёшь ты в объятия ветра. Прижмусь я щекой к твоей снежной груди. И манит меня плен волшебного света Красивой и гордой Полярной звезды.
2. «Вопрос – ответ».
1.Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)
2.Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)
3.Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)
4.Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
5.Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Дмитрий Иванович Кобылкин)
6.Что изображено на гербе нашего округа? (Два белых медведя по краям, посередине олень)
7.Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)
9.Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище?(чум.)
10.При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)
11.При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)
12.Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда скапюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
13.Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)
14.Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)
15.Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)
16.Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, шиповник)
17.Что едят олени? (ягель, мох)
Чтение стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Хорей».
Мой дед с одним ножом, без топора,
Оленьи нарты мастерил умело.
Легко делил он ствол березки белой,
Как хрящевую спинку осетра.
Пока закат над тундрой догорал
И солнца луч сверкал, уже не грея,
Дед создавал упругий шест хорея,
И славен был он тем на весь Ямал.
Хорей! Под свист его мы с давних пор
Для песен подбирали слово к слову,
И если он бывал случайно сломан-
Смолкала песня, замирал простор.
Храню я детства памятный хорей,
Берёзовый, подаренный мне дедом,
Легко приподниму его, и следом
Олени встанут в памяти моей.
Оленьих глаз смолистый кроткий взгляд…
С точеным древком вижу я слиянье
Лучистого полярного сиянья,
И руки ненца – в них хорей зажат.
3. «Загадки»
В этом конкурсе одновременно участвуют все команды. А за быстроту и правильность ответа вам будут вновь вручать фишки. Успехов вам в этом конкурсе.
В бобровую одежду одетый на улицу выходит. В беличью одежду одетый в чум входит? (теплый и холодный воздух) – ненецкая загадка.
Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая загадка.
Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.
У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.
Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.
Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.
Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.
В середине горячего моря скачет плешивые люди? (пузыри в кипящем котле) – хантыйская загадка.
От отца родился сын, а от сына – отец? (вода осенью замерзает, лед весною тает) – хантыйская загадка.
В бочонке в одной половине – белое вино, а в другом – красное вино? (яйцо) – хантыйская загадка.
Вершина дерева – в рукавицах? (кедр) – хантыйская загадка.
Пока отец опоясывался, сын дошел до неба? (огонь и дым) – хантыйская загадка.
Учитель:Душа народа познается через его культуру, внимательней прислушайтесь и присмотритесь к этой культуре, чтобы осмыслить, понять ее.
Читает стихотворение ненецкого поэта Леонида Лапцуя "...Он в тундре живёт..."
Он в тундре живет с незапамятных пор,
И Север представить нельзя без оленя.
Олень – это тундры пятнистый ковер,
Её вдохновенье, её откровенье…
Ветвистое чудо – оленьи рога!
Они, как излуки Приобья родного,
Как руки грозы,
Как сполохи огня.
В морозных узорах стекла ледяного.
Олень!
Он в упряжке – живая струна,
С глазами как черные ночи Ямала.
Ты знаешь, оленю какая цена?
Хорошая песня – цены не знавала,
Он словно стрела
В тетиве постромков,
Натянешь – и прянет по тундре безбрежной.
Отыщет жилье в круговерти снегов,
Не бросит хозяина в саване снежном.
Хозяин ты иль уважаемый гость –
К тебе он идет горделивой походкой…
4.Разминка
Учитель:А теперь ребята, подойдите и посмотрите на выставку книг, которая посвящена нашему замечательному краю. Авторы этих книг открывают читателям удивительный, прекрасный и таинственный мир природы севера и жизни людей на Крайнем Севере.
Возьми меня в руки, как двери, открой: Хочу я надолго остаться с тобой. Давай, почитаем, давай помечтаем, По книжным страницам с тобой пошагаем: Мне хочется, чтоб ты, побольше узнал. О дивной стране под названьем ЯМАЛ. Мы вместе с тобою разделим досуг: Я - книга, твой верный, испытанный друг.
5. «Объясни примету»
Учитель:А теперь постарайтесь объяснить народные приметы.
- Гагара на воде кричит - дождя накликает. - Около луны звезда народилась - потеплеет.
- Звёзды сильно заблестят - к близкому теплу.
- Много грибов - много белок будет.
- Солнце вечером краснеет - день настанет ветреный.
6. «Немного о природе»
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
У кого уши на ногах? – (у кузнечика).
Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на открытых местностях).
Какая птица лает? – (самец куропатки).
Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
Кто пьет ногой? – (лягушка).
Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).
Что у лягушки с языком не так? – (он прикреплен задом наперед).
Какие насекомые зовут как животных? – (жуки: олень, носорог, коровка).
Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).
7. «Нарисуй орнамент».
- У каждого лежит листок, а задание для вас «Нарисовать орнамент и сказать его название»
(Дети выполняют работу под аудиозапись песни "Ямал" в исполнении Игоря Корнилова)
Учитель: Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы с вами многое узнали о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. И в заключении мне хочется закончить словами, которые близки всем нам.
Дороже нет родного края, Где отчий дом, семья, друзья. Его я славлю, воспеваю - Ведь это родина моя!