kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колокола Хатыни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическая акция «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» проводилась:

22.03.2018г. с юнармейским отрядом Поста № 1, лицея № 6 (учащиеся 10-го класса) на базе ТОГБУК «Народного творчества и досуга» и Поста № 1.

Для того что бы настроить подростков на данное занятие вначале прозвучала песня «Хатынь» - ВИА «Песняры» с видеорядом.

Ведущий дал информацию о трагических событиях, которые произошли 22 марта 1943 года, в Белорусской деревне Хатынь.

Затем выступил ветеран ВС РФ (дети войны), который в послевоенное время проживал на территории Белоруссии. После слов ветерана прозвучало стихотворение «Память Хатыни».

Следующим эпизодом стала трагическая история «Бабьего Яра» и выступил ветеран ВС РФ, летчик-истребитель, который родился и провел свое детство на территории Украины в годы Великой Отечественной войны. Он поделился с учащимися своими детскими впечатлениями о жизни в оккупации. В конце его выступления прозвучало стихотворение «Хатынь». В исполнении учащихся.

Далее ведущий рассказал, о «Хатыни» и на территории России. Эти населенные пункты стерты с лица земля, о них напоминают памятники, которые были поставлены, что бы помнили дети, внуки и правнуки. Учащийся прочел стихотворение «Колокола Хатыни». Часовые посмотрели видео и песню «Колокола Хатыни».

Минутой молчания почтили память обо всех тех, кто погиб от рук немецких оккупантов.

Слово попросил командир юнармейского отряда лицея № 6, который сказал, что свою Вахту Памяти нужно посвятить всем людям, которые трагически погибли в деревнях, селах и городах.

У монумента «Вечная слава» учащиеся возложили цветы и зажгли свечи. На Посту №1юнармейцы несли Почетную Вахту Памяти.

23.03.2018г. юнармейский отрядом Поста №1, лицей №29 (учащиеся 9-11 классов) на базе ТОГБУК «Народного творчества и досуга» и Поста № 1.

27.03.2018г. учащиеся детского объединения «Компьютерные технологии» на базе МБУДО ЦДОД.

Ход патриотической акции:

Мероприятие сопровождается презентацией

Звучит песня «Хатынь» и показывается видео на экране.

Вступительное слово: Ведущий

Выступает: Леонов А.П. – «Белорусская деревня Хатынь»

Ученик рассказывает Стихотворение «Память Хатыни»

Выступает ведущий – «Бабий яр»

Выступает: Соколянский А.П. – «Украинская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Хатынь»

Выступает ведущий – «Русская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Колокола Хатыни»

Звучит песня «Колокола Хатыни» и показывается видео на экране.

Минута молчания.

(В это время на экране показана карта и поочередно зажигается огонь, в тех местах, где находились населенные пункты, которые сожгли немцы.)

Зажжение свечей у монумента «Вечная слава».

Несение Почетной Вахты Памяти на Посту №1.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колокола Хатыни»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»






















Методические рекомендации

по организации и проведению патриотической акции

«КОЛОКОЛА ХАТЫНИ ЗВУЧАТ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ»











Пищугина Татьяна Алексеевна –

методист МБУДО ЦДОД






2018 год

Содержание


  1. Аннотация…………………………………………………………...3

  2. Пояснительная записка…………………………………….………6

  3. Сценарный план проведения патриотической акции«Колокола

Хатыни звучат в сердцах людей» ……………………………………….9

3.1 Бабий Яр.……………………………………………….……...…….…9

3.2 Брянская Хатынь……………………………………………....…… 10

3.3Подмосковная Хатынь………………………….………...………….10

3.4 Тверская Хатынь…………………………….………………………..11

3.5 Калужская Хатынь…………………….……………………………...11

3.6 Ржевская Хатынь…………………………………………….………..11

3.7 Орловская Хатынь……………………………………….……………12

3.8 Карельская Хатынь……………………………………….…………...12

3.9 Курская Хатынь…………………………………………….…………12

3.10 Великолукская Хатынь………………………………...……………12

3.11 Краснодарская Хатынь…………………………...………………....13

3.12 Прохоровская Хатынь……………………..………………………..13

3.13 Смоленская Хатынь……………………..…………………………..13

3.14 Крымская Хатынь………………………..………………………….14

3.15 Ленинградская Хатынь…………………..…………………………14

3.16 Псковская Хатынь…………………………..………………………14

  1. Заключение………………………………………………………...15

  2. Список литературы………………………………………………..16

  3. Приложение………………………………………………………..18





















Аннотация

Данная работа содержит организационно – методические рекомендации к проведению патриотической акции «Колокола Хатынь звучат в сердцах людей» посвященной 75-летию трагедии белорусской деревни Хатыни. Представленные рекомендации посвящены одному из направлений организации гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании школьников.

Главная идея данной патриотической акции заключена в том, что молодое поколение могло узнать и сохранить памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны.

Актуальность: Главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы воспитать гармонично развитую личность. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание. Данная патриотическая акция направлена на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения: гордости за несокрушимость высоких моральных устоев старшего поколения, сострадания, взаимовыручки и взаимопонимания, преданности своей великой Родине. «Хатынь» - символ трагедии нашего народа, в котором воплощены его мужество и стойкость. Учащиеся узнают не только о трагедии, произошедшей в 1943 году в белорусской деревне Хатынь, но и о трагедии деревень, которые находились на территории России.

Краткое изложение содержания методического материала

Патриотическая акция «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» проводилась:

22.03.2018г. с юнармейским отрядом Поста № 1, лицея № 6 (учащиеся 10-го класса) на базе ТОГБУК «Народного творчества и досуга» и Поста № 1.

Для того что бы настроить подростков на данное занятие вначале прозвучала песня «Хатынь» - ВИА «Песняры» с видеорядом.

Ведущий дал информацию о трагических событиях, которые произошли 22 марта 1943 года, в Белорусской деревне Хатынь.

Затем выступил ветеран ВС РФ (дети войны), который в послевоенное время проживал на территории Белоруссии. После слов ветерана прозвучало стихотворение «Память Хатыни».

Следующим эпизодом стала трагическая история «Бабьего Яра» и выступил ветеран ВС РФ, летчик-истребитель, который родился и провел свое детство на территории Украины в годы Великой Отечественной войны. Он поделился с учащимися своими детскими впечатлениями о жизни в оккупации. В конце его выступления прозвучало стихотворение «Хатынь». В исполнении учащихся.

Далее ведущий рассказал, о «Хатыни» и на территории России. Эти населенные пункты стерты с лица земля, о них напоминают памятники, которые были поставлены, что бы помнили дети, внуки и правнуки. Учащийся прочел стихотворение «Колокола Хатыни». Часовые посмотрели видео и песню «Колокола Хатыни».

Минутой молчания почтили память обо всех тех, кто погиб от рук немецких оккупантов.

Слово попросил командир юнармейского отряда лицея № 6, который сказал, что свою Вахту Памяти нужно посвятить всем людям, которые трагически погибли в деревнях, селах и городах.

У монумента «Вечная слава» учащиеся возложили цветы и зажгли свечи. На Посту №1юнармейцы несли Почетную Вахту Памяти.

23.03.2018г. юнармейский отрядом Поста №1, лицей №29 (учащиеся 9-11 классов) на базе ТОГБУК «Народного творчества и досуга» и Поста № 1.

27.03.2018г. учащиеся детского объединения «Компьютерные технологии» на базе МБУДО ЦДОД.

Ход патриотической акции:

Мероприятие сопровождается презентацией

Звучит песня «Хатынь» и показывается видео на экране.

Вступительное слово: Ведущий

Выступает: Леонов А.П. – «Белорусская деревня Хатынь»

Ученик рассказывает Стихотворение «Память Хатыни»

Выступает ведущий – «Бабий яр»

Выступает: Соколянский А.П. – «Украинская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Хатынь»

Выступает ведущий – «Русская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Колокола Хатыни»

Звучит песня «Колокола Хатыни» и показывается видео на экране.

Минута молчания.

(В это время на экране показана карта и поочередно зажигается огонь, в тех местах, где находились населенные пункты, которые сожгли немцы.)

Зажжение свечей у монумента «Вечная слава».

Несение Почетной Вахты Памяти на Посту №1.

2. Источник практического опыта: Ежегодно 22 марта на Посту № 1 проводилась патриотическая акция «Мы помним Хатынь», которая освещала трагедию деревни Хатыни. Но о других населенных пунктах, подвергшихся истреблению, к сожалению, мало что известно. Велась очень большая работа по изучению исторических и трагических событий на территории нашей страны во время Великой Отечественной войны. Результатом, этой работы стало проведение патриотической акции «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей».

Данные методические рекомендации имеют целью оказать методическую помощь классным руководителям, учителям истории, педагогам-организаторам, организаторам работы школьных музеев и можно применять в воспитательном процессе: подготовке патриотической акции и проведению общешкольных мероприятий, на уроках истории, классных часах, уроках мужества, уроках памяти, устных журналах.

Алгоритм подготовки, проведение акции имеют практическую значимость и могут быть использованы в готовом виде всеми участниками образовательного процесса: для старшеклассников и преподавателей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального профессионального образования, музеев образовательных учреждений, а также для студентов училищ, техникумов и институтов.

Ожидаемым результатом использования данных организационно-методических рекомендаций будет считаться овладение опытом организации образовательных акций в школе, что может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям и темам урочной и внеурочной деятельности, будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению исторического опыта, трагедии народа в войне и героического прошлого своей страны. Практическая направленность методических рекомендаций, наличие Приложений, обеспеченность литературным и видеоматериалами по малоизвестным фактам трагедии русских деревень в годы Великой Отечественной войны отличает данную работу от существующих в данной образовательной области разработок.

Результатом изучения данных организационно-методических рекомендаций, проведение акции «Колокола Хатынь звучат в сердцах людей» для учащихся старшего возраста может считаться развитие патриотической активности, которая характеризуется увлечённостью к исследовательской работе, изучением истории Великой Отечественной войны и своей страны, желанием выполнения заданий для удовлетворения интеллектуальных и эстетических потребностей.































Пояснительная записка

Знайте люди – эта Память всей земле нужна!

Если мы войну забудем – вновь придет война.

/Р. Рождественский/

Для многих поколений нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, всегда актуальными будут слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Под этим девизом должна строиться патриотическая работа во всех образовательных учреждениях.

Порой возникает вопрос: могут ли быть понятны молодому поколению, современному школьнику мысли и чувства людей тех лет, обстоятельства их жизни и подвига? За последние десятилетия изменился не только окружающийся мир, но и несколько иными стали нравственные приоритеты.

Согласно Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" основной целью политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан включает в себя активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества. Патриотическое воспитание учащихся – одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Одной из основных форм гражданско-патриотического воспитания учащихся через внеклассную и внеурочную деятельность является патриотическая акция.

Цель: сохранение памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны, способствующую формированию активной социально-нравственной и гражданской позиции учащихся.

Задачи: 

  • Способствовать формированию ценностное отношение к истории Великой Отечественной войны;

  • Познакомить учащихся с трагическими событиями белорусской деревни Хатынь и населенными пунктами на территории России, повторившими судьбу Хатыни;

  • Способствовать формированию чувства любви к своей Родине, ответственности за будущее, готовности к её защите, уважения к ее свершениям и достойным людям;

  • Воспитывать чувства: сопереживания, отрицательного отношения к насилию;

  • Развивать и углублять знания об истории Великой Отечественной войны;

  • Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  • Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ

Iэтап. Подготовительный (декабрь-февраль)

В подготовке акции применяются разнообразные формы и методы поисково-исследовательской деятельности: изучение литературных и документальных источников, работа в библиотеках и архивах, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, рассказы старожилов и очевидцев.

Начать работу по сбору материалов об истории населенных пунктов следует с периодической печати (в интернете имеются комплекты газет и журналов разных лет), справочно-историческим изданиям, энциклопедиям. Большую помощь по сбору сведений о населенных пунктах, стертых войной, оказали ветераны Великой Отечественной войны.

Желательно сфотографировать ветерана, записать его рассказ, при возможности записать на диктофон или на видеопленку беседу с ним. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше, поэтому надо спешить собрать сведения о них, документы личного происхождения (письма, дневники, фотографии и др.), по возможности, официальные документы (грамоты, удостоверения, извещения, газеты и др.). Все это является достоянием истории и должно храниться в музеях, архивах.

II этап. Основной (февраль – март)

Составление плана проведения патриотической акции с разными группами учащихся. Подготовка: дидактических материалов (Приложение 1),презентации. Подборка песен с видеорядом. Приглашение гостей, ветеранов. Оформление зала для проведения. Составление сценария проведения акции.

III этап. Заключительный. (март)

Проведение патриотической акции. (Приложение 2), Отчёт о проведении акции (http://centr-tambov.68edu.ru/post1.html#30mart, https://vk.com/club144563280?w=wall-144563280_39). Подготовка рекомендаций для проведения патриотической акции.

Для успешного проведения патриотической акции «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» нужно спланировать работу:

  1. Пригласить ветеранов ВОВ, ВС РФ, или «детей войны», которые проживали в годы войны или послевоенные на территориях России, Белоруссии и Украины, чтобы подчеркнуть, национальное единство в борьбе с вероломством немецко-фашистских захватчиков.

  2. Разработать конспект учебного занятия, используя информацию о «Хатыни» на территории России.

  3. Подобрать стихотворения для учащихся о Хатыни.

  4. Выучить с учащимися стихотворения о Хатыни.

  5. Разработать презентацию по данной тематике.

  6. Подобрать видео песен: «Хатынь» - ВИА «Песняры», «Колокола Хатыни» - В.Сивец

Оформление: экран для мультимедиа-сопровождения мероприятия.
































Сценарный план проведения патриотической акции

«Колокола Хатыни звучат в сердцах людей»

Звучит песня «Хатынь» ВИА «Песняры», на экране видео о Хатыни.

Вед:22 марта 1943 года фашисты уничтожили деревню Хатынь со всеми ее жителями. Оккупанты превратили в руины: 209 городов и городских поселков,

В Советском Союзе 9 200 сел и деревень.

От рук немецких захватчиков на территории Белоруссии пало 2 230 000 советских граждан.

Вед: Слово предоставляется ветерану военной службы Анатолию Павловичу Леонову. Анатолий Павлович в послевоенные годы служил на территории Белоруссии.

Вед: Стихотворение «Память Хатыни» (Приложение 1)

Вед: В годы Великой Отечественной войны пострадали и жители Украины.

Бабий Яр — урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, осуществлённых немецкими оккупационными войсками в 1941 году.

Здесь находился один из самых больших в Киеве оврагов — длина около 2,5 км, глубина — свыше 50 м.

Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу.

24 сентября на Крещатике были подорваны дома, в которых располагались представители оккупационной администрации. Нацисты обвиняли в пожаре и взрывах евреев и использовали это как повод для их уничтожения.

В конце сентября 1941 года они захватили девять ведущих раввинов в Киеве и приказала им сделать воззвание: «После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…». 

28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. По городу было расклеено около 2 тысяч объявлений. Через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших были женщины, дети и старики, кроме евреев были представители других национальностей из интернациональных семей.

В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек. У них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.

Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру было расстреляно до 200 000 человек.

В Бабьем Яру создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых, но достроить его немцы не успели. Отступая нацисты в августе — сентябре 1943 года частично уничтожили лагерь, откопали и сожгли на открытых «печах» десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабьего Яра.

Вед: Слово предоставляется ветерану военной службы, летчику-истребителю 1 класса Соколянскому Анатолию Петровичу, который в годы ВОВ родился и жил на Украине.

Вед: Стихотворение «Хатынь» (Приложение 1)

Вед: А теперь давайте вспомним, какие населенные пункты пострадали на территории России.

Брянская Хатынь - Хацунь, как свидетельствуют краеведы, скорее всего, была первой полностью уничтоженной немцами деревней в нашей стране. Здесь прошла немецкая "репетиция" по уничтожению русского народа в соответствии с планом "Ост". "Каратели" действовали по установке — за одного убитого немца убивать по сто русских.

24 октября 1941 года два советских солдата, попавших в окружение на территории деревни Хацунь напали на фашистов, конвоировавших пленного. Двое немцев погибли. Наказать Хацунь гитлеровцы решили показательно. На следующий день, согнав всех беженцев и местных жителей на окраину деревни, они расстреляли их из пулеметов, которые были выстроены по периметру. 318 человек - шестидесяти из них было от 2-х до 10-лет.

Деревня Матреновка.

Все жители Матреновки 242 человека: и малые, и взрослые - были связаны с партизанами и оказывали им всестороннюю помощь в борьбе с фашистами.

Но самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 года.

В пять часов утра группы солдат стали "обрабатывать" землянки. Людей тут же убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. Затем убийцы, выходя из землянок, бросали туда по несколько гранат. Кровавая расправа длилась несколько часов. Лишь под вечер каратели ушли.

Подмосковная Хатынь – село Рагзино

22 января 1941 года после освобождения последнего населенного пункта в Московской области, советские солдаты ужаснулись, когда увидели следы зверства, оставленных фашистскими войсками.

Небольшое село Рагзино в Подмосковье это наша Хатынь. Правда, жгли её каратели в два этапа. Поначалу загнали всё мужское население в один из домов и там спалили заживо.

Женщин и детей выгнали на мороз. Некоторые смогли уйти к партизанам. А тех, кто не смог, немцы сожгли заживо при повторной "зачистке" населённого пункта - незадолго до освобождения.

Из 212 населенных пунктов фашистами во время Войны было уничтожено - 95.

Тверская Хатынь – д. Ксты

78 жизней были отняты 9 января 1942 года – фашисты в бессильной злобе расстреляли и сожгли женщин, стариков, детей – жителей деревни Ксты.

В январе 1942 году деревня Гусево.

Каратели заходили в каждый дом и выгоняли крестьян на улицу, били прикладами, каратели бросали гранаты в подпол, чтобы не оставить никого в живых. Людей разделили на 2 группы. Из всей деревни в живых осталась жива 19-летняя Лиза.

С первым выстрелом по старикам Лиза потеряла сознание и рухнула в глубокий сугроб. Это спасло ее - единственную. Каратели, расстреляв стариков, обложили дома, где были заперты женщины и дети, сеном, плеснули керосин, и подожгли их.

Плач и рыданья, крики детей и женщин слились в один трагический вопль ужаса вместе с шумом взметнувшегося к небу пламени. Автоматчики внимательно следили за окнами, чтобы никто не посмел покинуть.

На следующий день после огненной трагедии, уничтожившей дер. Гусево, издалека подошла группа партизан. Они и спасли Боровикову Лизу, нашли ее в глубоком снегу и привели в сознание.

Калужская Хатынь – д. Бальная и Крюково - 14 января 1942 год

До войны в Бельной было 120 хат, в Крюкове 74. О войне напоминают разбросанные по всей деревне могилы-погреба, в которых покоится прах более 500 мирных жителей. Многие уничтожены целыми семьями.

д. Липовка В январе 1942 года, на Рождество, немцы на нескольких подводах появились в д. Липовка и были обстреляны нашими частями. 

«Надо уходить!» - предупредил земляков Алексей Крычев. Часть жителей, ушла в д. Михалёво. И немцы действительно вернулись 22 января. Они согнались всех жителей в добротный дом Якова Воронцова и держали там до вечера. Когда стало смеркаться, в середину толпы полетела связка гранат. Люди кричали, пытались вырваться из горящего дома, но фашисты встречали их пулемётным огнём.

На следующий день немцы, узнав, что из Липовки некоторые ушли в деревню Михалева – устроили там такую же расправу.

Ржевская Хатынь- Трагедия лесной деревни Афанасово свершилась 5 февраля 1942 года

Накануне недалеко от деревни под мостом был обнаружен труп убитого немецкого офицера. Утром в деревню вошли танки. Каратели на мороз выгнали всех, кого застали: женщин, детей, стариков и 10 укрывшиеся в окружении раненые красноармейцы из 29-й армии. Расстреливали посреди деревни в упор. Деревню подожгли, из 75 дворов остались 4 дома.

Орловская Хатынь – д. Колпачки 3 февраля 1942 год

2 февраля два партизана вступили здесь в неравный бой с фашистами. Немцы потеряли несколько своих солдат. Партизаны спрятались в доме Макаровых — жителей деревни Колпачки. А утром следующего дня карательный отряд фашистов в отместку учинил над жителями Колпачков жестокую расправу. Фашисты подъехали к селу на четырех подводах, стали расстреливать жителей деревни из автоматов. Оставшихся в домах закрыли. Колпачки были сожжены дотла. Уходя, в каждый погреб и подвал фашисты бросали гранаты.

Карельская Хатынь - Петровский ям с11 на 12 февраля 1942 год

Головорезы отдельного разведывательно-диверсионного батальона финской армии совершили нападение на советский военный госпиталь № 2212, что было запрещено международными конвенциями. В ночь с 11 на 12 февраля финский отряд на лыжах подобрался к госпиталю, когда его медперсонал и раненые, ничего не подозревая, спали. Несмотря на флаг медицинского учреждения, — белый с красным крестом, — финны подожгли все автомашины, складские помещения, а палаты с людьми забросали гранатами. Раненые в одном нижнем белье пытались выбраться из горящего здания, но их тут же расстреливали.

Диверсанты не пощадили и медицинский персонал. На месте были убиты санитары, медсестры, врач. Из медперсонала уничтожено около 30 человек, Газеты опубликовали материалы о зверствах финских диверсантов над беззащитными ранеными. Весь Карельский фронт негодовал тогда по поводу действий врага. А финское командование за эту операцию отметило лейтенанта И.Хонканена, командира диверсантов, крестом Свободы 4-го класса.

Было уничтожено 500 советских солдат, 300 лошадей, 90 автомашин, взорваны склады с боеприпасами, продовольствием и обмундированием, топливные цистерны, полностью уничтожено 60 построек.

Останки погибших были перевезены в братскую могилу в Сегеже.

Курская Хатынь - д. Большой дуб – 17 октября 1942 года

Назвали это небольшое село из 14 домов в честь 600-летнего дуба, стоящего в центре. Из 44 уничтоженных жителей 26 были детьми. Расправившись с людьми, фашисты облили бензином дерево и подожгли. Могучий дуб выстоял, но начал медленно погибать.

624 мирных жителя из 17 сел и деревень Михайловского района Курской области уничтожили фашисты во время двухнедельной карательной операции "Белый медведь" в октябре 1942 года.

Великолукская Хатынь – д. Андрюково – 25 октября 1942 года

360 жителей сожгли заживо, пытавшихся спастись расстреляли.

В октябре месяце 1942 года в деревню Андрюково прибыл немецкий карательный отряд. Жителей деревни Андрюково и близлежащих деревень Агафоново, Амосово и Залесье согнали вместе. Им приказали всем переселится в тыл немецких войск, но жители отказались.

Тогда всех поставили в строй, допрашивали и местонахождении партизан, не получив ответа всех, стариков, женщин и детей, согнали в дом и подожгли. Пытавшихся спастись расстреливали из автоматов."

25 октября 1942 года горела "Великолукская Хатынь". 

Краснодарская Хатынь – Михизеева поляна – 13 ноября 1942 года

К жителю посёлка Андрея Москаленко попал раненый партизан. Он целую неделю партизана лечил. Выследили предатели. Узнав о слежке, он надёжно спрятал раненого в лесу и вернулся домой. Фашисты обыскали весь дом, посёлок, прочесали весь лес. Ничего не обнаружив, выгнали жителей из домов. Полицаи проверяли все дома, дворы, погреба, и даже колодцы.

Жителей посёлка разделили на семь групп, мужчин каждой группы заставили рыть траншею. Потом ставили всю группу вдоль неё и расстреливали из автоматов и пулемётов. Потом наступала очередь второй, третьей…седьмой группы. Убили всех жителей посёлка. Заметая следы, фашисты сожгли дотла посёлок. Михизеева Поляна сегодня не заселена. Только могучие буки, да ещё серебристые тополя и семь православных крестов. Остался лежать на земле остов детской кроватки, почерневший от времени и горя… Это немой укор всем живущим: всё ли мы делаем для того, чтобы подобное никогда не повторилось?

Прохоровская Хатынь – Гусек-Погореловка и колхоз «Заря коммунизма»

В январе 1943 года немцы начали лютовать и творить злодейства, апогеем которых, стало изуверское сожжение наших пленных в Гусек-Погореловке. Немцы гнали их из Чернянского концлагеря. Колонна пленных длиной 500­600 метров. Их всех загнали в школу, забили окна и двери, обложили со всех сторон соломой, облили бензином и подожгли.

Морозным январским утром люди проснулись от автоматных очередей и криков пылающих жертв. Только на второй день допустили жителей к сгоревшей школе и обгоревшим трупам мучеников, которые кучами лежали вокруг пепелища школы.

Но это трагическое место, которое можно сравнить с белорусской Хатынью, десятки лет оставалось безызвестным.

В колхозе «Заря Коммунизма» немцы так же сожгли 600 человек.

Смоленская Хатынь - д. Гуторово

15 февраля 1943 года в деревне Гуторово были уничтожены 147 жителей. Их расстреляли и сожгли за оказание помощи вышедшим из окружения партизанам 2-й Вадинской партизанской бригады. И поплатились за это.

В деревне Клинец заживо сожгли 70 мирных жителей. 

В Тереховке каратели сложили штабеля из 75 живых обнаженных людей. Военные преступники обложили каждый штабель соломой и подожгли. Тех, кто пытался вырваться из пылающего костра, расстреливали из автоматов. 

За время оккупации только в Ярцевском районе было расстреляно 657 жителей. С 8 по 29 марта 1943 года 49-я армия освободила на Смоленщине   368 сел и деревень, которые представляли собой сплошные пепелища. И повсюду лежали трупы расстрелянных и сожженных смолян. Общее количество жертв из числа мирных жителей на территории Смоленской области составило 546 тысяч человек.

Крымская Хатынь – Лаки

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Трагедия, подобная Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни.

«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона. Они сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а жителей расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли.»

Ленинградская Хатынь – д. Большое заречье

В октябре 1943 года в деревню Большое Заречье ворвались карательные немецкие отряды, которые стали расстреливать жителей, дабы они рассказали где партизаны… Но никто из них, до самой смерти ничего не рассказал.

Сначала была сожжена дотла целая деревня, а именно Большое Заречье, которая на тот момент насчитывала 180 дворов. В деревне Глумицы, заперли в заброшенном доме и подожгли…

Заживо сгорело 52 человека.

Псковская Хатынь – д. Красуха

В ноябре 1943 года недалеко от деревни подорвалась на мине немецкая автомашина с генералом Ферчем (рус.)англ. (начальник штаба группы армий «Курляндия»), который был легко ранен. 27 ноября немецкие каратели ворвались в деревню и сожгли в сараях 280 местных жителей и беженцев. После Великой Отечественной войны деревня не восстанавливалась

Вед: Стихотворение «Колокола Хатыни» (Приложение 1)

На экране показывают песню «Колокола Хатыни»

Вед: Время и природа затянули на земле шрамы войны. В сердцах людей боль притупилась, но осталась навсегда. Война не сломила силу воли, стойкость духа, не ожесточила сердца, не уничтожила жизнелюбие – лучшие черты русского характера тех, кто остался в живых в годы войны.

Вед: Объявляется минута молчания.

Командир отряда: Нашу Вахту Памяти мы посвятим всем жителям: взрослым, детям, старикам России, Украины и Белоруссии, которые погибли от рук немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

Вед: А теперь мы с вами пройдем к монументу «Вечная Слава», и зажжем свечи памяти о тех людях и населенных пунктах, которые повторили трагедию Хатыни.


Заключение

В ходе подготовки и проведения патриотической акции, достигнуты следующие результаты:

  • Участвуя в подготовке, учащиеся

  • узнали о населенных пунктах, которые повторили судьбу Хатыни;

  • решали творческие задачи, представляли результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, выступления и др.);

  • использовали современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы.

  • Данная акция способствовала: изучению учащимися исторического опыта, трагедии народа в войне и героического прошлого своей страны; развитию патриотической активности, которая характеризуется увлечённостью к исследовательской работе, изучением истории Великой Отечественной войны. После проведения акции дети стали изучать историю своих семей в годы Великой Отечественной войны.

  • Проведенная работа способствовала:

  • сохранению памяти о мужестве и стойкости нашего народа;

  • осмыслению учащимися социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • воспитанию патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к представителям старших поколений, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;

  • развитию интереса учащихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества,

  • готовности к её защите,

  • готовности противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

  • развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности.

  • В ходе подготовки и проведения акции в полной мере проявили себя преимущества методики коллективных творческих дел, готовность к сотрудничеству, коллективная работа, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

  • Продолжилось формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.

  • Патриотическая акция стала важным историческим ориентиром для гражданской, этнической, социальной позиции учащихся. Эти ориентиры помогут учащимся в познаниях современного общества, его социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, в усвоении базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бабий Яр: человек, власть, история. Документы и материалы. В 5 книгах Книга 1. Историческая топография. Хронология событий
  2. Великая Отечественная на земле Российской. Военно-историческое исследование. – М., 2006
  3. Гришина Л. И., Файнштейн Л. А., Великанова Г. Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973
  4. Книга памяти. Т.16. – Курск: Курск, 2009
  5. Матюшина Т. В. У нас была своя Хатынь! Кировское отделение общества «Знание»
  6. Перелыгин А. Орловская епархия в 1941-1945гг. Сб. Истрия русской провинции, Спб, Библиополис, 2006.
  7. Черный день деревни Афаносово. Ржевская Хатынь. Военный архив.
  8. Фефелов В.И. Подвигу жить вечно. Тула, Приокское книжное издательство, 1983
  9. 65 лет Победы: молодёжь XXI века о подвиге военного поколения. Матер. межрегион. науч.-практ. Конф. Курск. 17-18.05.2010г. отв.ред. И.П.Цуканов. – Курск: Изд-во VIP, 2010
  10. Алексеева Н. Барятинская Хатынь. Весть-ньюс. 06.05.2016
  11. Андреенко Г. Тверская Хатынь. Пено «Земля Вышневолоцкая»
  12. Борисрв В.Село Лаки, партизанская хатынь Крыма. Макспарк.25.03.2016г.
  13. Быстрова Л., Тиханов А. Вся Псковщина "стала кровавой", Псковская провинция. №6, 30.09.2010
  14. Кедров А. Долгая дорога к памяти. Псковская правда. 12.10.2016
  15. Круглов А. Трагедия Бабьего яра в немецких документах. 
  16. Ксты – тверская Хатынь. Губернские новости. 07.05.2010
  17. Левченко М.Пустошь на месте Красухи. « Санкт-Петербургские ведомости » под № 086 (6195) от 17.05.2018
  18. Память о Михизеевой поляне. К 60-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков. Краснодар, 2003
  19. Передерий В.Огонь страшной ночи. Белгородская областная молодежная газета, 03.12.2011
  20. Петракова А. Смоленская Хатынь."Рабочий путь", 06.07.2006г. (№143-144).
  21. Ровно 75 лет назад, 20 мая 1943 года, гитлеровцами была полностью сожжена деревня Матрёновка Брянской области. Брянские новости. 20.05.2018
  22. Степанова Л. Имена на обелисках. «Кубанские новости», 29 апреля 2005г.
  23. Годовщина трагедии в Матреновке. Брянск.ru
  24. Мемориальный комплекс «Хацунь» в Брянской области. Редакция PARENTBOOK.RU
  25. Сивакова М. Под Ржевом от крови трава на века порыжела. Тверьлайф, 09.02.2012
  26. Турченко С. Подвиг Рагзино и его жителей. rosgeroika.ru




Приложение 1 Память Хатыни - Фазу Алиева Над Хатынью – колокольный звон,
Словно стон и крик в дыму чадящем;
Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон
Чёрным трубам из земли торчащим.
Изверги согнали стариков,
Малых деток, женщин не щадили.
Нёсся жуткий плач со всех сторон,
То сжигали тех людей живыми.
Едкий дым всё горло им сжимал.
Дети, женщины в огне метались,
И повсюду, крик и стон стоял.
Это люди в пепел превращались.
Сколько жизней унесла война?!
Кровью, потом почва пропиталась.
И звонят, звонят колокола!
Нет войны! А боль в сердцах осталась.
Над полями ветер разнесёт
Пепел зверски заживо сожжённых.
Колокольный звон нам пропоёт
Стоном, криком, воплем обречённых.
Вновь цветут и радуют поля,
Радует нас колосом пшеница.
С колен встала Родина моя,
Что бы варварам не покориться.
И звонят, звонят колокола!
Крик и стон разносятся повсюду.
В колокольном звоне слышу я,
Как кричат, в огне сгорая люди.
Над Хатынью – колокольный звон.
Вторят ему рощи и поля.
Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон.
Скорбь земли!
Скорбь наша!
Скорбь моя!



Хатынь - Валентина Понасовская. Немцы в деревне. Утром морозным врываются в дом. Страх оглушающий, липкий и древний… - Мама, ну, правда же, мы не умрём? Гонят по улице, в спины толкая, - Там, за околицей, старый амбар. Окрики, речь суматошная, злая. Давка, пары керосина, пожар. Шёпот людской, чьи-то ноги, овчина. Лица во тьме озарились огнём. Руки, дрожащие обняли сына. - Мама, ну, правда же, мы не умрём? Баба в углу обращается к Богу. Слабый старик бьёт в подпёртую дверь… Пали от пуль те, кто ближе к порогу. Крики и стоны всё громче теперь. Дым тошнотворный сбивает дыханье. - Жарко! Как жарко здесь!.. - выдох из тьмы… Звоном набатным стучится в сознанье: - Мама, ну, правда же, мы…

Колокола Хатыни - Андрей Дементьев Вновь иней на деревьях стынет По синеве, по тишине Звонят колокола Хатыни… И этот звон болит во мне. Перед симфонией печали Молчу и плачу в этот миг. Как дети в пламени кричали! И до сих пор не смолк их крик. Над белой тишиной Хатыни Колокола — как голоса Тех, что ушли в огне и дыме За небеса. "Я — Анна, Анна, Анна!" — издалека… "О где ты, мама, мама?" — издалека… Старик с ребёнком через страх Идёт навстречу. Босой. На бронзовых ногах. Увековечен. Один с ребёнком на руках. Но жив старик. Среди невзгод, Как потерявшийся прохожий. Который год, который год Из дня того уйти не может. Их согнали в сарай, Обложили соломой и подожгли. 149 человек, из них 76 детей, Легло в этой жуткой могиле. Он слышит: по голосам — Из автомата. По детским крикам и слезам — Из автомата. По тишине и по огню — Из автомата… Старик всё плачет. Не потому, что старый. А потому, что никого не осталось. Село оплакивать родное Идёт в сожжённое село. По вьюгам, ливням и по зною Несёт он память тяжело. Ему сюда всю жизнь ходить. И до последних дней149 душ хранить В душе своей. Теперь Хатынь — вся из гранита — Печально трубы подняла… Скрипят деревья, как калитка, — Когда ещё здесь жизнь была. Вновь иней на деревьях стынет. По синеве, по тишине Звонят колокола Хатыни. И этот звон болит во мне…







Приложение 2




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Колокола Хатыни

Автор: Пищугина Татьяна Алексеевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Хатынь."
    ["seo_title"] => string(6) "khatyn"
    ["file_id"] => string(6) "308455"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458582413"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Литературно-музыкальная композиция "Колокола Хатыни""
    ["seo_title"] => string(50) "litieraturnomuzykalnaiakompozitsiiakolokolakhatyni"
    ["file_id"] => string(6) "340615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472050611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сценарий внеклассного мероприятия «По дорогам войны» "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-dorogham-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "152031"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420798576"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "9 мая День Победы "
    ["seo_title"] => string(21) "9-maia-dien-pobiedy-4"
    ["file_id"] => string(6) "208910"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430935262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства