Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я и мои права"»
Классный час « Я и мои права»
Цели:
- Воспитание правовой грамотности учащихся;
- формировать коммуникативные умения школьников;
- учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.
- закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;
- развивать навыки групповой работы.
Ход классного часа
Ребята, сегодня мы с вами ещё раз вспомним права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях.
Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война- самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединённых Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека- документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.
Первым документом, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году декларация прав ребёнка. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:
- права;
- обязанности;
- долг;
- ответственность;
-свобода.
( Дети должны дать свою версию этих определений).
Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете ?
( 1 июня- Международный день защиты детей;
4 июня- международный день детей- жертв агрессии;
20 ноября-Всемирный день прав ребёнка;
12 декабря- день Конституции РФ.)
Давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.
Права школьника:
- право на бесплатное образование;
- право на получение дополнительного образования;
- право на охрану жизни и здоровья;
-право свободы выражения своих убеждений;
- право на защиту;
-право на отдых;
-право пользоваться библиотекой;
- право избирать и быть избранным;
- право на обучение по индивидуальным программам;
- право на выбор образовательного учреждения;
- право вступать в общественные организации;
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться;
- беречь школьное имущество;
- уважать учащихся и работников школы;
- выполнять устав школы;
-выполнять правила внутреннего распорядка.
Детям раздаются слова на листочках, нужно разыграть импровизированно сценку из школьной жизни и ответить на вопросы.
Староста класса: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася:- Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка!
Ваня: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Наталья Вячеславовна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к обществознанию!
Ваня :- Вчера было воскресенье, я имею полное право на отдых.
Первоклассник ( обращаясь к учителю):- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чём дело.
Первоклассник : - Он подставил мне подножку.
Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.
Назовите права, которые нарушались.
А теперь я предлагаю Вам викторину « Права сказочных героев»
1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (« Красная шапочка», « Волк и семеро козлят»).
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища ? ( «Ледяная избушка»).
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом ? ( «Золотой ключик или приключения Буратино»).
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний ? («Белоснежка и семь гномов», « Квартет»).
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом ? («Айболит»).
6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью, независимо от своей расы, национальности или религии ? («По щучьему велению, по моему хотенью»).
Следующий наш конкурс « Подумай-ка!».
Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.
Правда суда не боится ( право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).
Жить- Родине служить ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).
Грамоте учиться- всегда пригодится( право на образование ).
Всякому мила своя сторона ( право на свободу передвижения).
Делу- время, а потехе-час (право на отдых и досуг).
Дело мастера боится ( право на труд).
При солнышке тепло, при матери- добро ( право на достойный уровень жизни).
Петь хорошо вместе, а говорить врозь ( право наслаждаться искусством).
Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).
Волка ноги кормят ( право на свободу передвижения, право на труд).
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи ( право на труд).
По заслугам и почёт ( право принимать участие в управлении страной, право на труд).
Тот герой – кто за Родину горой ( право на гражданство).
Один в поле – не воин ( право на свободу мирных собраний).
Любишь кататься- люби и саночки возить ( право на труд ).
Анкета
Какие права ты имеешь как ученик?
Что обязан делать ученик ?
С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
Что такое права?
Что такое обязанности?
Зачем придумали права людей и обязанности?
Подведение итогов:
После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:
- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.
Представители жюри подводят итоги конкурса, объявляют победителей номинаций, вручают каждому визитку- символ маленького человечка с надписью « Живи по закону, поступай по совести».
Литература:
В.А. Великородная «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».