kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "4 ноября- День народного единства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков мы отмечаем праздник - День народ­ного единства - не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена смуты: современная Рос­сия тоже находилась на грани распада и хаоса. Но ничего, выстояли, потому что «велика Россия, но сила ее в един­стве». И сейчас новая угроза человечеству - терроризм. Вспомните страшную трагедию в Беслане, где погибли безвинные взрослые и дети. Цель террористов - запугать народ, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но народ и в наши времена горячо любит свою Родину и готов по­стоять за нее. Помните и вы: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "4 ноября- День народного единства".»

4 ноября -День народного единства


Классный час

4 ноября в России отмечается День народного единства, или День согласия и примирения.

Цели:

- познакомить детей с этим относительно новым в нашей стране праздником, дать представление о событиях начала XVII века;

воспитывать патриотизм и гордость за нашу Родину;

- воспитывать в детях готовность к защите Родины.

Оформление, оборудование и реквизит:

иллюстрация Московского Кремля XVIXVII веков;

- фотография памятника К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади, портреты героев;

репродукция картины К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»;

- фотографии оружия;

фотография сабель Д. Пожарского и К. Минина (из собрания Музеев Московского Кремля);

- портреты Д. Пожарского и К. Минина;

карточки со словами, текстом.

Ход занятия

Учитель. Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства, который мы проведем в форме уст­ного журнала.

Страница первая. Вступление.

Учитель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи... Чтец. Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг -

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу -

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...

ЭТО ТЫ, МОЯ

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

(И. Никитин «Русь», отрывок)

Беседа с учениками. Вопросы:

  1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

  2. Какие пословицы о Родине вы знаете?

  3. Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете это словосочетание?

  4. Так что же это за праздник - День народного единства?

Учитель. Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. А всегда ли народ России жил в единстве? К со­жалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране цари­ли распад, хаос, вражда, междоусобицы. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления.

Страница вторая. Знаете ли Вы?

Учитель. Перенесемся на четыреста лет назад, в Россию начала XVII века. (Учитель показывает иллюстрацию Московс­кого Кремля XVI-XVH веков.) Кого вы видите на картине? (Людей, которые населяли в то время Россию.) А из кого состояло население России?

Работа в группах. Посовещавшись, каждая группа дает свои варианты ответа на вопрос. Учитель записывает на доске все варианты ответов. (Пример: князья, бояре, купцы, предста­вители духовенства, мещане, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воевода, рабовладельцы...) Учитель просит уча­щихся найти лишнее слово, обосновать свой ответ. (Рабовла­дельцы жили раньше, при рабовладельческом строе.)

Страница третья. Театральная

Учитель. А сейчас посмотрите сценку и скажите, какая опасность угрожала России в начале XVII века?

Перед лампадой пишет летопись старик-летописец. Около него - мальчик-ученик.

Мальчик (в сторону).

Старик, кудесник милый мой, пред лампадой

Не смыкая очей, все летопись свою ведет.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

Летописец отрывается от письма, задумывается.

Мальчик (летописцу).

О чем, отец, ты летопись ведешь?

Кому правдивые твои сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу и добро.

(Задумчиво.)

Безмолвно как, спокойно все кругом...

Однако предчувствую небесный гром и горе.

(Вздыхает.)

Мальчик.

Изволишь тяжко ты вздыхать.

Об чем печалишься, отец?

Летописец.

Среди мирских деяний, мыслю я,

Грядут лихие времена,

Россию ждет година испытаний.

Мальчик. Позволь с тобой не согласиться, отец чест­ной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за кремлевской стеной-крепостью московский торг. Сколь­ко здесь ремесленников, товаров, московских и инозем­ных купцов...

Летописец. Но не ведают они, что на юго-западе госу­дарства Российского уже бесчинствуют польские захват­чики. Один за другим отторгают они от России все новые и новые земли. В Московском Кремле хозяйничает польский гарнизон и окопались остатки Семибоярщины. В великой разрухе, хаосе и анархии русская земля. Уп­равление государством нарушено. Россия на грани катас­трофы. (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа...

Мальчик.

Кто ж так прогневал небеса?

Ужель падет Россия? "

Летописец.

Погодь, однако.

На старости я сызнова живу.

Минувшее проходит предо мною...

В дни крамол, смут из пепла, из обломков

Россия встанет. Близок день.

Спасителей любовно восхвалят,

Проливших кровь за счастие народа.

И, будучи горды героями, их подвиги

Навечно в памяти потомки сохранят.

Примечание. В сценке использованы отрывки из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Учитель. Скажите, какая опасность угрожала России в начале XVII века? Почему? (Ответы учащихся.) О трагичес­ком времени, пережитом Россией в начале XVII века, рас­скажут корреспонденты пресс-центра.

Страница четвёртой. Пресс-центр

Сообщение корреспондентов. (Ученикам заранее дается задание - подготовить сообщение о Смутном времени.)

Корреспонденты (по очереди). Начало Смутному време­ни было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю, а также к появлению самозванцев. В результате династического кризиса после смерти Бориса Годунова (1605) и убийства его сына Федора Борисовича трон занял Лжедмитрий I (1605-1606). Свергнувший самозванца Дмит­рия Василий Шуйский сумел подавить восстание Болотни­кова (1606-1607). Однако в 1608 году Москва была осажде­на отрядами Лжедмитрия II, для борьбы с которым Швеция предоставила наемное войско в обмен на территориальные уступки: города Ям, Копорье и Корела с уездами. Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы была снята, однако в сентябре 1609 года войско Речи Посполитой осадило Смо­ленск. А летом 1610 года шведские войска подступили к Новгороду и Пскову. Ряд поражений русских войск привел к свержению Василия Шуйского. Власть перешла к Семибо­ярщине, по инициативе которой на русский трон был избран польский королевич Владислав, а в октябре того же года Москву занял польский гарнизон.

В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая же­стокая власть. Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не об­ретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Патриотическое движение под лозунгом избрания «ис­конного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения 1611 года, начавшего осво­бождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон. Земское правительство ополчения начало подготовку к Земскому собору, который в 1613 году избрал царем Михаила Федоровича Романова. По­пытки короля Сигизмунда III и королевича Владислава захватить Москву в 1612 и 1617 годах были отражены. К началу 1620-х годов кризис был преодолен.

Учитель показывает фотографию памятника Д. Пожарс­кому и К. Минину на Красной площади.

Учитель. Этот памятник установлен в самом центре Рос­сии, в Москве, на Красной площади. На постаменте его на­чертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». Сделайте предположе­ние, за что же Россия благодарна им? (Ответы учащихся.)

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Ма­ковского «Минин на Нижегородской площади».

Учитель. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде зем­ский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Ваше пред­ставление об этих людях будет более полным после про­слушивания отрывка.

Страница пятая. Театральная

Подготовленная группа детей читает заранее отрабо­танный фрагмент по ролям. В нем использованы отрыв­ки пьесы А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук».

От автора. Действие происходит подле собора на Ни­жегородской площади. Народ выходит.

Голоса:

  • Эко рыдание во всем соборе!

  • Да и было отчего.

  • Москва гибнет! Гибнет все наше государство! Гибнет вера православная!

  • Мы за веру православную должны до смерти стоять!

  • А кто же прочь? Да хоть сейчас умирать!

- Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем братья, родине святой! Что ж! Разве в нас сердца окаме­нели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. И аще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы про­дадим дворы свои и домы! А будет мало: жен, детей за­ложим!

Голоса:

  • Заложим жен!

  • Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром, время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братия, честного мужа, которому то дело за обычай, вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Голоса:

  • Князь Димитрий Михайлович Пожарский!

  • Князь Пожарский!

  • Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем ми­ром, ему и править нами. Глас народа - глас Божий. Те­перь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я - Господи благослови начало! - свои, копленые и трудовые, все, до единого рубля, кладу.

Голоса:

  • Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

  • Что деньги? Деньги - дело наживное!

  • Все отдадим! Теперь не до нарядов!

  • Вот наши деньги из квасного ряду!

  • Из рукавичного!

  • От ярославцев!

  • Костромичи собрали - принимайте!

  • Стрельцы Колзакова Баима сотни!

Минин. И я смотрю; душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко время, когда, вооружась и окрыла-тев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет, бесом воружаем; не стра­шен нам злохитрый ков его!

Учитель. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

Беседа с учениками. Вопросы:

  1. Каким вам представился Кузьма Минин?

  2. Какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин?

  3. Как называет Минина народ? О чем это говорит?

  4. Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите. Кого избрали воеводой для командования ополчением?

  5. Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей.)

Страница шестая. Пресс-центр

Учитель. Каким, по вашему мнению, воином будет Кузь­ма? (Ответы учащихся.) А теперь прочитайте текст и про­верьте свою точку зрения.

Текст напечатан на карточках. Ученики читают его про себя.

Почти целый год собирали силы русские люди, и на­конец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарско­го выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских лю­дей. Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Ми­нин отобрал триста отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади - в самую гущу поляков. Та­кое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. И славная победа сделала навсегда незаб­венным для нас день 24 августа.

Учитель. Так каким воином был Кузьма? (Ответы уча­щихся.)

Страница седьмая. Оружие XVII Века

Работа в группах. Вопросы и задания:

  1. Каким оружием пользовались ополченцы в XVII веке? Подчеркните правильные ответы. Ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, палица, винтовка.

  2. Найдите лишнее оружие. Каким ополченцы не могли пользоваться и почему? (Палица - более раннее оружие, винтовка - более позднее.)

Работа в парах. Задание:

Рассмотрите на фотографии две сабли и определите, какая сабля могла принадлежать Минину, а какая - Пожар­скому. Обоснуйте ответ. (Пожарский - князь, поэтому саб­ля у него отделана украшениями; а Минин - простой че­ловек, и сабля у него простая.)

Страница Восьмая. Фотосессия

Заранее подготовленные ученики демонстрируют порт­реты К. Минина и Д. Пожарского. Делают небольшие сообщения.

Ученики (по очереди). Вот герои-избавители России. Выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмит­рий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены к одной цели - освобождению Ро­дины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заста­вил врагов выйти из Кремля и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре и вся русская зем­ля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского на­рода. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовав­шего собственной жизнью в борьбе против польских зах­ватчиков. Навсегда сохранится память об обороне Смо­ленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков. (По ходу рассказа ученики показывают иллюстрации.) Так народ­ное движение России спасло страну от врага, спасло рус­скую государственность. В пору Смутного времени про­явились лучшие черты русского народа: стойкость, муже­ство, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Страница девятая. Заключение

Учитель. В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков мы отмечаем праздник - День народ­ного единства - не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена смуты: современная Рос­сия тоже находилась на грани распада и хаоса. Но ничего, выстояли, потому что «велика Россия, но сила ее в един­стве». И сейчас новая угроза человечеству - терроризм. Вспомните страшную трагедию в Беслане, где погибли безвинные взрослые и дети. Цель террористов - запугать народ, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но народ и в наши времена горячо любит свою Родину и готов по­стоять за нее. Помните и вы: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.

В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих слав­ных предков. Всего вам доброго!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "4 ноября- День народного единства".

Автор: Вострикова Валентина Ивановна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к классному часу "4 ноября - День народного единства и примирения" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva-i-primirieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111981"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408110412"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Классный час, посвященный Дню народного единства ЛНР "В единстве наша сила""
    ["seo_title"] => string(80) "klassnyi_chas_posviashchiennyi_dniu_narodnogho_iedinstva_lnr_v_iedinstvie_nasha_"
    ["file_id"] => string(6) "377434"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484047833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "4 ноября-День народного единства "
    ["seo_title"] => string(36) "4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "117251"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412753142"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Классный час.  4 ноября - День народного единства "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "115844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412153517"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Классный час к Дню народного единства"
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-k-dniu-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "249645"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446929871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства