Открытый классный час, проведённый во 2 классе на районном семинаре учителей начальных классов. Данный классный час соответствует стандартам ФГОС. Мероприятие проводилось совместно с родителями. Совершался показ презентации. И дети и взрослые получили огромное удовольствие от общения, дети узнали много интересного о семьях своих одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- фонограмма и текст песни Л. Лещенко «Родительский дом»,
- изображение домика, олицетворяющего семью,
- маленькие солнышки, для викторины,
- рука – символ готового ответа на вопросы викторины,
- карточки с пословицами и со словом «Генеалогия»,
- схемы для заполнения «Моя родословная» (каждому ребёнку).
На доске надпись: «Моя родословная».
Ход мероприятия:
Учитель : На занятии «Проектной деятельностью» мы с вами начинаем работу над проектом «Моя родословная» и сегодня наш классный час является одним из этапов работы над этим проектом.
Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У ваших родителей, в свою очередь, тоже есть родители.
Презентация-фотовыставка «В кругу семьи».
Ученики рассказывают стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель:Но очень часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и я думаю, что каждому из вас интересно понять свои корни.
И тема нашего сегодняшнего классного часа (читаем на доске) : «Моя родословная».
Сегодня мы поговорим о том, что такое – родословная, для чего человеку нужно знать свои корни.
Учитель: Как вы понимаете слово «Родословная»? (Это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них). (рассказы детей)
1. Родословная – слово о роде.
2. Род – все родственники, которые имеют общего предка.
Генеалогия – наука о родословной человека.
- Ребята, можете ли вы сами составить свою родословную? (Да). А кто вам в этом поможет?
1 ученица: Работу над родословной надо начинать с расспросов мамы, папы, бабушки, дедушки… Они расскажут о том, как жили раньше их родители, это мои бабушки, прабабушки…, чем занимались, как проводили праздники… И я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для моих будущих детей (так как я им тоже буду рассказывать о своих предках).
Учитель: Ребята, а какие понятия родственников вы знаете? (бывают близкие и дальние родственники).
А кто же относится к дальним родственникам? (дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры, прабабушки, прадедушки).
Учитель: Ребята, наука, которая занимается изучением родословной, называется Генеалогия. (на доску вывешивается карточка с этим словом). Дерево родословной ещё называется генеалогическим древом и, чтобы более наглядна была видна родословная семьи, составляют генеалогическое древо семьи. Некоторые из вас уже попробовали вместе с родителями составить такое древо. Выполняя эту работу, ребята узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках. При оформлении генеалогического древа проявили творчество и фантазию. И сейчас они продемонстрируют свои работы.
Просмотр генеалогических древ, подготовленных ребятами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами в игру «Встаньте в круг» (я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять те действия, которые подходят или соответствуют данному словосочетанию)Встаньте в круг те:
* у кого есть старший брат - потопайте ногами,
* у кого есть старшая сестра - похлопайте руками,
* у кого бабушка и дедушка живут в Гамалеевке - покружитесь,
* у кого есть младший братик - поморгайте глазами,
* у кого есть младший брат – сделайте наклоны,
* а теперь все попрыгайте на месте, как зайчики.
- А теперь, посмотрим ещё работы о своих семьях, которые приготовили нам ребята.
Просмотр презентации (Копайгородская Ксения), видеофильма (Кулагин Толя)
- А сейчас я предлагаю вам провести викторину. (Заранее разделить на две команды)
- Смысл существования каждой семьи – это идти по жизни рука об руку. Как вы это понимаете? (выслушиваются ответы ребят).
Каждой команде я выдаю цветные руки. В нашем случае рука – это символ ответа на вопрос викторины.
- (На доске вывешивается домик) Дом – это символ семьи. Отвечая на вопросы викторины, за правильные ответы каждая команда будет получать – солнышко. Которое мы закрепим над домиком. Чем больше солнышек будет над домиком, тем теплее и светлее будет жизнь в нём. А в конце викторины посмотрим – кто больше наберёт солнышек – тот и победил.
(если не отвечает одна команда, вопрос переходит к другой команде)
Первое задание – составление родословной.
- Этот конкурс для ребят. (раздаются карточки со схемами родословной)
- Не у все окошки таблицы заполнили. Что это значит? Какую задачу вы поставите перед собой? (Надо побольше узнать о своих родственниках). Я предлагаю вам вместе с родителями начать составлять свои родословные, а ваши родители вам в этом помогут.
Второе задание
Вопросы викторины:
1. Твоя сестра вышла замуж. Кем для твоих родителей будет её муж? (Зятем).
2. Я тебе не отец, но ты мне - сын. Кто я? (Мать).
3. Кем ты являешься для своей бабушки? (Внуком, внучкой).
Третье задание Отгадываем загадки:
· В каком слове 7 – я? (Семья)
· В каком слове 30 – я? (Зоя)
· А кто попробует объяснить, что же такое семья? ( Это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.)
· А какие функции выполняет семья?
Хозяйственную функцию – это хозяйственно-бытовые обязанности по дому;
Воспитательную функцию – это воспитание детей;
Психологическую функцию – это создание уюта, спокойной обстановки в доме, в которой человек может отдохнуть.
Включается мелодия песни Л. Лещенко «Родительский дом».
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не хватает житейской мудрости. А вот такой мудрости учат пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Четвертое задание: Конкурс «Пословица не даром молвится».
(Каждая команда получает конверт с набором слов, из которых надо сложить пословицу).
1. так, семья, вместе, на вся, и, душа, месте (вся семья вместе – так и душа на месте);
2. превратит, семья, землю, в, работящая, и, золото (работящая семья и землю превратит в золото).
Итог викторины.
Учитель: А теперь вернёмся к пословицам. Прочтите их вслух. Попробуйте объяснить их смысл. Вот видите, ребята, какой смысл заложен в каждой пословице, недаром народ сложил их. Ведь все они основаны на жизни людей. Многие ваши интересы, навыки, таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Придёт время и вы, ребята, станете родителями, бабушками и дедушками, и ваши дети, внуки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Я желаю прожить вам так, чтобы ваши потомки гордились вами. И где бы вы не были, вас всегда будет тянуть к вашему домашнему очагу, к родительскому дому.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: Скажите, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем мероприятии? (что такое родословная и генеалогическое древо). А что вам больше понравилось? (выслушиваются ответы ребят).
- А закончить наш классный час я предлагаю песней «Родительский дом». (Каждому раздаются карточки с текстом песен, включается музыка, все поют).
- Спасибо за организацию родителям и детям. Спасибо за внимание гостям.
Приложение 1.
Я.
мама
папа
дедушка
бабушка
дедушка
бабушка
прадедушка
прабабушка
прадедушка
прабабушка
прадедушка
прабабушка
прадедушка
прабабушка
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Анализ классного часа.
Классный час «Моя родословная» проведён во 2 классе МБОУ «Гамалеевская СОШ №1». На данном классном часе решались следующие воспитательные задачи:
развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;
формировать понимание ценности семьи;
воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
воспитывать уважение к труду взрослых;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей;
изучение семей учащихся;
формирование представлений детей об исследовательской деятельности.
Я считаю, что с задачами справились частично. В дальнейшем, при работе над проектом «Моя родословная», все ребята составят свои генеалогические древа.
На данном мероприятии я старалась формировать у детей такие положительные качества, как доброту, уважение к родным и близким, уважение к семьям своих одноклассников, взаимоуважение в классе. Я надеюсь, что мне это удалось.
Ребята подготовились к мероприятию добросовестно, видна реальная помощь родителей. Мы видим, что ребёнком велась исследовательская работа во время изучения своей семьи. Ребятам было поручено подготовить свою родословную. Виды выступлений ребята с родителями выбрали сами. Мне кажется, что у них получились очень интересные и качественные, хорошо продуманные, разнообразные и здорово оформленные работы.
Идейная направленность данного классного часа заключалась в организации исследовательской работы (расспросы родственников о своих предках), примеры из жизни.
Я думаю, оформлено и исполнено было всё эстетически привлекательно, не было ничего лишнего, отвлекающего от темы. Презентация «В кругу семьи», оформление на доске, подготовка викторины – всё соответствовало тематике классного часа.
Виды деятельности участников классного часа были разнообразны и целесообразны:
подготовка домашнего задания (Презентации)
рассказ стихотворений
участие в викторине
выполнение физминутки
участие в беседе.
Ребята участвовали в мероприятии с интересом, проявили активность во время беседы, в викторине, очень серьёзно отнеслись к подготовке домашнего задания. Классный час ребятам понравился. А ,следовательно, – цель достигнута.