kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека наблюдений с окружающей действительностью. Лето.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к

 картотеке наблюдений

по ознакомлению с окружающей действительностью.

     Основные задачи педагога по ознакомлению детей с окружающей действительностью -помочь ребенку получить разнообразные представления о предметах ближайшего окружения, растениях и животных, о человеке, заложить основы литературного развития детей, эмоционально-положительного общения с окружающими.

Картотека наблюдений составлена согласно ГОСО, возрастным особенностям. Предлагаем работу с детьми по следующим разделам:

-осень;

-зима;

-весна;

-лето.

Основные принципы построения занятий – их практическая направленность, эмоционально-положительная мотивировка деятельности, активизация основных анализаторов в процессе ознакомления с новым материалом.

Материал  распределен тематически по временам года. При составлении тематики учитывались доступность детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность и актуальность содержания материала.

Содержание наблюдений по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью тесно взаимосвязано с другими формами и видами совместной деятельности педагогов и детей:

·          наблюдениями за объектами социального и природного окружения;

·          чтением, рассказыванием произведений х/литературы;

·          элементарной трудовой деятельностью;

·          элементарные творческие игры – экспериментирования, т.п.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека наблюдений с окружающей действительностью. Лето. »





1 Наблюдение за солнцем

Цель: Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.



Основное содержание: Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? Оно яркое, желтое, слепит глаза. Летом люди носят солнцезащитные очки, чтобы лучше было смотреть на глаза.



Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

А.Барто






2 Наблюдение за солнцем



Цель: Сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты. Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.



Основное содержание: Солнце светит ярко, стало очень тепло. Лето отличается и тем, что цветет много цветов. Вокруг все зелено.



Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда не глянешь,

Все кругом светло.

И.Суриков









3 Наблюдение за небом и

облаками



Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.



Основное содержание: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко. Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

С.Козлов





4 Наблюдение за небом и тучами



Цель: разобрать понятие «туча», раскрыть зависимость погоды от наличия туч на небе.



Основное содержание: в пасмурный день расспросить детей о погоде. Заметить, что тучи покрывают все небо, что свидетельствует о приближении дождя. Тучи темно-синие, тяжелые. Видишь: облако летит;

Слышишь: с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать». З.Александрова



5 Наблюдение за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер». Раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Основное содержание: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный, теплый? Вспомнить о ветре в разные времена года.

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул. Г.Лагздынь




6 Наблюдаем за ветром

Цель: Продолжать знакомить с понятием «ветер». Учить детей определять ветреную погоду по разным признакам.

Основное содержание: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, можно погоду ветреную определить по состоянию вертушки. Предложить детям подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо.

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…»

А.Пушкин





7 Наблюдение за дождем



Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.



Основное содержание: Пронаблюдать за первым летним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?



Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)








8 Наблюдение за дождем



Цель: Продолжать знакомить детей с сезонным явлением дождем. Рассказать о влиянии дождя на рост растений.



Основное содержание: Отметить, выходя на улицу, какая сегодня погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. Листья растений мокрые, капли дождя блестят на солнце.



Первый гром прогремел,

Туча пронеслась,

Чистой влагой дождя

Травка напилась.

С.Дрожжин



9 Наблюдение за грозой



Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.



Основанное содержание: Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.



Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит никому не понять

И мудрецам не узнать.

(Гром)








10 Наблюдение за радугой



Цель: Продолжать знакомить с сезонными летними изменениями: радугой. Закрепить знание всех цветов радуги.



Основное содержание: Объяснить детям, что после дождя появляется радуга. Она разноцветная. Какие цвета вы видите на радуге? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Обратить внимание, что радуга постепенно появляется и постепенно исчезает.



Прояснилось небо, засинела даль!

Дождик словно не был,

Речка, как хрусталь!

Над рекою быстрой, озарив луга,

На небе появилась – радуга!

П.Образцов



11 Наблюдение за деревьями

и кустарниками



Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Основное содержание: Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые. (Русская народная песня)



12 Наблюдение за деревьями и кустарниками



Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, осине.



Основное содержание: Познакомить с осиной, рассмотреть ее круглые листья. Сравнить ее с сосной. Сосна выше осины. Хвоя сосен длинная, темно0зеленая. Осина светолюбива и боится мороза.

Хоть зима,

Хоть весна,

Вся в зеленом она.

(сосна)



13Наблюдение за деревьями

и кустарниками



Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями и кустарниками. Познакомить с сиренью. Прививать детям заботу о кустарниках и деревьях.



Основное содержание: Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарника нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Обратить внимание на аромат сирени. Предложить закрыть глаза и принюхаться к аромату. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.






14 Наблюдение за деревьями

и кустарниками



Цель: закрепить знания о кустарниках и деревьях. Учить находить сходные и различные признаки между деревьями и кустарниками. Учить бережно относится к деревьям и кустарникам.



Основное содержание: спросить у детей, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада. Спросить, чем отличается дерево от кустарника. У дерева один четкий ствол, у кустарника четкого ствола нет. Дерево выше, чем кустарник.

Я по лесу зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу.

(Русская народная песня)




15 Наблюдение за цветущими

растениями



Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.



Основное содержание: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.



Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Е.Серова








16Наблюдение за цветущими

растениями



Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями: ромашкой. Разобрать ее строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.



Основное содержание: Предложить детям рассмотреть ромашку. Обратить внимание на цвет ромашки: белые лепестки, желтая серединка. Высокий стебелек, небольшие продолговатые листочки.



Такие веселые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети в пятнашки.

Е.Серова



17Наблюдение за цветущими

растениями



Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями: колокольчиком. Разобрать его строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.



Основное содержание: Предложить детям рассмотреть колокольчики, форму цветка. Почему он называется колокольчик? Он похож на колокольчик, которым звенят. Обратить внимание на цвет колокольчика, его строение.



Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…

А вы?

Е.Серова




18Наблюдение за цветущими

растениями



Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать его строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.



Основное содержание: Познакомить с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, подорожник. Почему подорожник так называется?



Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Отцвел желтый цветок,

Остался белый пушок.

(Одуванчик)




19Наблюдение за свойствами

песка и почвы



Цель: Выявить свойства песка и почвы, определить их сходства и отличия.



Основное содержание: Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить фигурки, а сухой песок очень быстро рассыпается и не держит форму. Предложить детям построить фигурки из песка и самим определить разницу между сухим и сырым песком.



Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

Б.Заходер








20Наблюдение за свойствами

песка и почвы



Цель: Выявить свойства песка и почвы, определить их сходства и отличия.



Основное содержание: обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего между песком и землей (почвой). раскрыть роль земли: растения не могут расти без почвы. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения.

На земле растут деревья,

И цветы и огурцы.

В общем, овощи и фрукты,

Чтоб довольны были мы.

В.Орлов

21Наблюдение за свойствами воды

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру.

Основное содержание: Обратить внимание на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана бежит холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике.

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.Е.Стюарт




22Наблюдение за свойствами

воды

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.

Основное содержание: закрепить с детьми свойства воды: жидкая, льется, прозрачная, разная температура. Летом вода нагревается в пруду, в речке, поэтому люди с удовольствием купаются. Определить, какие предметы тонут в воде, а какие нет.



К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились. В.Волина

23 Наблюдение за насекомыми

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.



Основное содержание: рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.



Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(жук)



24 Наблюдение за насекомыми

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.



Основное содержание: Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.



На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.

Л.Гулыга















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека наблюдений с окружающей действительностью. Лето.

Автор: Павлюченко Наталья Геннадьевна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Картотека наблюдений с окружающей действительностью. Зима. "
    ["seo_title"] => string(68) "kartotieka-nabliudienii-s-okruzhaiushchiei-dieistvitiel-nost-iu-zima"
    ["file_id"] => string(6) "222376"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436247602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства