kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КАК НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИЕ ТЕБЯ ПОНЯЛИ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить значение правильного устного общения в со­временной жизни.

Задачи: в увлекательной интересной форме рассказать о грамот­ной речи; рассмотреть некоторые особенности слов, засоряющих нашу речь, слов-паразитов: дать определение вежливости и тактичности.

Методические рекомендации: ключевые вопросы следует рас­сматривать и выяснять с участием ребят.

Действующие лица: Библиотекарь, посетитель библиотеки.

Реквизит: карточки с перечислением слов-паразитов, жаргонизмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАК НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИЕ ТЕБЯ ПОНЯЛИ?»

КАК НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИЕ ТЕБЯ ПОНЯЛИ?



Разговаривая с умным,

употребляй как можно меньше слов!

Ювенал

Цель: определить значение правильного устного общения в со­временной жизни.

Задачи: в увлекательной интересной форме рассказать о грамот­ной речи; рассмотреть некоторые особенности слов, засоряющих нашу речь, слов-паразитов: дать определение вежливости и тактичности.

Методические рекомендации: ключевые вопросы следует рас­сматривать и выяснять с участием ребят.

Действующие лица: Библиотекарь, посетитель библиотеки.

Реквизит: карточки с перечислением слов-паразитов, жаргонизмов.

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня мы поговорим только о некоторых прави­лах правильной речи, как говорил Кузьма Прутков: «Нельзя объять необъятное».

Ох уж эти слова-паразиты.

Воспитатель: Русский язык - один богатейших языков мира. И для выражения наших мыслей и чувств существует множество слов, но к сожалению, язык многих из нас (вас) загрязняют слова-паразиты. Эти слова, как и животные-паразиты, не приносят ничего хорошего, а только мешают. Отсюда они и получили свое название.

Слова-паразиты мешают восприятию сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «понимаешь», «короче», «ну», «так», «так сказать», «это самое» и т. д. Слова-паразиты — это такая же проблема, как и проблема правильного выбора слов. Многие люди так привыкли к словам паразитам, что заполняют ими все паузы в речи. Паузы между предложениями. группами слов, выражающими законченную мысль, должны быть, но нет необходимости заполнять их чем-либо.

Задание

Ученик зачитывает отрывок из любого произведения русской ли­тературы, с обязательным включением в текст слов-паразитов, которые подготовлены заранее. Затем учитель вместе с ребятами разбирают прочитанное. Учитель может задавать вопросы: «Все ли поняли что прочитал ученик?», «Почему смысл стал непонятен, как вы думаете?».

Жаргон-это хорошо или плохо?

Ученик: Французское слово «жаргон» означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями. Например, свой жаргон есть у педагогов, психологов, археологов, писателей, инженеров и у представителей абсолютно всех специальностей. Бывает молодежный жаргон, при этом жаргон школьников отличается от жаргона студен­тов. Школьники говорят: «училка», а студенты: «препод». В этих сло­вах нет ничего оскорбительного, но их не следует употреблять в офи­циальном разговоре. Жаргонные словечки употребляют рыболовы, охотники, любители собак, кошек и т. д. Иногда, если непосвященный человек слушает разговор, например, двух любителей-рыболовов, то половина слов ему будет непонятна. Их не следует употреблять в раз­говоре с людьми, не владеющими этими принятыми словами-жаргонизмами. Если жаргонные слова употребляются в науке, то ста­новятся терминами.

Но существует у жаргона и другая сторона — отрицательная. Не­которые слова, употребляемые, например, в разговоре подростков, имеют грубую, вульгарную форму. Их как раз употреблять не следует.

Далее 2 ученика ведут разговор о предстоящей вечеринке, за­читывая с карточки жаргонизмы заранее подготовленные учителем, а все остальные ученики, оставаясь активными слушателями, опре­деляют в их речи жаргонизмы. После мини-сценки происходит обсу­ждение.

Воспитатель: Овладев профессиями, вы обязательно будете использовать жаргонные слова в своем языке, жаргонные в хорошем смысле слова. Но обо всех грубых и пустых словах забудьте, исклю­чите их из своей речи. В последнее время в наш язык пришло много иностранных, так называемых заимствованных слов, к ним относится и слово «сленг», практически означающее то же самое, что и «жаргон». Образованный человек - а вы наверняка относитесь именно к таким людям - обязательно должен это знать.

Во все времена народы перенимают друг у друга элементы культуры, в том числе и языка. В русском языке много слов из грече­ского: грамота, кровать, парус, философ и т. д. Из скандинавских язы­ков к нам пришли в первую очередь такие распространенные имена, как Ольга, Игорь, Олег. Очень много мы используем тюркских слов: базар, башмак, деньги, сундук, чердак. С XIX в. в русский язык при­ходит много европеизмов — слов из западноевропейских языков: бух­галтер, контракт, банк, багаж, парашют и многие, многие другие. Многие из этих слов являются интернациональными, т. е. имеют оди­наковое звучание во многих языках. Но существуют и неоправданные заимствования. Особенно много их появилось в последние годы. Что касается вообще употребления современных заимствованных слов, то делать это следует аккуратно. К употреблению слова «менеджер» вместо слова «продавец» мы уже привыкли, хотя это заимствование не было таким уж интересным. Но многие слова, приходящие с Запада и звучащие даже с экрана телевизора, просто непонятны большинству россиян. Вот зачем, скажите, вместо слова «согласие» надо говорить «консенсус», а вместо «представление» «презентация»? Грамотный, хорошо образованный человек, не будет злоупотреблять новыми сло­вами. Ведь нет ничего лучше красивых и всем понятных русских слов.

Обращение - слабое место в разговоре

Воспитатель: Обращение «котик», «малышка» возможны только между очень близкими людьми, и вполне понятно, что тебе не всегда приятно, когда мама так называет тебя на людях.

Ученик: История обращений уходит вглубь веков. Ты и вы -сложный вопрос у многих народов. Вы выражает собой формальность и официальность, ты - близость и простоту в общении. В VII в. мно­жественное число О употреблялось только по отношению к импе­ратору своего народа, спустя несколько столетий появляется слово «Вы» уже в уважительном варианте.

При первом знакомстве надо использовать уважительное «Вы» - это принято у большинства народов мира. Помните, что при разго­воре следует часто называть собеседника по имени - это будет ему приятно. При знакомстве старайтесь запомнить имя человека, а если забыли - спросите, в этом нет ничего постыдного.

Ученица: Обращаясь к незнакомым людям, старайтесь не го­ворить «мужчина», «женщина», лучше опустите обращение, исполь­зуя фразы вроде: «Вы не могли бы?», «Передайте, пожалуйста», «Вы не подскажете?».

Вообще при обращении главное — соблюдать вежливость.

Воспитатель: Вежливость - неотъемлемая часть этикета. Она подразумевает, в первую очередь, употребление так называемых «вол­шебных» слов: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и фраз: «будьте любезны», «не могли бы вы» и т. д. Кто может сказать, почему эти слова называют волшебными? Нет, они не пришли к нам из сказок, просто при их произношении люди становятся добрее и скорее выпол­нят вашу просьбу. Вежливость - это и улыбка, и уважение, и интона­ция. Быть вежливым человеком довольно просто, а среди всех абсо­лютно людей на земле вежливость очень ценится. Давайте попробуем провести небольшую ролевую игру, используя правила вежливости.

Учитель приглашает двух учеников к участию в сценке. Учени­ца изображает библиотекаря, а ученик — посетителя библиотеки. Цель ученика — взять на дом книгу, которую обычно дают только в читальном зале. А сделать он это должен с помощью исключительно вежливости. Разыгрывается сценка.

Воспитатель: В отличие от вежливости, тактичность подразуме­вает не просто уважительное обращение с окружающими и употреб­ление некоторых слов. Тактичность — это целая наука. В словаре дает­ся такое определение такту (читает один из учеников): «Это чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека, от­части прирожденное, отчасти приобретенное; в понятии такта много условного, зависящего от обстоятельств, времени и места. Чувство такта бывает присуще человеку с рождения, но чаще оно прививается воспитанием. Такт не позволяет говорить грубости ни при каких об­стоятельствах».

Воспитатель: Все правильно, но не это главное. Тактичность -это наука, не позволяющая обидеть человека, сказать ему что-то, что можно не говорить, чтобы не нанести ему удар. Кроме того, тактич­ность учит не замечать физические и другие недостатки в другом че­ловеке, не задавать нетактичные вопросы как, например: «Сколько стоит та вещь, которую ты купила?», «Сколько зарабатывают твои родители?», «Почему у тебя родители развелись?» и т. д. не позволит приходить в гости не вовремя или без приглашения, за­нимать деньги без отдачи, говорить другому человеку неприятные для него вещи. Противоположностью тактичности является хамство. Как всегда, закрепить понятие тактичности нам поможет ролевая игра.

Ролевая игра

Суть задачи в следующем: молодой человек должен сказать сво­ему другу, приехавшему недавно из деревни в город, о том, что он одевается немодно и некрасиво. Сделать это следует тактично, ни в коем случае не задев гордость своего приятеля. Учитель вызывает учеников парами, чтобы продемонстрировать и закрепить полученные знания. Чем большее количество учеников будет привлечено, тем больше отдачи будет от этого материала.

Воспитатель: Тактичность нужна человеку постоянно, чтобы о нем не думали и не говорили плохо. Стать тактичным легче всего, научившись ставить себя на место другого человека. Помните: что неприятно вашему другу, то, скорее всего, будет неприятно и вам. Чувство такта похоже на чувство меры - ничего лишнего, грубого и чрезмерного. Но не надо из чувства такта позволять другим людям садиться вам на шею. Об умении вежливо отказывать мы еще с вами поговорим. Вообще быть тактичным иногда очень непросто, но нужно обязательно им быть. А еще я хочу сказать вам, что тактичные люди добиваются в жизни большего и чаще бывают любимы и уважаемы другими людьми.

«Игры вежливых»

Воспитатель предлагает провести небольшую игру. Вызываются два ученика. Их задание - придумать 5 предложений со словами «если, то», не употребляя слов-паразитов. Например, «если я выйду из дома без куртки, то наверняка простужусь». Все ребята внимательно слу­шают и высказывают потом свои замечания.

Воспитатель: И в заключение нашего сегодняшнего занятия — еще одна игра. Несколько человек расскажут о себе как бы с точки зрения окружающих. Приглашаются трое учеников.

Ребята вместе с воспитателем подводят итоги занятия, высказывают свое мнение об искусстве правильной и грамотной речи, о вежливости и тактичности.



Умеете ли вы общаться с людьми

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
Да/нет.

2. Вы легко поддерживаете разговор даже с незнакомым чело­веком?

Да/нет.

  1. Вы умеете быть внимательным к человеку?
    Да/нет.

  2. Давать советы - ваше самое любимое занятие?
    Да/нет.

  3. Если человек вам несимпатичен - вы это сразу покажете?

Да/нет.

6. Вы часто проявляете негативные эмоции?
Да/нет.

7. По каждому вопросу вы имеете свое мнение?
Да/нет.

  1. Сможете ли вы поддержать разговор на незнакомую вам тему?
    Да/нет.

  2. Быть в центре внимания - ваша цель?
    Да/нет.

  3. Вы умеете понятно и доступно объяснить что-то слушателю?

Да/нет.

Теперь давайте подсчитаем. За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 7, 8, 10 засчитайте себе по 2 балла. Если вы набрали менее 6 бал­лов - общаться с вами не самое большое удовольствие. Если вы на­брали от 6 до 10 баллов - многие будут стремиться общаться с вами. Если вы набрали максимум - 12 баллов, и при этом отвечали на во­просы вполне искренне, вы - король общения!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
КАК НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИЕ ТЕБЯ ПОНЯЛИ?

Автор: Хмеликова Людмила Павловна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Правила поведения в школе"
    ["seo_title"] => string(27) "pravila_povedeniia_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "481672"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540225895"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Cтатья на тему: " Kультура общения с литературой закладывается в семье" "
    ["seo_title"] => string(79) "ctat-ia-na-tiemu-kul-tura-obshchieniia-s-litieraturoi-zakladyvaietsia-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "211487"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431622536"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Родительское собрание "Дети и проблема школьной дисциплины""
    ["seo_title"] => string(64) "roditiel_skoie_sobraniie_dieti_i_probliema_shkol_noi_distsipliny"
    ["file_id"] => string(6) "349399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476533451"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок самопознания 3 класс на тему : "Культурное наследие народа" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-samopoznaniia-3-klass-na-tiemu-kul-turnoie-nasliediie-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "175369"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424264726"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Как приучить ребёнка к труду. "
    ["seo_title"] => string(30) "kak-priuchit-riebionka-k-trudu"
    ["file_id"] => string(6) "193464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427641057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства