kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"История семьи в истории войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение.

2. Не придуманные истории войны. (Моя семья в годы Великой Отечественной Войны).
3. Мой прапрадед и прадед на фронтах Великой Отечественной войны.

3.1. Локтионов Илларион Григорьевич.

3.2. Локтионов Сергей Илларионович.

4. Война в судьбах  детей моей семьи.
4.1. Моя прабабушка Перькова Нина Макаровна.

4.2. Мой прадедушка Локтионов Анатолий Илларионович.    
Заключение. 
Список источников и использованной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"История семьи в истории войны" »


МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района

Курской области














Направление «Школьные музеи»











Подготовил ученик 8 класса:

Охотников Андрей

Руководитель: Аничкина Т.А.



1. Введение.

2. Не придуманные истории войны. (Моя семья в годы Великой Отечественной Войны).
3. Мой прапрадед и прадед на фронтах Великой Отечественной войны.

3.1. Локтионов Илларион Григорьевич.

3.2. Локтионов Сергей Илларионович.

4. Война в судьбах детей моей семьи.
4.1. Моя прабабушка Перькова Нина Макаровна.

4.2. Мой прадедушка Локтионов Анатолий Илларионович.
Заключение. 
Список источников и использованной литературы.

















1. Введение

Цель: Выявить историю моей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и  проанализировать воспоминания, документы, сохранившиеся в семье и имеющиеся в архивах на вопрос участия представителей семьи в Великой Отечественной войне.

2. Изучить необходимые источники и литературу.

3. Систематизировать собранный материал с целью восстановления судьбы моих предков в годы ВОВ

В основу моей работы легли источники, которые я сгруппировал следующим образом:

1.     устные (воспоминания родственников);

2.     письменные (архивные материалы);

3.     фотоматериалы из семейного архива.

В работе мне помогали интернет ресурсы (сайты, посвящённые ВОВ), книги по истории России ХХ века.


Методы:

·        Интервью с родственниками, очевидцами событий.

·        Систематизация полученной информации.

·        Анализ полученной информации по Великой Отечественной войне.


Объект исследования: Великая Отечественная война.


Предмет: история семьи в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: материал, полученный в ходе исследования можно использовать на уроках истории, на классных часах, при оформлении стендов посвящённых Великой Отечественной войне.




2. Не придуманные истории войны.


История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить нам примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину. История - один из моих самых любимых уроков: она помогает нам выбрать правильную жизненную позицию, стать преемником великих свершений нашей страны, значительно повлиявших на ход мировой истории. Именно с высоты этого опыта молодежь и должна осмысливать сегодняшнюю жизнь.   Конечно, сейчас многие исторические события переосмыслены, получили переоценку. Но были в России явления, значимость которых не ослабевает со временем. В первую очередь к их числу относится время Великой Отечественной Войны. Эту тему мы изучаем не только на уроках истории, но и в работе Музея Боевой и Трудовой Славы. Музей нашей школы был создан в 1983 г. В истории нашей страны особняком стоят некоторые её страницы. Так Великая Отечественная война является ярким и трагичным звеном нашей истории. Изучая историю своей  семьи, мне стало интересно, какую роль сыграли мои предки в Великой Отечественной войне. Ведь большая история складывается из отдельных маленьких, но очень важных частей. Поэтому и родилась тема моей работы: «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны».

На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. Спустя час после начала вторжения посол Германии в Советском Союзе граф фон Шуленбург вручил В.Молотову меморандум. В нем говорилось, что советское правительство хотело “нанести удар в спину Германии”, и потому “фюрер отдал вермахту приказ воспрепятствовать этой угрозе всеми силами и средствами”. “Это что, объявление войны?” – спросил Молотов. Шуленбург развел руками. “Чем мы это заслужили?!” - горько воскликнул Молотов. Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

“Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - продолжал Молотов. – В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером...”. Молотов призвал к “отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: “наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”.

Замечательно, когда потомки бережно хранят воспоминания о жизни своих отцов, дедов, прадедов. История нашей Родины и складывается из историй жизни отдельных людей, из летописи поколений. Предавая забвению память своих предков, мы утрачиваем связь со своей землей, с Россией...

Мало найдётся в России семей, члены которых не принимали бы участие в Великой Отечественной войне, в разгроме гитлеровских захватчиков. И в моей семье много таких героев.







3. Мой прапрадед и прадед на фронтах Великой Отечественной войны.

3.1. Локтионов Илларион Григорьевич.

Локтионов И.Г. -

отец моего прадедушки.


Родился он в 1903 году в д. Нижнее Гридино. Рано остался без матери, она умерла, заболев тифом, оставив четырех детей на отца. Окончил церковно - приходскую школу, всего три класса. Участник советско-финской войны 1939-1940гг., получил ранение в голову. В июне 1941 года его призвали на фронт, но его «фронт» начинается далеко от военных действий. По воспоминаниям моего прадедушки: «Он вместе c другими солдатами был отправлен в Среднюю Азию. Там по указу

Верховного Главнокомандующего начинают

строить аэродромы. Советская Армия нуждалась в новых видах самолетов, которые разрабатывались в конструкторских бюро, а боевым летчикам прошедшим обучение приходилось их осваивать. Уже осенью 1941 года под руководством наркомата обороны начали формироваться строительные батальоны. В них призывали военнообязанных старших возрастов и негодных к строевой службе. А так как мой прадед имел ранение в голову, в действующую армию его не взяли. Мой прапрадедушка, был хорошим плотником, у себя в деревне он работал в колхозной строительной бригаде: строили помещения для животных, да и жители деревни приглашали часто на помощь. Так он попадает в строительный батальон. Им приходилось строить не только аэродромы, мосты, переправы, но и возводить новые предприятия. С наступлением войны промышленная база стала создаваться на Востоке. По его воспоминания, труд в тылу, был не менее тяжел, чем на фронте. Многие его сверстники стремились попасть на фронт, нелегко приходилось в тылу: недоедали, болели из-за жаркого климата непривычного для жителя средней полосы. Мой прапрадедушка Илларион, тяжело заболел желтухой, попал в госпиталь, но и после госпиталя продолжал работать на нужды фронта. Вернулся он домой только в 1946 году.

На этой фотографии семья моего прапрадеда: жена, брат, сын, дочь, внучки.

3.2. Локтионов Сергей Илларионович


Мой прадедушка Локтионов Сергей Илларионович, родился в октябре 1925 года в деревне Нижнее Гридино. Учился в Нижнегридинской семилетней школе, которую окончил в 1939 году. Вот что рассказал мне мой прадедушка, его брат, о нем: «Учился он в школе очень хорошо, был активистом школьной жизни, его всегда ставили в пример другим ученикам, любил участвовать в художественной самодеятельности. От природы он был одарен музыкальным слухом. Научился сам играть на балалайке, скрипке, гитаре, мандолине, даже играл на ложках и бутылках». Прадедушку можно назвать вундеркиндом, но война прервала его мирные задумки.

Когда началась Великая Отечественная война, наше село уже осенью было оккупировано немцами. Фашисты установили у нас свои порядки, выбрали старосту, полицейских из местных жителей, такие предатели, готовые «служить» новой власти, тоже нашлись.

Мой прадедушка и другие подростки решили своими силами бороться с ними. Они нашли брошенный венграми, которые были союзниками Германии, пулемет и собирались им воспользоваться.

В феврале 1943 года наше село освободили от врага, а весной моего деда забрали на фронт. Вначале их отправили нести оборону у села Конопельки за Суджой, сюда к нему приходила проведывать его

м

7 «Б» класс 1939г

ама, моя прапрабабушка Даша. А через месяц его отправили на курсы танкистов. Через год, весной 1944 года состоялся ускоренный выпуск и прадедушке присвоили звание младший лейтенант.


После учебы началась боевая жизнь моего прадедушки. Он освобождал города и села своей родной земли. Его танк всегда был впереди, на самых сложных участках сражений. Родные постоянно получали письма с фронта, в которых он писал, как бьет врага, где находится его танковая часть. Последнее письмо пришло от него уже из Польши. Но в одном из сражений он получил ранение в ногу, оказался в госпитале на лечении. Из госпиталя дедушка прислал письмо, в котором было написано, что его должны демобилизовать. Но неожиданно у него началась гангрена, пошло заражение крови и дедушка умер от ран в госпитале. Его похоронили в братской могиле на территории Польши. Оттуда и пришла похоронка.

Я написал письмо своей бабушке на Украину, которая ездила на могилу в Польшу к своему брату, моему прадедушке. Она мне ответила, что «…Я занималась с 1973-1976 года поисками своего брата, за это время у меня накопилась целая папка писем. Вначале я написала письмо в газету «Красная Звезда», потом в Исполнительный комитет ордена Ленина Красного Креста и Красного полумесяца, затем в Польшу. В результате поисков я выяснила, что мой брат похоронен в городе Познани под стенами крепости на воинском кладбище, могила № 5/8/8».

Из письма я узнал, что отношение жителей Польши к нам, русским людям, очень изменилось после войны. Бабушка рассказала, что поисками могилы ей пришлось заниматься самой, помощи от Польских организаций в которые обращалась, она не получила.

Чтобы больше узнать о его боевом пути, на занятиях кружка мы написали в мае 2012г. письмо в архив Министерства обороны РФ, а в июне нам пришел ответ. Вот эта архивная справка.


Весь мир, все человечество, в том числе и Польша должны быть благодарны советскому солдату-освободителю. Я хотел бы, чтобы все памятники, братские могилы во всех странах были сохранены, и мир помнил, какой ценой досталась Победа.






4. Война в судьбах женщин и детей моей семьи.
4.1. Моя прабабушка Перькова Нина Макаровна
.

Моя бабушка родилась в 1930 году в семье Перьковых Неонилы Измайловны и Макара Викторовича.

Вот что рассказала она о военном времени: « в 3 года я осталась без отца. Жили мы вдвоем с мамой. Когда началась война, мне шел 12 год. Сообщение пришло в сельский совет, из района позвонили председателю и сказали о начале войны. Наш дом находился рядом с сельским советом, поэтому мы и узнали одними из первых в деревне о начале войны. В ноябре 1941 года наша деревня была занята фашистами. В здании сельского совета они устроили свой штаб, вывесили немецкий флаг. Когда они вошли в здание сельсовета, их интересовал телефон для налаживания связи. Но начальник почты Гридина Юлия Порфирьевна перед их приходом спрятала телефон в сарай, в солому, вместе с документами. Сарай этот был наш. Когда моя мама пошла вечером кормить корову, то вилами зацепила телефон. Как быть? Ведь немцы могли за укрывательство и расстрелять. Поздно вечером она его подбросила на крыльцо сельского совета. Своих солдат немцы определили по домам жителей. Многих жителей деревни выгнали из домов. Им приходилось жить в подвалах, сараях, кто-то выкопал землянки. Среди немцев встречались как хорошие так и плохие люди. Немцы занимали лучшую часть дома. У нас в доме определили вначале раненых солдат. К ним приходили врач и медсестра делать перевязки. Раненые немцы ожидали отправки в Германию. После них на постой в наш дом определили вторую группу немцев их трех человек. Звали их Ганс, Вальтер и Вяна. Были они добродушными, делились с нами продуктами. Школа в это время не работала, а вот больница не была закрыта, туда немцы разместили своих раненых солдат. Но мест не хватало, вот раненых и размещали в домах жителей. Весь медперсонал работал не только на новых хозяев, но и своих жителей лечили. В это время в больнице работали главным врачом - Раиса Павловна Павлова, фельдшером - Непочатых Емельян Маркович, медсестрой - Непочатых Вера Емельяновна.

Среди местных жителей нашлись люди, которые стали служить новой власти, но их оказалось не так уж и много, как надеялись новые хозяева. В полиции стали служить братья Перьковы: Николай Дмитриевич, Иван Дмитриевич, Семен Дмитриевич. Стал полицейским и Польских Максим Павлович. Они помогали наводить порядок, следить за жителями деревни. В наших краях партизаны действовали в лесном массиве Кучугуры. Они поддерживали связь и с жителями нашей деревни. По заданию партии из жителей деревни были оставлены люди, которые пошли на службу новой власти. Так старостой стал Непочатых Дмитрий Александрович, он был связан с первым секретарем райкома партии Григорьевым, председателем райисполкома Новиковым, начальником уголовного розыска Жуковым, начальником милиции Каменевым. Часто под покровом ночи они приезжали к нему домой за сведениями. Жена Григорьева была родом из нашей деревни.

В холодную февральскую ночь 1942 года, когда руководители района приехали к Непочатых Д.А., сосед Польских П. увидел их и сообщил полицейским. В дом Непочатых Д.А. прибежала соседка Непочатых А.Х. и предупредила их об опасности. Придя в дом, полицейские никого не нашли, но за домом остались следы коней, на которых приезжали партизаны. Непочатых Д.А. грозил расстрел за связь с коммунистами, его спас полицейский Перьков Н.Д., служивший в комендатуре в Большесолдатском, он был родственником жены Непочатых Д.А. После этого случая за домом Непочатых Д.А. установили слежку. Руководителям района пришлось наладить связь с Непочатых Устином, его дочь Зинаида Устиновна была на фронте медсестрой. Об этой связи вновь узнали немцы. Григорьев был схвачен во время очередного приезда в дом к Непочатых У. Григорьева и Непочатых У. связанных отправляют в район, при попытке к бегству Григорьев был убит, а Непочатых Устина повесили в Большесолдатском. Я помню вот такой случай, когда по доносу предателей арестовали председателей колхоза «Согласие» Рыжкова и Пожарских. Этот колхоз они возглавляли в разное время. После ареста их привезли в сельсовет. Живя рядом с сельским советом, мы невольно становились свидетелями многих событий. Остался в моей памяти момент, из здания сельсовета доносятся крики, стоны - это избивали арестованных. Потом мама мне говорила, что их долго били, требовали выдать партизан. На следующий день их увезли в район и повесили.

С весны 1942 года начинается угон молодежи в Германию на работы. Были угнаны девушки и юноши 16 - 17 лет. Это Умрихина Мария Михайловна, Гридин Иван Афанасьевич, Умрихин Алексей Федорович, Непочатых Марина Лупановна, Щукина Нина Емельяновна, Умрихина Мария Илларионовна, Колесникова Прасковья Васильевна, Локтионова Вера Ивановна, Гридина Анна Сергеевна и другие. Многие из них вернулись домой после войны. После прихода немцев колхоз перестал работать. Новые хозяева всю землю раздали крестьянам, чтобы весной они ее обрабатывали, а осенью надо было сдать часть урожая. После освобождения деревни, весной 1943 года, колхоз начал работать. Многие подростки 14 -15 лет наравне со взрослыми выходили в поле. Лошадей в колхозе, да и в деревне осталось очень мало, приходилось пахать на коровах, быками тяжело было управлять. Представьте, впереди идет старая женщина и ведет корову, запряженную в плуг, а подросток управляет плугом, пашет землю. В годы оккупации школа не работала, она открыла свои двери только в сентябре 1943 года. Ее директором в это тяжелое время стала Гридина Анастасия Сергеевна. Всех детей учителя собирали на занятия, но за школьные парты сели не все. Многие подростки должны были помогать дома родителям, да и в колхозе нужна была помощь. Большое сражение на территории нашего района произошло рядом с лесным массивом Кучугуры. Здесь начинают строить в марте 1943 года оборонительные укрепления. В это время Красная Армия вела наступление на Большесолдатское, здесь состоялся большой бой. Вместе со взрослыми копали окопы и мы дети. Полураздетые, обутые в лапти нам приходилось откапывать снег, копая окопы. Преодолевая все трудности, холод и голод каждый из нас трудился, как мог. Три дня мы помогали взрослым, потом нас отпустили домой. Многие жители нашей деревни после прихода Красной Армии, ушли на фронт. Свой первый бой они приняли здесь, у Кучугур. Многие из них погибли. Я помню, как после боя жители деревни, на санках везли своих погибших родственников, чтобы похоронить. В этом бою погибли солдаты из деревень Липника, Сула, Немча.

Мартовским вечером 1943 года в деревню пришли наши бойцы. Все жители встречали их с большой радостью, угощали тем, что было припрятано от немцев. В нашем доме остановились четыре человека. Майор Петренко, капитан Овчинников Василий, старший лейтенант и медсестра, их имена и фамилии уже не помню. Целую неделю они жили у нас. Майор Петренко, уходя сказал, чтобы мы никого не боялись, Красная Армия погнала врага на Запад. Эти слова вселили в нас уверенность, что враг больше на нашу землю не придет, можно жить спокойно и строить мирную жизнь».

4.2. Мой прадедушка Локтионов Анатолий Илларионович.

Родился мой прадед в 1931 году в д. Нижнее Гридино. Когда началась война ему было 10 лет. Но события войны остались в его памяти. Хотя сегодня ему уже 82 года, он хорошо помнит и начало войны, и приход в деревню фашистов, и как жила деревня после освобождения села от врага.

Вот что он рассказал мне: «Немецкая оккупация началась с осени 1941 года. В каждом доме расположились немцы. В нашем доме пришлось сделать вторую дверь, одна для входа нашей семьи, другая для немцев. Мы мальчишки, наблюдали, как они себя ведут, слушали их непонятную для нас речь. А они видя, что мы проявляем любопытство заглядывая к ним в окна, намазывали хлеб повидлом и бросали на улицу. Каждый из нас стремился схватить такой кусок хлеба. Помню одного немца, который очень любил жареную яичницу и хотя кур у нас было, бабушке приходилось приберегать для него каждое яйцо. С врагом не поспоришь! Однажды, сжарив яйца, кто – то из немцев подшутил и насыпал много соли. Немец разозлился, начал кричать на бабушку, она не может понять, что он хочет, а он потребовал, чтобы она все съела сама. Бабушка пришла к нам, детям, и попросила нас съесть. Ей снова пришлось жарить яйца.

Однажды в наш дом пришел немец, который говорил по-русски очень хорошо. Мой старший брат Сергей стал разговаривать с ним. В разговоре выяснилось, что многим немцам эта война никогда не была нужна, эта война навязана Гитлером, их силой заставляют сражаться против русских. К счастью, фашистские оккупанты не сильно зверствовали в нашей деревне, да и к населению относились лучше, чем полицаи. Но они отбирали продовольствие и теплые вещи, пугали население, чем вызывали у всех большую ненависть.

 Мой прадед ненавидел оккупантов. Вместе со своими друзьями они долго придумывали, как бы навредить захватчикам. Проще всего оказалось украсть дышло - одиночную оглоблю, заменяющую оглобли в пароконной телеге, без которого она ехать не может.  Улучив момент, прадедушка со своими приятелями отвязали дышло у телеги, которая принадлежала румынам, и спрятали его в стоге сена у себя во дворе. Случилось так, что буквально на следующий день к деревне начала подступать Красная Армия, гитлеровцам пришлось отступать, и румыны в спешке, не найдя дышло, бросили свою телегу.

    Взрослые потом еще долго удивлялись, почему румыны оставили телегу. И мой прадедушка с приятелями, гордые своим поступком, рассказали им как все было и что дышло лежит в стоге сена у них во дворе. За это юных героев выпороли. Ведь если бы кто-нибудь из гитлеровцев нашел это дышло у них во дворе, то всех взрослых членов семьи могли бы запросто расстрелять.   

С приходом весны заработал снова колхоз, нам подросткам приходилось помогать в посевной. Лошадей не было, приходилось пахать на коровах. Когда наступила весна, нужно было засевать поля, собирать урожай, кормить армию, ведь еще шла война. Как трудоспособные приступили к севу только женщины и старики. Землю вспахивали на коровах, так как лошадей забрали на нужды войны, засевали ее вручную. Моей напарницей была пожилая женщина Перькова Варвара Федоровна, она вела лошадь, а я шел за плугом. Так с 13 летнего возраста начинается моя трудовая биография».

А 9 мая, когда война закончилась, и все испытывали огромную радость вместе с горем от потери близких, многие мальчишки – друзья моего прадедушки, да и он сам, были разочарованы. «Мы-то уже посчитали кому через сколько лет идти на фронт, думали, что война будет продолжаться долго-долго. Я уж так хотел показать этим дуракам - взрослым как надо воевать! Ведь нет ничего проще: надо было просто сделать длинную-длинную ленту с патронами. Мне это представлялось так: немцы бегут на меня один за другим, я их всех из пистолета стреляю, а патронов у меня еще много-много. Вот так это просто мне все казалось…»

Заключение. 
Вот такую историю моего рода мне удалось собрать. История одной семьи как песчинка, соберётся их много-много и получается нечто единое, большое. Так история нашей Родины: собери историю семей и получится одно великое целое, называемое Историей России. Вот так, проследи историю одной семьи, увидишь, что через неё проходят все этапы, хорошие и плохие, истории нашей великой страны. Узнавая от своих родственников про свою семью, я сам убедился в этом.    Мне интересно знать их жизнь, их истории. Как капля в море, как песчинка в пустыне, так и моя семья - это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России. «Из всех даров остаётся только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого»,- говорил Саади.

      Я очень горжусь своими прапрадедом, прадедами, прабабушкой. Я навсегда запомню их имена и добрые дела. И когда мои дети и внуки будут учиться в 8 классе, я покажу им этот проект, и, прочитав его, они так же как и я поймут самое главное: в жизни человека важнейшими являются две вещи – доброе имя и мирная Родина.                      

Для нашей Родины всегда будет светлым майский день одна тысяча девятьсот сорок пятого года. В этот день был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас! Я горжусь своими предками, потому что благодаря их труду и отваге наша  страна победила фашизм, а я  живу в свободной стране. 

Мы родились, когда все было в прошлом,

Победе нашей не один десяток лет,

Но как нам близко то, что уже в прошлом.

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

И каждый год душа болит, рыдает,

Когда нам память выдает слова.

Дух праздника в воздухе витает,

А на глазах печали пелена.

Спасибо вам, что мы войны не знали,

Что мы не слышим шума страшных лет,

Что вы нам жизнь своею жизнью дали!

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,

Пусть люди помнят ваши имена.

И пусть умолкнут войны, что есть в мире

В тот день, когда черемуха цвела.

Да, - это праздник вашей седины,

Вы пережили много бед.

Поклон нижайший, до самой земли,

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!











 Список источников и использованной литературы

1.     Воспоминания Локтионова А.И., 1931 г.р. д.Нижнее Гридино, Большесолдатский район, Курская обл.

2.     Воспоминания Перьковой Н.М.., 1930 г.р. д.Нижнее Гридино, Большесолдатский район, Курская обл.

3. «Великая Отечественная война Советского Союза» Мин. И.,ОГИЗ,

Госполитиздат, Москва,1947 г.


4. Материалы из архива Министерства Обороны.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"История семьи в истории войны"

Автор: Аничкина Татьяна Анатольевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Викторина к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(66) "viktorina-k-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "136379"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417098448"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Материал для классного часа "Дети и война" "
    ["seo_title"] => string(45) "matierial-dlia-klassnogho-chasa-dieti-i-voina"
    ["file_id"] => string(6) "212977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431960939"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "«Жители села Баёр в годы Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(54) "zhiteli_sela_baior_v_gody_velikoi_otechestvennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "632389"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684979084"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "презентация для урока по истории "К 70-летию победы в ВО войне""
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-istorii-k-70-lietiiu-pobiedy-v-vo-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "249432"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446900704"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час "У войны не женское лицо..." "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "158025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421680993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства