kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Влияние театра на коммуникативную культуру подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 9 класса Коневой Екатерины,  участницы  театра-студии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние театра на коммуникативную культуру подростков»»

Исследовательская работа

«Влияние театра на коммуникативную культуру подростков»

Исполнитель:

ученица 9 класса

Конева Екатерина Вадимовна

Научный руководитель:

педагог дополнительного образования

Гончарова Елена Николаевна



Екатеринбург 2016



Оглавление



Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие коммуникативной культуры личности…………………….……..4

2. Проблемы подростков, связанные с коммуникацией……………………...5

3. Влияние театра на коммуникативную культуру подростка

3.1. Подросток - зритель……………………………………………………6

3.2. Подросток – актер………………………………………………………7

4. Практическая часть……………………………………………………………..9

Заключение..……………………………………………………………………..10

Используемая литературы……………………………………………..….......11



Введение



Снижение качества жизни, хронические стрессы, отсутствие культуры здорового образа жизни, неопределенность личных перспектив приводят как к ухудшению физического здоровья подростков, так и к социальному неблагополучию, неготовности к вступлению в самостоятельную жизнь, отказу от традиционных социальных ценностей, что трансформируется в серьезную проблемную ситуацию социального масштаба.

В современном обществе утрачивается культура общения. Зачастую людям тяжело общаться друг с другом длительное время. А происходит это потому, что на смену живому собеседнику пришёл компьютер и другие «заменители» человека (средства массовой информации, телевидение, радио и т.д.). В такой обстановке назрела проблема развития коммуникативных способностей человека, так как общение играет очень важную роль в жизни.

Общение особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Ребенок начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Он требует расширения своих прав соответственно подчёркиваемым взрослыми людьми и его обязанностям.

Развитию коммуникативных способностей личности ребёнка, его коммуникативной культуры может успешно помочь театр. Как просмотр театральных постановок, так и участие в театральном коллективе.

Цель моей работы – определить, как театральная деятельность может оказать влияние на коммуникативную культуру подростка.

Задачи исследования:

1. Выяснить, из чего состоит коммуникативная культура личности.

2. Определить проблемы подростков, связанные с коммуникативной культурой.

3. Узнать, как театр влияет на коммуникативные способности подростка, рассматривая его ка актера и как зрителя.

5. Выявить по средствам анкетирования актуальна ли данная тема для учеников школы.



  1. Понятие коммуникативной культуры личности



Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

Это средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.

Если человек грамотно и понятно говорит, строит свою речь так, чтобы она была уместной и приятной для собеседника – значит, у него развита коммуникативная культура и во время общения он умеет подбирать самые подходящие способы взаимодействия с человеком. Такое умение не появляется просто так. Формирование коммуникативной культуры и ее развитие происходит тогда, когда личность много и часто общается, учится следить за собой и за реакцией своих собеседников, улучшает свое поведение.

В коммуникативную культуру входят:

- эмоциональная культура (культура чувств),

- культура мышления 

-  культура речи. 

Основы коммуникативной культуры:

  1. Грамотное построение фраз и доступная речь. А именно, использование простых слов, выражение своих мыслей ясно и конкретно, понятно для собеседников. Но не понижая при этом свой уровень: грамотная речь, не искаженное произношения без нарушений правил речи.



  1. Соблюдение адекватного тона беседы. Можно повысить или понизить голос, использовать его силу, выразительность и интонации, без перехода на крик.



  1. Психоэмоциональная саморегуляция. Контроль себя, своего настроения, поведения, а также своих жестов и мимики. Уважение к собеседнику, умение расслабиться в разговоре, не позволяя грубости, резкости, импульсивности разрушить ровное течение беседы.



  1. Грамотно использование языка и достойное поведение в любых ситуациях и обстоятельствах – образец коммуникативной культуры общения, самый высокий ее уровень. Для этого необходимо уметь подать себя и применять правила этикета в зависимости от типа общения.

2. Проблемы подростков, связанные с коммуникацией

Ни для какого не секрет, что период взросления крайне сложен для подростка. В это время происходит общий подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка организма. Происходит бурный рост и развитие всего организма

В этом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками.

В общении с взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и своим правам. Именно в этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению, поиску своего места в этом мире. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка.

Из специфических особенностей общения подростков отметим следующие: внешние проявления коммуникативного поведения подростков очень противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами ребята проявляют коллективизм, с другой – готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны - стремление быть таким же, как все, с другой – желание выделиться; с одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет у товарищей, с другой – презрение собственных недостатков.

Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым, приобретает новую черту – критичность. Подросток имеет своё мнение, склонен к спорам, возражениям. В процессе коммуникации друг другом и с педагогом подростки обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено пониманиями других людей и, в свою очередь, обогащать других.

3.Влияние театра на коммуникативную культуру подростка

3.1. Подросток - зритель

«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным видом искусства

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию человека сфер искусства. Он доставляет радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса его личностной культуры.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Потому что одним из серьезнейших недостатков общественной системы образования школьников является монотонность жизни ребенка. Обыденность превращает детей из жизнерадостных, активных и деятельных, мечтательных в равнодушных, пассивных.

Психологическая атмосфера театра, энергетический обмен актера и зрителя, массовость восприятия и спонтанность реакции публики дает основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и в целом связан с жизнью общества более других видов искусства.

В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознает общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Подросток получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации.

Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.

3.2. Подросток - актер

Развитию коммуникативных способностей личности ребёнка, его коммуникативной культуры может успешно помочь участие в театральном коллективе.

Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют подростков думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят подростка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Подросток, оказавшись в позиции актера-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно-смысловым понятиям, на формирование которых оказывают большое влияние, художественные произведения, используемые в театрализованных играх.

Процесс создания спектакля или образа отдельного героя помогает раскрепощению личности, развитию универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно – образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащению его духовного опыта.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Не стоит забывать и о том, что театр – это коллективное искусство. Участие в спектаклях сплачивает ребят, они учатся помогать, поддерживать друг друга, учатся радоваться не только своим, но и победам товарищей. Ребёнок открывается навстречу людям, тем самым, совершенствуя свои коммуникативные способности. Театр помогает переживать различные ситуации при взаимодействии друг с другом и подсказывает их решение. Театр даёт свободу, следовательно, подросток увереннее чувствует себя в жизни.

В программе работы каждой современной театральной студии есть обязательные разделы, каждый из которых способствует формированию коммуникативной культуры.

Раздел "Основы театральной культуры"  призван познакомить ребят с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Раздел «Театральная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любимому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.

Раздел «Драматургические опыты»  включают в себя импровизации, базирующиеся на приобретенном опыте (навыки и умения), инсценировок, в работе с авторскими произведениями.

Раздел "Ритмопластика"  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, обретение ощущения гармонии своего тела c окружающей средой, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Раздел «Техника и культура речи»  обобщил в себе упражнения на улучшение качества речи, овладение навыками повседневного речевого общения, знакомство с методами взаимодействия с аудиторией; овладение техниками эмоционального самоконтроля при взаимодействии с аудиторией, оппонентом.

В процессе занятий в театральной студии подросток осваивает: упражнения на внимание; развитие воображения и фантазии; расширение восприятия, творческое отношение к действительности; воспитание живого сценического общения т.д.. Актерское мастерство — это не притворство. Это умение искренне проживать эмоции. Не только на сцене, но и в жизни. Это умение вживаться в различные образы, чувствовать настроение происходящего.

Я также являюсь участником театральной студии и на своем примере убеждаюсь, что театр действительно способен развить коммуникативные способности подростка. Я стала более открытой, уверенной в себе. На примере героев наших спектаклей я получила информацию, о том, как лучше вести себя в той или иной ситуации, поняла, что прежде чем судить человека за что-либо, необходимо узнать причину его поступка.

  1. Практическая часть

Я решила выяснить, актуальна ли данная тема для учеников нашей школы с помощью анкетирования. Опрос проводился у учеников средних классов.

С помощью данных вопросов можно узнать непосредственно об отношении ребят к театру, о том было ли какое-то влияние с его стороны, об их проблемах, связанных с общением.

Вот что показали результаты опроса:

  1. Большинство ребят посещают театр один раз в несколько месяцев и относятся к нему положительно.

  2. Большинству опрашиваемых просмотренная когда-либо постановка помогла в жизненной ситуации.

  3. Все ученики пробовали себя в роли актера, более 80% остались довольны данным опытом.

  4. Всем опрашиваемым нравится общение с людьми.

  5. Большая часть ребят, ответивших на вопросы анкеты, считает, что имеет проблемы с общением с окружающими. Примерно 20% ответили, что проблем не имеют.

Результаты анкетирования показали:

1. Большинство подростков испытывают серьезные трудности в межличностном общении:

- не всегда могут наладить контакт с другими людьми;

- не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);

- не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека;

- часто неадекватно воспринимают окружающих;

- часто не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.

2. Участие в театральной деятельности дает подросткам:  

- развитие, совершенствование, психологическую и социальную коррекцию способностей через адекватное общение;

- эмоциональную и ролевую саморегуляцию, связанную с умением находить наиболее оптимальное решение различного рода задач;

- определение будущего успеха через учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

- продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми через умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы;

- инициативное сотрудничество в поиске, сборе и использовании информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

3. Участие подростка в театральной деятельности дает родителям:

- обеспечение условий для развития духовного, интеллектуального и физического потенциала подростка;

- сохранение сложивших семейных традиций и формирование новых, наиболее востребованных в социуме;

- определение взаимоотношений с обществом, государством и окружением – через сформированность коммуникативной культуры, умение договориться – через формат общественного договора;  

- получить результаты в обучении и воспитании личности подростка, способной к сознательному выбору жизненной и профессиональной позиции, готовой к ответственному сотрудничеству, ориентированному на нравственную и оценку и самооценку.

Таким образом, театр способен положительно повлиять на развитие коммуникативной культуры подростков.

Заключение

С помощь своего исследования я узнала, что коммуникативная культура – это совокупность знаний и правил межличностного общения, умений пользоваться его средствами в различных жизненных ситуациях.

Во время своего взросления у подростка появляются проблемы, связанные с коммуникативными способностями. И именно театральная деятельность позволяет подростку решать такие проблемы.

В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Используемая литература



Интернет ресурсы:



1. http://kak-bog.ru

2. http://referatwork.ru

3. http://www.teatr-benefis.ru

4. http://text.tr200.biz

5. http://www.maam.ru

6. http://www.moluch.ru

7. http://knowledge.allbest.ru

8. http://einsteins.ru

9. http://www.vevivi.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательская работа «Влияние театра на коммуникативную культуру подростков»

Автор: Гончарова Елена Николаевна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства