kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Молодежные субкультуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Каждый человек на улице или в транспорте наверняка встречал людей чем-то непохожих на остальных. У одних на голове ирокез, другие с ног до головы обвешаны металлом, третьи одеты во все черное. Таких ребят принято называть представителями субкультур. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Молодежные субкультуры"»




СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………....стр.3

1.Общие понятия о субкультуре. Причины возникновения……………..стр.4

2. Классификация субкультур.……………………………………………...стр.5

3. История формирования………………………….……………………….стр.6

4. Характерные черты субкультур ………………………………………...стр.7

4.1 Музыкальные субкультуры …………………………...………….........стр.7

4.2 Имиджевые субкультуры……………………………………….............стр.10

4.3 Политические и мировозренческие субкультуры …………………….стр.11

4.4 Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби. ……………...стр.12

4.5 Хулиганские субкультуры ……………………………………….........стр.14

4.6 Исчезнувшие субкультуры ……………………………………….........стр.15

5.  Особенности субкультур в России……………………………………..стр.16

6. Результаты исследования ………………………………………………стр.19

Заключение………………………………………………………………......стр.22

Литература…………………………………………………………………..стр.24

Приложение ……………………………………………………………… стр.25





































ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на улице или в транспорте наверняка встречал людей чем-то непохожих на остальных. У одних на голове ирокез, другие с ног до головы обвешаны металлом, третьи одеты во все черное. Мы все разные, у нас различные увлечения, интересы, но все, же нас многое связывает. Некоторые из ребят, с кем мы «играли» во дворе, когда были совсем малышами,  сейчас, так же как я, учатся в школе, слушают музыку, общаются в социальных сетях, а кто-то совсем отдалился – общаются только своей компанией. Эти ребята своеобразно одеваются, иногда откровенно вызывающе, иногда идут на открытый конфликт, другие же, напротив, держатся обособленно. Таких ребят принято называть представителями субкультур. Я не раз слышал, что представители субкультур пьяницы и наркоманы. В то же время, некоторые мои знакомые считают себя представителями субкультурных объединений, и могу достоверно заявить – они абсолютно нормальные, адекватные люди. Тема субкультур является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум. Я решил заняться этой темой и выяснить: что правда, а что вымысел в том, что говорят о субкультурах.

Актуальность

Молодежь – одно из главных богатств любого общества, важнейший движущий его фактор. Но прежде чем стать представителем молодёжи, ребёнок считается подростком. Подростки находятся в постоянном состоянии конфликта с самими собой и окружающим их обществом: они уже не позиционируют себя с детьми, т. к. ощущают увеличившиеся к ним требования и резко возросшую ответственность за свои поступки и решения, которые они учатся нести, но при этом взрослые еще не принимают подростков как равных себе. Каждый день по всему миру возрастает число подростков, которые становятся неформалами. Мы привыкли считать, что неформал - значит плохой Но действительно ли опасны подростковые субкультуры и какие потенциальные угрозы они могут нести? В этом я вижу актуальность работы.

 Цель исследования

Выявление сущности, причин возникновения, роли субкультур в современном обществе.

Задачи:

  • изучить материалы, посвященные молодежным движениям (литература, газетные и журнальные статьи, материалы Интернет-сайтов);проанализировать информацию

  • ознакомиться с мнением сверстников о роли и значении молодежных движений и субкультур для подростков;(провести анкетирование)

  • обобщить результаты исследования и оформить их в виде мультимедийного продукта.

  • Провести классные часы в 9-х классах

  • Написать статью в школьную газету

 Объект исследования - молодежные движения.

Предмет исследования – роль молодежных движений в жизни человека.

Методы исследования:     - теоретический, сравнительный, анкетирование

Практическая значимость данной работы состоит в том, что проведённый классный и статья в школьную газету поможет предотвратить увлечения подростков идеями современных субкультур.



  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СУБКУЛЬТУРЕ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Четкого определения понятия «субкультура» нет. Американский социолог Дэвид Рисмэн в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Его коллегой Диком Хэбдиджом было выдвинуто мнение, что «субкультуры привлекают людей, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности»1.

В современном философском словаре дано следующее определение. СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества2.

Таким образом, в широком смысле под субкультурой понимается культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежная субкультура — не отклонение от нормы (за исключением преступных организаций), не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев вариантов нормы. Молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество.

В ряды неформалов в большинстве своем стремятся подростки, не находящие понимания в семье, в школе, среди сверстников. Сейчас авторитет семьи в обществе слабеет. Родители заняты зарабатыванием денег, славы и т.д., на другое у них не остается времени. Дети предоставлены самим себе. В результате получается, что детям не к кому даже обратится и попросить совета. Так они начинают искать поддержку на стороне.

Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.»3

По Парсонсу, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат : не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой4.

Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

По мнению Кона И.С. «основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса»5.

Краковский А.П. отмечает, «что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок ,что определяет их вступление в ту или иную субкультуру, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей»6.


2. КЛАССИФИКАЦИЯ СУБКУЛЬТУР.


Было множество попыток классифицировать неформальные движения.

По социально-правовому признаку выделяют:

  • просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

  • социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

  • асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

  • Музыкальные субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки.

  • Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению.

  • Политические и мирровозренческие субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям.

  • По хобби. Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби.

  • По другим увлечениям .Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе.

  • Исчезнувшие субкультуры.

  • Хулиганские .Выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним.




  1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное ("асоциальное") поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодежная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.











  1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУБКУЛЬТУР

Для того чтобы выявить специфику негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды современных молодежных неформальных движений. Ведь каждое из направлений подростковых группировок проявляет свои, отличные от других особенности поведения.


4.1 Музыкальные субкультуры

К представителям самых ранних музыкальных субкультур относят рокеров. Рокеры появились как субкультура в 50-х – начале 60-х годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi’s», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «LewisLeathers» или военные ботинки и футболки. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур. Рокеры пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке.

Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

К ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков (англ. punk). Субкультура панков возникла в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, и ее характерными особенностями являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Панки носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль»: Куртка-косуха, тяжёлые ботинки Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары: напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Им присущ активный, злой, агрессивный протест – вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Панки, группы которых жестко регламентированы, всячески подчеркивают свою асоциальность. Излюбленная музыка (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками – скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью. Панки проповедуют насилие во всех его формах.

Современные представители субкультуры растаманов уже давно отошли от идеологии, которая легла в основу этого движения. Первыми растаманами были афроамериканцы, их лозунг «надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона» призывал всех избавиться от стереотипов и навязанной политиками идеологией. Под Вавилоном растаманы понимали «демократическую» Америку.

Типичное времяпровождение для растамана выглядит как философские размышления о смысле жизни, неприятии условностей и собственной свободе. Как правило, происходят эти разговоры за курением марихуаны. Растаманы не признают курение табака и употребление алкоголя.

Не заметить растамана очень сложно. Типичный растаман всегда одет в одежду, составленную из трех цветов: красного, желтого и зеленого. Цвета выбраны не случайно, так как это цветовая гамма эфиопского флага.

Прическа растаманов – это дреды, которые служат своеобразным символом африканского прошлого. Это также часть идеологии растаманов, ведь в истинной субкультуре существует поверье, что при наступлении Конца Света, Джа узнает тех, кто ему поклонялся именно по дредам, и вытащит их.

Философия растаманов всегда сопровождается звуками регги. Классиком в данном направлении считается Боб Марли. После него было много последователей данного направления, а на сегодняшний день они настолько трансформировались, что порой заимствуются лишь мотивы мелодий. Одной из самых ярких современных субкультур, являются готическая субкультура. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.

Это культура, несущая в себе красоту трагедии. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша(предмет слепого поклонения). Готов следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, игры в вампиров (не мертвых и не живых).

Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

Готам присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида

Характерный внешний вид готов:

– чёрная или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда;

– чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

– высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь;

– чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда;

– чёрные повязки на руках (запястьях);

– шипованный ошейник;

– контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

– серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики:

перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей – различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на множестве готов в виде украшений.

Самым знаменитым современным потомком гота является эмо. Быть счастливым в эмо-культуре – это настоящий грех, потому что эмо –люди чувствительные ,и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий.

Для эмо-культуры характерна эстетизация(придание красивой формы) смерти и саморазрушительное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице.

В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. Эмо культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически.

Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.

Характерный внешний вид эмо:

— Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.

— Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.

Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо».

Обувь.  . Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.

Одежда. Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Свитера в ромбик с V-образным вырезом. Полосатые и клетчатые вещи.

Основные цвета для «эмо» – черный, белый, красный и розовый.

Аксессуары. Эмо носят сумки через плечо часто с изображениями героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе. И, конечно же, значки. В клеточку, со звездами, с сердечками или просто сообщающие тем, кто еще не догадался, что их носитель не кто иной, как «эмо». Их можно крепить куда угодно – на сумку, на джинсы и даже на обувь. На руках «эмо» можно часто увидеть браслеты, прикрывающие шрамы. Ведь каждый уважающий себя «эмо» просто обязан иметь суицидальные наклонности.

4.2 Имиджевые субкультуры

Представьте себе на секунду мир, где техника вышла на удивительно новый уровень, мир погряз в выхлопных газах и фабричных выбросах, и добавьте к этой картине нотку декаданса и людей, облаченных в костюмы прошлых столетий. Да-да, все это называется steam-punk. Все шире эта субкультура проникает в музыку, дизайн, графику и т.д.

Современные поклонники стимпанка используют в одежде и декоре его элементы. В одежде это, в основном, карманные часы, очки-гогглы, зонты. Отчасти в моде стимпанка присутствуют детали стилей готик-лолиты, готического аристократа и викторианства. Многие проводят параллель между стимпанком и нео-викторианством, в коем эстетика викторианства тесно переплетается с современными технологиями. Для более глубокого понимания атмосферы можете ознакомится с фильмами «Опочтарение», «Дикий, дикий Вест», «Хранители времени».

К имиджевым субкультурам относятся и киберготы. Атрибуты киберготической субкультуры весьма своеобразны, особенно в одежде, где чёрный цвет сочетается с яркими аксессуарами кислотных оттенков. Особое внимание уделяется невообразимым причёскам самых разных цветов – от бирюзового до оранжевого. Весьма популярны дреды, из которых сооружаются сложные конструкции (кибер-локи). Одеяние кибер-гота немыслимо без сварочных очков, респираторов, металлической фурнитуры и прочих «запчастей». Нередко присутствуют и элементы милитари-стиля, часто используются знаки радиоактивной и биологической опасности. Обилие пирсинга и татуировок в самых необычных местах также приветствуется.

Представить health-гота достаточно легко : нарисуйте себе образ среднестатистического гота в спортивном зале. Готово? Теперь прибавьте к этому треники, косички, цепи и немножко кибер-панка. Вуаля! Сами сохдатели связывают свою субкультуру с сетками, водонепроницаемой тканью, протезированием и прозрачной одеждой. Предельная эффективность спортивной одежды и забота о себе – вот ключевые факторы для хэлс-гота.

Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода.

Мода Лолита – японская субкультура, основанная на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи Рококо. В некоторые подстили были добавлены элементы готической моды. "Лолита"- одна из самых популярных субкультур Японии, оставившая след в моде, музыке и культуре. Костюм "Лолиты", как правило, состоит из юбки или платья длиной до колена, головного убора, блузы и высокой обуви на каблуках (или же ботинок на платформе).

Точного времени появления стиля не известно. Вполне вероятно, что это движение появилось в конце 1970-х, когда известные лейблы Pink House, Milk и Angelic Pretty начали продавать одежду, ставшую праобразом будущего стиля. В 1990-х годах, Стиль "Лолита" стал популяризироваться, благодаря группе Malice Mizer, точнее ее гитаристу и одному из лидеров Мана и другим музыкальным группам, использующим в своей творческой деятельности стиль Visual kei. . Сегодня "Лолита" является одной из самых востребованных субкультур в Японии. Разновидности Лолиты :Готическая Лолита, Сладкая Лолита, Классическая Лолита

Visual Kei

Visual Kei (яп. Видзюару кэй) — субкультура, возникшая на базе японского в 1980-е. «Visual kei» означает, буквально, «визуальный стиль». Так начали именовать себя музыканты из Японии, использовавшие необычную атрибутику, основной целью которой было шокировать зрителя визуально: накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Таким образом, музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл. Вижуализм направлен в сторону андрогинного идеала человека(существо неопределенного пола).

Fruits (стиль харадзюку)

История Харадзюку началась в конце Второй мировой войны. Американские солдаты и их семьи начали занимать область, на которой сейчас находится Харадзюку. И молодые японцы в этой области стали приобщиться к западной культуре, то это место стало её символом.

Фрутс - это стиль, сочетаемый все самое несочитаемое, как бы это странно не звучало. Стиль зародился в Харадзюку, благодаря местному журналу моды с названием "FRUITS!". Стиль сочетает в себе часто самодельные фенечки, вещи от мировых брендов, скомбинированные с вещами из секонд-хенда... Стиль предерживается лишь одного правила - Не повторяйся!

4.3 Политические и мировоззренческие субкультуры

Скинхеды («бритоголовые»)

Для скинхедов (бритоголовых) основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию. Обычно они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма. По их представлению, «истинным арийцем», «сверхчеловеком» не рождаются, а становятся, вытравив из себя всякую жалость к «недочеловекам», поборов трусость и воспитав в себе выносливость, беспощадность и ненависть к врагам. Образ врага в разных случаях выбирается различный. Иногда им служат подростки, недавно приехавшие в данную местность. Порой ненависть проявляется в отношении лиц старшего поколения, особенно пожилых людей, которых считают «паразитами, отнимающими у молодежи место в жизни». Наконец, «образ врага» может основываться на национальной розни. Восприятие образа жизни, ценностей, представлений, даже внешнего облика других этнических групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Поскольку, другие отличаются, «они» не такие, как «мы», значит, они «неправильные», плохие. Ведь правильные и хорошие – это «мы». Группы скинхедов, или неонацистов, обычно жестко регламентированы, могут употреблять ПАВ для достижения агрессивного состояния, однако особенностью является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (с целью увеличения физической силы и боеспособности).

Стрейт-эджеры - философское ответвление, появившееся на основе панк субкультуры, выступающее за здоровый образ жизни. Аббревиатура и символ стрейт-эджеров – sXe. Изначально знак «Х» рисовали на внешней стороне ладони несовершеннолетним посетителям клубов, чтобы им не продавали алкоголь и сигареты. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Позже стрейт-эджеры сделали этот знак своим символом – «мы сами отказываемся от алкоголя, сигарет и наркотиков, которые предлагает нам общество». Один крест может быть заменен тремя — ХХХ — символом трех НЕ: НЕ пить, НЕ курить, НЕ принимать наркотики.

Для стрейтэджеров главным в идеологии духовное развитие, которое должно начаться с отказа от всех земных страстей. Смысл этого движения «в ощущении полного контроля над собой – это главная цель sXe.»7 Они отрицают употребление наркотических средств (в том числе алкоголя и сигарет) , и в целом – за здоровый образ жизни, отрицают любые виды дискриминации , выступают против беспорядочных половых связей – за устойчивые отношения с одним партнером. Они против порнографии, против невежества, против увлечения нарядами, пластических операций, против жестокости к любым живым существам, выступают за здоровое питание. Многие из них – вегетарианцы, иногда веганы (крайне строгая форма вегетарианства).

Инди – молодежная субкультура, провозгласившая свою независимость от высокой моды, потребностей людей. Главным для стиля инди считается самовыражение, творческая независимость. Инди-кидс — романтики, стремящиеся к естественной самореализации. Для них характерно позитивное восприятие мира, однако во главу угла ставится именно естественное восприятие. Принцип: «Веселись, если тебе весело. Грусти, если тебе грустно». Фактически, инди-кидс одеваются так, как им нравится, не следуя каким-то единичным стереотипам. Однако характерные признаки субкультуры все же существуют. Это узкие джинсы, кеды, футболки небольшого размера, рубашки. Цвета в одежде, цвет волос, прически — все это ограничено лишь воображением инди-кидс.

Яппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional -молодой городской профессионал) -молодые люди, которые ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к "яппи" -успешность.

Атрибуты

  • Уважающий себя яппи носит строгий костюм -шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда -это его витрина. Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных цветов - это касается и рубашек.

  • Яппи обладает мобильным телефоном (смартфоном) последней модели, самым дорогим ноутбуком и прочими новинками IT-индустрии.

  • Несомненным атрибутом яппи является быстрый и, конечно же, дорогой автомобиль.

  • Живёт яппи в дорогой квартире (например, лофт или пентхаус), обставленной эксклюзивной мебелью; обычно один, без семьи.

Мировоззрение

Часто внешними проявлениями мировоззрения "яппи" выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям, аполитичность. Самая любимая тема яппи - нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным.


4.4 Субкультуры, образованные по хобби и другим увлечениям

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг.

Для них мотоцикл – не средство передвижения, для них мотоцикл – жизнь. Они любят собираться «стаями», что собственно их и отличает от простых любителей погонять. Также их относят к субкультурам потому, что свобода для них дороже почета и признания.

Диггеры

Диггерство – обследование подземных сооружений городов – возникло еще на рубеже XIX и XX веков как ветвь спелеологии, изучавшей подземные пространства. Не случайно слово «диггер» происходит от английского глагола «to dig», что значит «копать». Первые диггеры были именно археологами, раскапывающими забытые подземелья, с целью их исторического исследования и изучения.

По сути диггерство - это любительская спелеология, но сами диггеры очень не любят такой подход. Он разрушает всю атмосферу таинственности, сопровождающую исследования. Системы подвалов, подземные коммуникации, бомбоубежища и другие заброшенные здания... Они привлекательны именно своей заброшенностью.

Кроме того, там можно найти "хабар" - бесхозное, но интересное имущество, такие как противогазы, химзащита и другое. Главное - чтобы хабар был безопасен для жизни.

Увы, интересные для диггеров места - часто закрытые или стратегические объекты, поэтому придется преодолевать охрану и другие препятствия.

Диггерство - штука довольно опасная, поэтому традиционно считается мужским увлечением. Хотя это не мешает многим девушкам точно так же увлекаться подземными исследованиями. За счет более хрупкого телосложения им даже бывает легче при столкновении со "шкуродерами" - узкими ходами, воспользоваться которыми можно, только сняв с себя все лишнее.

Во многих странах диггерство преследуется законом. Главная причина - урон жизни самих диггеров и окружающих людей. Не у каждого достанет ума и способностей отличить опасные трофеи от безопасных. Кроме того, нужно не повредить подземные коммуникации, обеспечивающие наземный город.

Косплей- ещё одно загадочное явление из страны Восходящего солнца. Не смотря на то, что слово косплей происходит от английского «costume playing», ноги у этого явления растут непосредственно из аниме-среды. Суть косплея заключается в том, чтобы максимально точно воспроизвести образ выбранного аниме-персонажа. Для этого создаётся соответствующий костюм, макияж, причёска, приобретаются или изготавливаются вручную необходимые атрибуты. Помимо всего прочего, косплеер должен не только скопировать внешний вид своего персонажа, а и полностью перевоплотиться в него, подражая манере поведения и разговора. В настоящее время, перевоплощаются не только в аниме персонажей, но различных героев из фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, а так же участников таких музыкальных направлений как j-pop, j-rock. Косплей – это больше чем просто костюмированная игра в любимого персонажа. Это целое явление, благодаря которому люди могут воплощать свои мечты в жизнь, знакомиться с другими людьми и узнавать много нового.

Трейсеры

Паркур – «Искусство преодоления препятствий», основанное в 1987 году. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание. Основной принцип данной субкультуры – «Границ нет – есть лишь препятствия».

Трейсеры в основном слушают рэп или альт музыку. В одежде преобладает трансформированный вариант из рэп культуры (некая смесь брэйкдансистов и рэпперов), который позволяет наиболее свободно выполнять различные спортивные элементы.

Райтеры

Основная характеристика этих молодых людей состоит в том, что они увлекаются искусством граффити. Граффити – это сегодня почти отдельный, самостоятельный вид искусства. Граффитеры выводят краской из баллончиков-распылителей рисунки и надписи на стенах домов, гаражей, промышленных построек, да в общем, на чем угодно. Искусство характеризуется тем, что являет собой одну из сторон развития промышленной цивилизации, ведь оно невозможно в отрыве от промышленного пейзажа.

Не случайно зародилось искусство граффити в 60-х годах индустриального ХХ века не где-нибудь, а в Нью-Йоркском метро. Стены разрисовывали свободные от надзора и строгого воспитания подростки, для которых улица была вторым домом. Изначальный смысл рисунков заключался в том, чтобы оставить отметку о своем присутствии (tag) – аналог нашего, русского «Здесь был Вася».

Узнать райтеров на улице сложно, если, конечно, рукава одеждой не перепачканы краской, а в рюкзаке не побрякивают баллончики. Однако молодые уличные художники придерживаются в своей одежде некоторых закономерностей. Стиль райтеров – это уличный стиль, которому присуща свобода и удобство - футболка, толстовка, широкие штаны, кроссовки. Важным элементом для райтера является платок-повязка на лицо. Дело в том, что при распылении краски она может попадать в дыхательные пути, что достаточно вредно. Чтобы избежать вредного воздействия, граффитеры повязывают на лицо платок.

4.5 Хулиганские субкультуры

Футбольные фанаты-любители футбола, действия которых противоречат общественному порядку. Согласно трактовке клуба футбольных хулиганов, это движение также является молодежной субкультурой .

Движение футбольных хулиганов зародилось в Англии. После потасовок и насилия власти приняли ряд законов для регулирования правопорядка, однако больших результатов получено не было. В 1970 - 1980-х годах явление футбольных хулиганов распространилось по всей Европе. Со временем был создан всемирный клуб футбольных хулиганов, жестокое движение правонарушителей распространилось по всем странам мира, где развит этот вид спорта. Футбольные хулиганы стремятся не только поддержать команду, а публично высказать свои пристрастия, доказать противникам свое превосходство. Известно множество случаев беспорядков на стадионах, а также за их границами. Нарушения, преступления (массовые драки) чаще всего совершаются до и после матча. Одежда футбольных хулиганов в основном содержит цвета флага любимой команды.

Гопники

Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам»). Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Широким слоям населения гопники встречаются чаще всего при так называемых гоп-стопах — уличных грабежах, сопровождаемых характерным «гопническим» разговором с жертвой, а иногда насилием.

Одеты гопники, как правило, в спортивный костюм. Фирма-изготовитель, обозначенная на одежде, часто носит название, схожее с известными производителями, но искаженное, напр. «Abibas», «Pyma». Во рту-сигарета...

Стиль жизни гопников обычно характеризует раскачивающаяся походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, частое пребывание на улице (особенно в подворотнях), посещение дискотек с целью подраться, матерная и примитивная лексика с обилием слов-паразитов, отрицание семейных ценностей и сексуальная распущенность в сочетании с примитивизмом (потребительское отношение к женщине как к «тёлке»), любовь к блатной музыке, русскому шансону и попсе, ну и конечно склонность к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

4.6 Исчезнувшие субкультуры

Субкультура хиппи

К одной из самых популярных некогда субкультур, а ныне исчезнувшей относятся хиппи. Большое развитие эта субкультура получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны.

Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается.

Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи. В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране.

Флэт – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания.

Вот основные характеристики хиппизма:

• Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни.

• Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.

• Экспрессивность и сексуальная свобода; осуждение сексуальной эксплуатации.

• Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг «Make Love- Not War»).

Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.










5. ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ


Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали 'отгораживаться' от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д. Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.

А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: 'банды'. Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как 'травка', 'прикидка', 'счетчик' и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют 'нейтральных' подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, 'конторами', шайками. В них входят 'боевики' 16-18-ти лет и 'шелуха' - подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.

В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя 'фашиками', 'фашистами', 'наци', 'нацистами', 'Национальным фронтом'. В народе же они больше известны как скинхеды ('бритоголовые').

Экзотическая форма протеста – «скинхеды» – появились в России в первой половине 1990-х годов. Наибольшее распространение «скинхед» – движение получило в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже и Ярославле. Интересно, что большая часть российских «скинхедов» восприняла только внешний облик западных «скинхедов», предпочитая стиль «милитари»: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы» – в большинстве случаев российские «бритоголовые» не перенимают идеологии своих западных «коллег».

В России же подавляющее большинство «бритоголовых» представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.

В России сегодня представлено три поколения «скинхедов», отличающихся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности.

К первой группе относятся ветераны «скинхед» – движения. Большинству из них за 30 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Из характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: «Тот не «скинхед», кто меньше, чем на «штуку» «баксов» одет». Неотъемлемые моменты жизни таких «скинхедов»: посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Вторую группу с достаточной долей условности можно назвать «средними «скинхедами». Они могут состоять в политических партиях, более боеспособны и активны. «Скинхеды», сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг «Народной национальной партии», «Русского действия» Константина Касимовского, «Общество «Нави», «Национал-большевистской партии», Национал-республиканской партии России Юрия Беляева.

Еще одна, третья, группа – так называемые «бабсы» (вариант – «папсы»). Они фактически состоят из «скинхедов-пионеров» (средний возраст составляет 13–14 лет),

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России.

Это очень специфичная субкультура, прежде всего, необходимо разъяснить, кто является футбольным фанатом, а кто просто болельщиком. Этот вопрос весьма затруднительный и спорный и окончательно не выяснен даже у самих фанатов.

Во-первых, не будем забывать про такой вид болельщиков, как телевизионные (на футбольном сленге «тапочники»). Они «болеют» за любимую команду исключительно по телевизору и не принимают активного участия, т.к. не хотят или не имеют возможность посещать стадион.

Во-вторых, «кузьмичи». Это люди, которые часто посещают стадионы, но не причисляют себя к фанатскому движению. «Кузьмичи» - самая многочисленная часть болельщиков, смотрящая футбольные матчи на стадионах.

Третий вид фанатов – это карланы. Именно они являются тем стереотипом фаната, который принят в современном российском обществе. Для них футбол и алкоголь являются лучшим развлечением в жизни. Отличительная особенность – спортивные костюмы, старые кроссовки, бейсболки; часто выпившие. Могут представлять опасность.

Следующий вид – скарферы. Это слово происходит от английского «скарф» - шарф. Их можно безошибочно определить по наличию шарфа и футболки цвета любимого клуба.

Пятый вид – ультрас. Активисты футбольного мира. Они говотятся к матчу долгое время, рисуют баннеры, разучивают речовки, печатают листовки, репетируют представления. Основными правилами ультрас являются:

•Не переставая поддерживать команду, не смотря на ход и результат матча

• Не садиться во время игры

• Посещать все игры своего клуба, невзирая на цены и расстояние

• Отстаивать клубные цвета

• Быть преданным клубу

Еще один вид – это хулс. Элита футбольного движения. Именно те люди, которые дерутся стенка на стенку на видеороликах в YouTube.

Как видно, для каждого «направления» стоят, определенные цели и задачи. Для кого то, поддержка команды, для кого то просто посмотреть игру, для других подраться.

Проблема поведения футбольных фанатов в России очень актуальна в современном мире в наше время. Порой их действия, носят прямо криминальный характер. Но субкультурный смысл сообществ футбольных фанатов этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Люберы

Еще одна субкультура, которой на данный момент не существует, это люберы.

Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за 'оздоровление' общества: они 'перевоспитывали' бомжей, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

На фоне распространения в стране субкультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы.

Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых - приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый 'компьютерный андеграунд'. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в 'реале' они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом.

Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп, но имеет общий смысл существования - не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент.





















6.ИССЛЕДОВАНИЕ


Изучив субкультурыв разных странах, я пришел к выводу, что очень мало знал о них . У меня возник вопрос, что знают мои одноклассники и их родители, а также учителя о субкультурах.Чтобы ответить на этот вопрос, я провел опрос-анкетирование (приложение №1).

Итак, по результатам опроса мы можем увидеть, что мнения разделились.


  1. Да

    70%

    нет

    30%

    Знаете ли вы, что такое субкультура?



  1. Всем участникам исследования необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура- это…»

Под молодежной субкультурой большинство понимают группу людей с одинаковыми интересами - 78%.

Также респондентами были предложены следующие варианты:

- стиль жизни;

- группы людей, которые говорят друг с другом о своих проблемах,

- объединение по религиозному признаку.

Среди опрашиваемых встретились также и те, кто считают, что молодежная субкультура это бесполезное занятие.

  1. Какие молодежные субкультуры вы знаете?

Молодёжь нашей школы в своих анкетах упоминает о 32 разновидностях субкультур, причем, в среднем каждый подросток смог выделить по 4-5 субкультур. Это говорит о хорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Но большинство голосов получили лишь 14 субкультур. На их долю приходиться примерно 90% от всех выборов, в то время как на остальные 18 субкультур лишь 10 %. Таким образом, услышав словосочетание, молодежные субкультуры подростка в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, реперы, готы и хиппи. В то же время родители подростков выделили 20 субкультур, а учителя знают 16, эти цифры не столь велики, но как мне показалось, родители и учителя также не плохо просвещены на эту тему.


  1. Как вы думаете, почему молодые люди вступают в молодежные субкультуры?

Выясняя, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов респондентов следующие причины:

-развлечение;

- отсутствие своего мнения;

- желание выделиться;

- потребность в понимании;

- неудовлетворенность обыденной жизнью;

- безысходность;

- осознание своей исключительности;

- скука;

-поиск себя;

- обмен информацией;

- недостаток воспитания;

- проблемы в семье и в коллективе;

- нет друзей.

Таким образом, в понимании респондентов подростки стремятся присоединиться к субкультурам ради развлечения. Также одним изведущим мотивом, по мнению опрошенных, является желание выделиться, найти единомышленников и друзей, победить внутреннее одиночество.

То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении.

  1. Оцените свое отношение к представителям молодежных объединений

отношусь положительно

12,7%

такие объединения бессмысленны и опасны

24,5%

безразлично, не замечаю

63,7%

Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще выяснилось что, несмотря на отрицательное отношение к представителям отдельных субкультур, отношение к молодежной субкультуре в целом нейтральное - 65человек, примерно каждый второй. Однако положительно настроенных тоже не много – 13 человек.


  1. Откуда вы узнаете информацию о молодежных объединениях и их особенностях

( ТV, интернет, личное знакомство, и др.)?

Основным источником информации для 53% опрошенных является интернет. Второе место занимает ТВ и СМИ - 40% опрошенных. Остальные 7% поделены между книгами и личными знакомствами с представителями субкультур.

Таким образом, можно сделать вывод, что зачастую те негативные образы, которые формирую наше сознание, навязываются СМИ. Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.


  1. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как:

Ди-Джеи__________________________________________________________

Готы______________________________________________________________

Панки_____________________________________________________________

Экстрималы________________________________________________________

Меломаны__________________________________________________________

Реперы________________________________________________

Скинхеды____________________________________________


Основываясь на ответах, нам удалось собрать описательные характеристики шести субкультур.

Ди-джеи.

1. Делают клубную музыку.

2. Ставят на дискотеке музыку.

3. Проводят дискотеки.

4. Обмениваются музыкой.

5. Слушают клубную музыку.

6. Хорошо разбираются в музыке.

7. Танцуют.

Панки.

1. Слушают рок музыку.

2. Употребляют спиртное.

3. Курят в общественных местах.

4. Выбривают ирокезы, красят волосы.

5. Бьют прохожих.

6. Беспределят.

7. Носят «косухи».

Реперы.

1. Слушают реп.

2. Читают реп.

3. Ходят в реперской одежде: широкие сползающие штаны, кепка.

4. Сочиняют реп.

Готы.

1. Одеваются, красятся в черное.

2. Ходят на кладбище.

3. Слушают готическую музыку.

4. Пессимисты, думают о смерти

5. Занимаются черной магией.

Экстрималы.

1. Занимаются экстремальными видами спорта.

2. Ищут острые ощущения.

3. Получают удовольствие от трюков.

4. Рискуют жизнью.

5. Делают то, что не могут другие, покоряют неизведанные места.

Меломаны.

1. Слушают разную музыку.

2. Собираются, обмениваются записями, своими мыслями о музыке.

Скинхеды.

1. Бьют, мучают нерусских.

2. Бреют головы.

3. Борются за чистоту арийской крови.

4. Пьют.

5. Курят в общественных местах.

6. Не уважают окружающий их порядок

Хотя испытуемыми было названо большое количество субкультур, но описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны.


8.Считаете ли вы себя представителем какой-либо субкультуры?

Проанализировав ответы, мы выяснили, что массовой принадлежности к какой-либо субкультуре среди учащихся нашей школы нет. Встречаются металлист, панк, рэпер, рокер,диггер. Возможно, это получилось, вследствие неискренности тестируемы подростков, например, признать себя скинхедом или сатанистом, довольно рискованно учитывая отношение общества к идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточное знание молодыми людьми символики различных субкультур, так опираясь только на внешний вид и поведение подростка очень сложно сказать, кто перед тобой представитель готов, панков, эмо или сатанистов.


Итак, сформулируем ряд выводов:

1. В целом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительно безразличное.

2. В настоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах, больший интерес мои вопросы вызывали и у учителей. Многие родители отвечали на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.

3. Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определённой субкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будем относиться негативно, и непосредственно к этому человеку, а не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.

4. Принадлежность подростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, молодежную субкультуру можно охарактеризовать как частичную систему внутри общей системы культуры, возникновение которой связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежная субкультура представляется как фаза развития. Ее сущность — поиск социального статуса.

Быть в субкультуре, значит быть в компании, комфортной и связанной общим интересом. В субкультуре раскрывается ваш внутренний мир, а так же применяются ваше нестандартное мышление и скрытые способности. Вы сможете высказывать своё мнение, и вас послушают, а самое главное, что услышат.

Работа над исследованием молодежных субкультур позволила мне понять, что в

мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

Я выяснил, что субкультуры зародились сначала на Западе, а затем появились у нас, в России.

Я узнал, что правительство зарубежных стран поддерживает субкультуры, деятельность которых направлена на развитие у молодых людей креативности, стремления к занятию спортом, ведению здорового образа жизни.

Легко заметить, что и в России, и за рубежом развиты одни и те же субкультуры. Это помогает убедиться в том, что молодежь разных стран волнуют одни те же вопросы, проблемы. Общие субкультуры сближают молодежь разных стран, стирают стереотипные представления друг о друге. Так на основе общих интересов молодежь разных стран сможет лучше понять друг друга, стереть многие барьеры в общении.

Молодежную культуру характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В молодёжных субкультурах характерен протест против общества. Часто они носят замкнутый характер.

У разных субкультур разные стили одежды, разное мировоззрение, жаргон. Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» от посторонних людей.

Часто представителям субкультур приписывают негативные качества. Некоторые субкультуры окружены большим количеством мифов – их носителей рассматривают как потенциальных наркоманов, нарушителей общественного порядка и преступников. Определённое количество мифов тиражируется СМИ.

Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростка, но можно выделить и общие тенденции негативного воздействия, а именно: агрессивное или саморазрушающее поведение, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.

Субкультуры могут быть ценным и полезным ресурсом, помогающим наладить взаимоотношения со сверстниками на основе общих интересов, расширить кругозор, приобрести организаторские и лидерские навыки, выработать собственные ценности.

Мы рассмотрели лишь некоторые из молодежных субкультур, но и этого достаточно для того, чтобы сделать один немаловажный вывод.

Неформальные организации настолько различны и по своей идеологии, и по своему образу жизни, что невозможно давать однозначную оценку такому явлению. Молодежь ищет себя, стремится к самовыражению, желает иметь свое собственное суждение по любому вопросу. Иногда это приводит к крайнему противопоставлению по отношению к базовой культуре общества. Одной из важнейших задач социальных структур общества является перенаправление деструктивной энергии молодежи в конструктивную. Для этого необходимо принимать участие в решении молодежных проблем, откликаясь на них душой и сердцем, ибо равнодушие - главный враг для понимания другого человека.

О себе хочу сказать, что я не отношусь ни к одной из молодежных субкультур, но при проведении исследования меня заинтересовали мотивы, по которым подростки туда уходят. В дальнейшем я хотел бы в этом разобраться. В целях просветительской деятельности, я планирую подготовить классный час для одноклассников и написать статью в школьную газету с описательными характеристиками субкультур.


РЕКОМЕНДАЦИИ


Психологи уверены в том что, не надо ставить препятствия ребенку, если субкультура для него означает самовыражение. Опасны те субкультуры, которые предлагают употребление психоактивных веществ,как средство коммуникации и групповой идентификации. К какой бы субкультуре не принадлежал подросток, ему важно уважение его права на самостоятельность и свободу самовыражения. Подростков очень беспокоит подозрительное и настороженное, а иногда действительно необъективное и стереотипное отношение к их увлечениям. Ведь в этом возрасте даже справедливая критика вызывает негативную реакцию. Очевидно, что подросткам обидно, когда взрослые верят кому и чему угодно, но только не своим детям. И от этого мифов и стереотипов о молодежных субкультурах становится лишь больше – обе стороны не хотят услышать друг друга. Поэтому очень важно стремление к достижению взаимопонимания, терпимость к ценностям подростка и доверие ему.

Для того, чтобы не разорвалась ниточка «взрослый- ребёнок» родители регулярно должны интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, чтобы ребенок всегда чувствовал себя нужным. Как говорят психологи, молодежи необходимо разъяснять суть различных субкультур. Зачастую после этого он и сам откалывается от этих течений.








Список литературы


  1. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000

  2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.

  3. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб.пособие / С. И. Левикова. - Москва : Гранд :Фаир-пресс, 2004.

  4. Мид М. Культура и мир детства.-М.:Наука,1998.

  5. Новейший философский словарь - http://www.philosophi-terms.ru/letter/

  6. Омельченко Е. Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск, 2005.

  7. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004, № 36.

  8. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., 1988.

  9. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. - Л., 1990.

  10. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. URL

  11. www.sub-culture.ru,

  12. www.subculture.narod.ru

  13. www.piorme.narod.ru/subkult.htm

  14. www.subcult.s645.ru,

  15.  www.rosmolodezh.ru

  16. www.nashi.ru

  17. http://pobegporusski.ru/ - всё о субкультурах: о разновидностях и истоках+ фото.

  18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 – сайт википедии

  19. http://ru-hippy.livejournal.com/1437909.html

  20. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/s/subkultura.html

















Приложение 1.


Анкета.


Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Заранее благодарим вас за сотрудничество!

  1. Знаете ли вы, что такое субкультура?

ДА/НЕТ


  1. Закончите предложение: Молодежная субкультура- это_____________________________________________

  2. Какие молодежные субкультуры вы знаете? _____________________________________________________________


  1. Как вы думаете, почему молодые люди вступают в молодежные субкультуры?______________________________________________________________________________________________________________

  2. Оцените свое отношение к представителям молодежных субкультур:

– отношусь положительно

–считаю, что такие объединения бессмысленны и опасны

– безразлично, не замечаю ___________________________________

  1. Откуда вы узнаете информацию о молодежных объединениях и их

( ТV, интернет, личное знакомство, и др.)?_____________________________

Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как:

Ди-Джеи__________________________________________________________

Готы______________________________________________________________

Панки_____________________________________________________________

Экстрималы________________________________________________________

Меломаны__________________________________________________________

Реперы___________________________________________________________

Скинхеды______________________________________________________


  1. Считаете ли вы себя представителем какой-либо субкультуры

_______________________________________________________












Приложение 2.

Классификация субкультур


Виды субкультур

Общее описание

Подвиды

Описание подвидов

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки.

Альтернативщики

поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора

Готы

поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва

Инди

поклонники инди-рока

Металлисты

поклонники хэви-метал и его разновидностей

Панки

поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии

Растаманы

поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари

Рокеры

поклонники рок-музыки

Рейверы

поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек

Хип-хоп (рэперы)

поклонники рэпа и хип-хопа

Традиционные скинхеды

любители ска и регги

Фолкеры

поклонники фолк-музыки

Эмо

поклонники эмо и пост-хардкора

Риветхеды

Поклонники музыки в стиле индастриал

Джанглисты

Поклонники джанга и драм энд бейса

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Visualkei


Кибер-готы


Моды


Нудисты


Стиляги


Тедди-бои


Милитари


Фрики


Политические и мирровозренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям

Анархо-панки


Антифа


RASH-скинхеды(редскины)


SHARP-скинхеды


НС-скинхеды


Битники


Неформалы


Нью-Эйдж


Стрейт-Эйджеры


Хиппи


Яппи


По хобби

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры

Любители мотоциклов

Райтеры

Поклонники граффити

Трейсеры

Любители паркура

Хакеры

Любители компьютерного взлома (чаще нелегально)

По другим увлечениям

Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе.

Исторические реконструкторы

Отаку

Поклонники аниме(японской мультипликации)

Падонки

Использующие жаргон падонков

Геймеры

Поклонники компьютерных игр

Ролевое движение

Поклонники живых ролевых игр

Толкиенисты

Поклонники Джона Р.Р. Толкиена

Териантропы

-

Фурри

Поклонники антропоморфных существ

Хулиганские

Выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним.

Руд-бои


Гопники


Любера


Ультрас

Высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов

Футбольные хулиганы



1 http://ru-hippy.livejournal.com/1437909.html

2 Новейший философский словарь - http://www.philosophi-terms.ru/letter/%D0%A1%D1%83

3 Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000

4 Мид М. Культура и мир детства.-М.:Наука,1998.

5 Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.

6 http://piorme.narod.ru/subkult.htm#1

7 http://kznportal.ru/_admins/

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Молодежные субкультуры"

Автор: Петрова Лариса Николаевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 362908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Исследовательская работа "Спайс  – самовыражение личности или проблема личности?""
    ["seo_title"] => string(76) "issliedovatielskaiarabotaspaissamovyrazhieniielichnostiiliprobliemalichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "263793"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449593809"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) ""Феномен граффити,как современного  визуального вида искусства в городе Тында" "
    ["seo_title"] => string(84) "fienomien-ghraffiti-kak-sovriemiennogho-vizual-nogho-vida-iskusstva-v-ghorodie-tynda"
    ["file_id"] => string(6) "123165"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства