Для того чтобы облегчить наше общение я поясню значение некоторых слов, которые я буду употреблять в исследовательской работе:
Райтерами (writer) называют художников, рисующих в стиле граффити.
Скейч – рисунок выполненный райтером.
Не все знают, что современное молодежное искусство, называемое «граффити», имеет глубокие корни. Во всяком случае, ещё на раскопках древней Помпеи были обнаружены фрагменты стен с рисунками, похожими на граффити. Само слово граффити в археологии означает надписи и рисунки на стенах, иными словами наскальную живопись. Первыми граффити считаются рисунки, высеченные в пещере Краманьо.
Граффити как культура зародилась в 70-ых годах в Нью-Йорке, первым основателем этой культуры стал «Taki 183».Он был первым, кто написал маркером своё прозвище на стене, добавив к нему номер своего квартала. И именно после него граффити стало таким, каким вы знаете его сейчас.
В 80-е годы граффити было отнесено к стрит арту. Стрит-артом называется любое уличное искусство. Во Франции, например, такой вид искусства легализован, а на территории Скандинавского полуострова рисунками можно любоваться прямо из вагонов поездов. Для более широкого распространения граффити райдеры расписывали поезда.
В 90-е годы произошла настоящая революция в граффити, когда мир узнал первый 3D-рисунок. Автором его был бруклинский мастер по прозвищу Пистол. Именно с появлением объемных шедевров мода на граффити росла в геометрической прогрессии. Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв, очень сложен в исполнении.
Если рассмотреть географию распространения граффити то увидим следующее. США, Франция, Италия, Германия, Польша, Чехия.
В Россию граффити пришло 1985году одновременно с модой на брейк - данс, что вполне закономерно, ведь и то, и другое - часть культуры хип-хоп. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом от Калининграда до Горького и Донецка Калининграда, Питера. Спустя почти 10 лет Москва.
Типы современных граффити можно разделить на три условных группы:
Трафаретные - рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону. Художественные-это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.
Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.
Объектами граффити могут быть различные постройки, машины, бытовые предметы, такие как холодильник и т.д. Порой дело доходит даже до одежды.
Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации граффити по видам. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие и надписи в стиле «хип-хоп».В современном граффити существует более 11 стилей
Мотивы граффити
солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты. Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди». «Цветочки, солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова, которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что чужие проблемы вообще не интересуют».
Новые направления граффити. В настоящее время многие авторы-живописцы придумывают новые формы и материалы. Вот только несколько из известных направлений:
Сладкое граффити художницы Шелли Миллер Канадская художница рисует уличные граффити не красками в баллончиках, а применяет совсем необычный материал – сахар.
Световое граффити Michael Bosanko. Чтобы создавать картины, вовсе необзятально уметь писать кистью, художественную кисть он сменил на карманные фонари, с помощью коротых он создает изумительные произведения, написанные светом.
Анимационное граффити британского художника Джо Пила под названием Things Change, что в переводе означает «Все меняется», - это работа. Это необычное произведение искусства, потому что включает в себя не только уличное граффити, но и созданную на его основе анимацию.
В нашем городе граффити как направление субкультуры появилось сравнительно недавно приблизительно в 2009 году, хотя если учесть надписи на стенах, которые оставили строители нашего славного города, то гораздо раньше. Летом 2013года состоялся первый конкурс граффитистов под названием «Живи ярко!», в котором победил ученик нашей гимназии Мархинин Тимофей.
Для того чтобы выяснить отношение жителей города к данному виду искусства мы провели опрос по нескольким направлениям.
- Увлечение граффити
- Цель рисования граффити
- Граффити глазами педагогов
- Оценка имеющихся в городе граффити
По его результатам среди учащихся гимназии 35 % учащихся в возрасте от 12 до 16 лет увлекаются граффити.
«Ваше отношение к граффити как к молодежной субкультуре?», - задали мы вопрос. «Положительно»,- ответили 53% респондентов. Но не мал процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно» - 23,8 %. Значит, явление граффити не является среди подростков нашей гимназии массовым. У тех, кто ответил на вопрос о цели рисования граффити, диапазон ответов колебался от «Нервы успокоить»5 % и «Повеселиться» 67 % до «Для красоты»15 % и «На память» 13 %, «Самовыражение» в ответах составило 2,8 %.
Для того, чтобы рассмотреть разные точки зрения по вопросу исследования был проведен опрос среди учителей гимназии («что вы знаете о граффити?», «ваше отношение к граффити в нашем городе?»), который дал следующие результаты:
Более 80% опрошенных педагогов придерживаются следующего мнения:
«Граффити является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных внимания и оценивания их как произведения искусства…». 20% выразили некое сомнение в том, что граффити это искусство в чистом виде и сводится к тому, что граффити находится на грани между искусством и вандализмом.
Негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом - уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей.
Для того, чтобы мнение о граффити было, как об искусстве , а не элементом вандализма, мы предлагали ознакомится с кодеком чести настоящих райтеров и предлагали ряд работ выполненных мастерами этого визуального вида искусства. После ознакомления все педагоги меняли своё мнение.
Ответы педагогов позволили мне определить несколько направлений в работе граффитистов, которые расположат к их работе общественность это – место где выполнен рисунок, мастерство и смысл, вложенный в работу.
Анализ имеющихся в нашем городе работ в стиле граффити проводился по следующим критериям (стили, мотивы, виды, техника выполнения). Для этого произведена фото и видео съёмка. Анализ по данным направлениям показал следующие результаты:
Наиболее распространённые виды граффити в нашем городе это - малохудожественные - личные.
Наиболее распространённые стили Тындинских райтеров:
FREESTYLE-«свободный стиль»,
BUBLES - в переводе с английского слово означает «пузырь».
Техника выполнения «скетча» чаще всего используют аэрозольные баллончик, реже цветные мелки и масляные краски.
Уровень исполнения «скетчей» пока находится, на низком.
Заключение.
Проведя свое исследование, посвященное граффити я
сделала следующие выводы:
- Феномен граффити заключается в том, что каждый из нас косвенно или на прямую соприкасается с этим видом визуального искусства и в зависимости от того что мы видим на стенах наших городов складывается мнение о данном виде искусства.
- Да, действительно граффити является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы.
- В нашем городе этот вид визуального искусства слабо развит и находится на стадии развития, и если наши райтеры будут совершенствовать своё мастерство и придерживаться «кодекса чести» райтера, то возможно скоро наши серые улицы превратятся в целые музеи уличных произведений.
- Возможно, после представленной исследовательской работы взрослые найдут больше положительных моментов в данном увлечении подростков, а подростки, увлекающиеся граффити задумаются о том, что прежде чем выходить на улицу и изливать свои мысли на стены нужно отточить своё мастерство на бумаге, а главное вложить в свою работу смысл.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель работы достигнута.