Исследовательская работа Психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ
Исследовательская работа Психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ
Мы являемся выпускниками 11 класса и сдача ЕГЭ является для нас актуальной реальностью. Логично предположить, что потребность собрать наибольший объем информации о процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ, а также о том, как эффективнее подготовиться и успешно его сдать, является для нас необходимостью. Для достоверности исследовательской работы мы решили проанкетировать учащихся выпускного класса. Наше благополучие и уверенность в собственных силах, а так же в своих знаниях пошатнулись, в тот момент, когда мы обрабатывали результаты обследования и делали соответствующие выводы. Выявленные проблемы мотивировали нас действовать: более детально ознакомиться с теоретическим материалом о процедуре проведения ЕГЭ, проанализировать отзывы по данному вопросу участников образовательного процесса, представленные на форуме, а также провести устный опрос педагогов нашего учреждения.
Исходя из выше сказанного, мы как исследователи стали решать актуальную для нас проблему: «Как психологически подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ?»
Под психологической готовностью мы подразумеваем сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.[1]
В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются ученики при сдаче экзаменов. В зависимости от причины возникновения выделяют три группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.
-Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестами.
-Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей выстроить стратегию деятельности на экзамене. Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.
-Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности и наличие познавательной мотивации.[2]
В первую очередь, нам стало интересно, какие же виды трудностей испытывают наши респонденты?
Данное исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 города Арзамаса. Наша работа, как исследователей, проходила в эмоционально благополучной атмосфере. Кроме того, вызвала заинтересованность у наших респондентов.
Цель исследования: изучение психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.
Объект исследования: психологическая готовность учащихся одиннадцатого класса. Было обследовано 18 учащихся нашей школы.
Предмет исследования: социально-психологические условия, которые формируют психологическую компетентность старшеклассников в отношении ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ»
1.Введение.
Мы являемся выпускниками 11 класса и сдача ЕГЭ является для нас актуальной реальностью. Логично предположить, что потребность собрать наибольший объем информации о процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ, а также о том, как эффективнее подготовиться и успешно его сдать, является для нас необходимостью. Для достоверности исследовательской работы мы решили проанкетировать учащихся выпускного класса. Наше благополучие и уверенность в собственных силах, а так же в своих знаниях пошатнулись, в тот момент, когда мы обрабатывали результаты обследования и делали соответствующие выводы. Выявленные проблемы мотивировали нас действовать: более детально ознакомиться с теоретическим материалом о процедуре проведения ЕГЭ, проанализировать отзывы по данному вопросу участников образовательного процесса, представленные на форуме, а также провести устный опрос педагогов нашего учреждения.
Исходя из выше сказанного, мы как исследователи стали решать актуальную для нас проблему: «Как психологически подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ?»
Под психологической готовностью мы подразумеваем сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.[1]
В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются ученики при сдаче экзаменов. В зависимости от причины возникновения выделяют три группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.
-Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестами.
-Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей выстроить стратегию деятельности на экзамене. Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.
-Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности и наличие познавательной мотивации.[2]
В первую очередь, нам стало интересно, какие же виды трудностей испытывают наши респонденты?
Данное исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 города Арзамаса. Наша работа, как исследователей, проходила в эмоционально благополучной атмосфере. Кроме того, вызвала заинтересованность у наших респондентов.
Цель исследования: изучение психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.
Объект исследования: психологическая готовность учащихся одиннадцатого класса. Было обследовано 18 учащихся нашей школы.
Предмет исследования: социально-психологические условия, которые формируют психологическую компетентность старшеклассников в отношении ЕГЭ.
Задачи исследования:
-изучить материал об особенностях сдачи экзамена в форме ЕГЭ;
-определить степень ответственности каждого участника образовательного процесса в успешной подготовке к ЕГЭ, выявить уровень тревожности старшеклассников, а так же исследовать уровень владения навыками самоконтроля, самоорганизации выпускников.
-обобщить результаты исследования, выработать рекомендации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ.
-познакомить выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
-Обучить учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Для достижения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующие методики:
Тест «Круг ответственности» (М.Ю. Чибисова);
Методика «Незаконченные предложения»
Анкета «Готовность к ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова)
2. Результаты исследования и их анализ.
В первую очередь, нас как исследователей, заинтересовала проблема ответственности каждого участника учебно-воспитательного процесса в успешной подготовке к ЕГЭ.
Результаты тестирования показали, более половины респондентов, а именно 61%, считают, ответственность полностью «ложиться» на их плечи. Это категория «самоуверенных учеников». Мнимая ответственность выпускников является одной из проблем, при которой ученик игнорирует помощь родителей и учителей, переоценивает свои возможности, возможно уклоняются от всех требований учителя.
39% выпускников относятся к категории «труженики». Это дети с высоким уровнем ответственности.
Порадовал тот факт, ни один из респондентов не попал в категорию «Ученик-лентяй»
Настораживает тот факт, что 78% выпускников принижают роль родителя в процессе подготовки к ЕГЭ.
Оценка ответственности педагогов за подготовку учащихся к ЕГЭ показала, что 50% респондентов адекватно оценивают роль учителя, сотрудничают с ним. 44% детей принижают роль учителя, игнорируют его требования и 6% респондентов перекладывают ответственность полностью на учителя.
Проанализировав все ответы, полученные в ходе методики «Незаконченные предложения», оказалось возможным представить результаты в следующей таблице.
Таблица № 1. Варианты ответов учащихся на вопрос
«ЕГЭ для меня – это … »
Варианты ответов учащихся
Количество выборов, сделанных учащимися
«Это государственная форма аттестации учащихся»
9
«Важный экзамен, обязательство, необходимое для поступления в ВУЗ»
2
«Это испытание или трудности»
3
«Это кошмар, ужас, трагедия»
4
Следует отметить, что данные высказывания дают возможность нам судить не только об уровне осведомленности учащихся о предстоящей аттестации, но и об эмоциональном отношении к данной процедуре.
Очевидно, выпускники не только знают, что такое ЕГЭ, но и осознают меру ответственности за свое будущее. Ответственный подход к ЕГЭ продемонстрировали 96% респондентов.
Поэтому ЕГЭ и воспринимается как страх, отчаяние, испытание. Следует сказать, что о подобных переживаниях заявили 4 старшеклассника.
Об эмоциональном отношении к ЕГЭ говорят данные, полученные по второму вопросу: «Когда я думаю о ЕГЭ, то я испытываю…». Все они сведены в таблицу № 2.
Таблица № 2. Варианты ответов учащихся на вопрос
«Когда я думаю, о ЕГЭ, я испытываю … »
Варианты ответов учащихся
Количество выборов, сделанных учащимися
Страх, боль, отчаяние
13
Волнение и дискомфорт
4
Совершенно спокоен
1
Как видно из результатов, эмоциональное состояние выпускников, когда они думают о предстоящем ЕГЭ, тревожное. Проводя наблюдения за нашими респондентами, общаясь с ними один на один, мы увидили, что они ответственно относятся к любой деятельности. Как правило, именно ответственные ученики больше всего страдают перед важными событиями: пропадает аппетит, сон; у них увеличивается двигательная активность, частота пульса; иногда им кажется, что произойдет что-то плохое.
Волнение и неуверенность в собственных силах мешают им достичь успеха. Поэтому необходимо научиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуации экзамена, которая является стрессовой, мобилизовать все резервы и показать свои возможности.
Хотя тревожность и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина, а под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становиться более глубоким. Такое состояние называют стрессовым, именно оно увеличивает возможности человека «в схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного соперника». [3]
Необходимо помнить о том, что каждый человек испытывает определенное волнение перед сдачей экзамена, но у всех нас существует потенциал, которым необходимо научиться пользоваться в сложных жизненных ситуациях. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием.
В связи с этим рассмотрим результаты, полученные по третьему, последнему, вопросу: «Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо… » (Таблица № 3).
Таблица № 3. Варианты ответов учащихся на вопрос-ситуацию
«Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо…»
Варианты ответов учащихся
Количество выборов сделанных учащимися
«Учить, не лениться и активно трудиться»
11
«Усердно готовиться, начиная с 10 класса»
3
«Спокойствие, вера в собственные знания и силы»
2
«Нужны не только собственные знания, но и везение
2
Как видно, выпускники четко представляют план действий, который поможет им эффективно подготовиться к предстоящей аттестации. Анализируя предложенные варианты ответов, можно отметить позитивное отношение к жизни: оптимизм, активность и уверенность в себе. Это именно те качества, которые характеризуют «победителя», где основой такого позитивного отношения является вера в себя и ощущение своих возможностей. При этом успех и удача зависят от затраченных усилий, т.е. от упорного труда, систематических тренировок, самостоятельной подготовки, а также от желания человека быть хозяином своей судьбы.
Анкетирование «Готовность к ЕГЭ» включало в себя изучение нескольких видов трудностей.
Результаты анкетирования «Готовность к ЕГЭ»
Показатель информированности о процедуре ЕГЭ
Процент выбора
Высокий
72%
средний
28%
У учащихся 11 класса высокий показатель информированности о процедуре ЕГЭ. Данная таблица показывает, что 72% респондентов владеют информацией о процедуре ЕГЭ. На данный момент, у них уже есть опыт участия в нем. Они хорошо осведомлены о предстоящем экзамене. Беспокойство вызывают 28% учеников, которые показали средний результат знания о процедуре прохождения ЕГЭ. Поэтому необходима дополнительная информация со стороны педагогов и повторение знакомого материала, которое поможет им быть более спокойным на экзамене.
Показатель владения навыками самоконтроля, самоорганизации
Процент выбора
Высокий
17%
средний
83%
Результат тестирования свидетельствует о том, что 17% учащихся 11 класса владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Тем не менее, у большинства респондентов все же имеются проблемы, связанные с неумением правильно распределить время и силы на экзамене, не все выпускники знают, как выбрать наилучших для них способ выполнения заданий. Учащиеся не в достаточной мере осведомлены о способах регуляции эмоционального состояния в трудной ситуации.
Показатель тревожности связанный с процедурой ЕГЭ
Процент выбора
Высокий
28%
средний
55%
низкий
17%
Результаты анкетирования показали, что для 28% учеников свойственен высокий уровень тревожности.
Это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили предстоящие испытания и относятся к этому серьёзно. Данные респонденты воспринимают стрессовую ситуацию более эмоционально и отвечают на нее субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Те же учащиеся, которые показывают низкий уровень тревожности, а их у нас 17% (3 чел) не в полной мере оценивают предстоящее испытание и стараются абстрагироваться от этой проблемы (живут по принципу «подумаю завтра»). Те же ученики, которые показывают средний уровень 55% это учащиеся, которые реально оценивают сложившуюся ситуацию и психологически готовят себя кс дачи ЕГЭ, при этом подкрепляется это всё изучением и повторением экзаменационного материала.
3. Общие выводы и рекомендации
Результаты проведенных исследований позволили установить, что:
1.Осознанное, серьезное и ответственное отношение к ЕГЭ продемонстрировали 94% респондентов. Кроме того, 72% имеют достаточно адекватный характер эмоциональных переживаний в условиях проверки знаний. Для них характерны уравновешенность поведения, адекватная самооценка, отсутствие повышенной чувствительности, решительность и самостоятельность.
2.Необходимо отметить важность высокого уровня осведомленности учащихся о процедуре проведения ЕГЭ. Респонденты владеют процессуальной информацией, т.е. навыками заполнения бланков ЕГЭ, осведомлены о правилах проведения экзамена, имеют представление о предъявляемых требованиях к участникам экзамена и правах.
3. Особую настороженность вызывает тот факт, что у достаточно большого количества респондентов выявлены личностные трудности в процессе психологической подготовки к ЕГЭ. Данной категории ребят необходима квалифицированная помощь. Мы рекомендуем им, прежде всего, обратиться за индивидуальной помощью к психологу, а также начать посещать занятия с элементами тренинга, направленных на снятие тревожности. Следует наметить также индивидуальный план действий, который позволит сформировать оптимистическое отношение к ЕГЭ, а также научиться управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать свое поведение в стрессовых ситуациях.
4.Кроме того, будучи объектами учебно-воспитательного процесса, мы, проведя данное исследование, осознали необходимость психологической готовности к сдаче ЕГЭ и превратились из объектов педагогических воздействий в субъектов. Теперь мы можем помочь психологически подготовиться к экзаменам не только самим себе, но и одноклассникам. Мы активно участвуем в проведении запланированных мероприятий педагогом –психологом в качестве волонтеров.
Список литературы
Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009 - 184с
Еделева Е.Г. Методические рекомендации по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ.- Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009.-44с.
Павлова М. А., О. С. Гришанова «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2009
Газета «Школьный психолог» № 8, 2006, статьи: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» Е. Чеботарева, «Можно ли убежать от стресса?» И. Левина-Домбровская, «Психопрофилактика экзаменов: приемы и рассуждения» С. Поляков, М. Ерхова, «Антистрессовый классный час» В. Родионов.
Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей // Завуч. – 2003. - №4. – С. 16-17.
Интернет-ресурсы:
http://www.ege.edu.ru/
http://festival.1september.ru/articles/593440/
http://psy.1september.ru/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение