Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в расширении словаря старшеклассников»
Использование ИКТ в расширении словаря старшеклассников
Речь очень широкая сфера деятельности человека. Сформировать у слабослышащего ребёнка устную речь — значит обеспечить расширение словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими по средством устного слова.
Одной из главных коррекционных задач школы является формирование внятной, грамматически правильной речи, расширение словаря воспитанников. Для успешного выполнения коррекционных задач требуется большая, кропотливая, повседневная работа всех педагогов школы, воспитателей, семьи. Д.К.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас быстро понимает. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать иллюстрации, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Современная школа предлагает такую наглядность, это ИКТ
Педагогами школы на всех занятиях и мероприятиях применяется форма работы в условиях использования ИКТ. Внедрение этой формы информационных технологий является одним из важнейших направлений повышения эффективности работы с учащимися с нарушенным слухом.
Использование информационно-коммуникативных технологий вызывает живой интерес и служит фактором расширение словаря.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы II вида сможет стать важным средством слабослышащих учащихся.
Их использование обеспечит:
усиление положительной мотивации учащихся и активизации познавательной и умственной деятельности;
усилит визуализацию восприятия материала;
сможет показать уровень и виды необходимой помощи учащимися в процессе решения учебной задачи;
привлечение большего количества дидактического материала;
обеспечивается дифференциация обучения;
расширяется возможность самостоятельной деятельности;
сформирует умение находить эффективные способы решения задач специального обучения.
Благодаря применению ИКТ на речевых часах и беседах, работа над словарем детей стала эффективнее, доступнее, позволяет сэкономить время. ИКТ используется через презентации, интернет. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления педагог не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране планвыступления.
Активизируется познавательный интерес школьников к речи, повышается речевая активность, формируется коммуникативная функция речи слабослышащих учащихся.
Работа по расширению словаря с использованием ИКТ проходит по классической схеме: слово — словосочетание — предложение — самостоятельнаяречь.
В своей работе использую информационные технологии в следующих направлениях:
Использование наглядности при проведении занятия.
Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, кроссворды, демонстрационные таблицы и др.);
Создание и работа с мультимедийными презентациями на определенную тему;
Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке занятия, внеклассного мероприятия, самообразования;
Создание мониторингов отслеживания результатов обучения и коррекции;
Создание и проведение зачётов по речевым часам;
Коррекция развитие слухового восприятия при прослушивании аудиозаписей;
Просмотр диафильмов, видеофильмов;
Коррекция и развитие психических процессов учащихся через применение развивающих игр.
Обобщая выше сказанное, напрашивается такой вывод: и так для слабослышащих детей наглядность стоит на первом месте, так как все восприятие идет за счет зрительного анализатора. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала.
Хочу показать на примере. Идет речевой час тема «зима» На доске записан ряд проблемных вопросов на которых обучающиеся в конце занятия должны будут дать ответ.
На занятиях создаются такие ситуации и условия, которые побуждали бы ребенка действовать, выбирать тот или иной вариант речи подбираются задания с последующей проверкой. Которые активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
При проведении словарной работы на речевых часах с применением ИКТ используются такие виды работ как:
«Назови одним словом»
«Найди лишнее слово»
«Выбери правильный ответ»
«Продолжи предложение»
«Найди ошибку»
Особая значимость придается работе с монологами и диалогами для более активного вовлечения учащихся в процесс общения на всех этапах овладения устной речью. Диалоги разработаны с учетом коммуникативного принципа, отрабатываются с детьми при разном словесном и смысловом комбинировании, от лица разных действующих лиц. Работа над диалогами предусматривает развитие всех компонентов разговорной речи и обеспечивает активизацию словаря, мыслительных операций, навыков слушания, побуждает каждого из собеседников говорить четко, внятно, выразительно.И наконец то входе всей работе мынаходим ответы на вопросы поставленные в начале занятия.
Итак, с уверенностью можно сказать. Что использования ИКТ на речевых часах, часах общениях, беседахпо ПДД, ОБЖ, позволяет:
- расширять словарь;
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- развивать и корректировать слуховое восприятие учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой на занятии работы в 1,5 – 2 раза;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- позволяет подготовить ученика к жизни в информационном обществе, дает возможность преодоления растущего неравенства в доступе к образовательным услугам, но и прежде всего, осознают свои возможности в современном мире, почувствуют уверенность в себе.