Использование разнообразных форм и средств контроляя за качеством образования на уроках химии".
Использование разнообразных форм и средств контроляя за качеством образования на уроках химии".
После 25 лет работы в детской воспитательной колонии хочу поделиться материалом по теме: "Использование разнообразных форм и средств контроляя за качеством образования на уроках химии".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование разнообразных форм и средств контроляя за качеством образования на уроках химии".»
«Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
И снова об уроке…
Каким ему быть и каким он может быть? Как его начать и чем закончить?
Как к нему готовиться? Эти вопросы постоянно встают перед учителем-
и начинающим, и имеющим за плечами немалый педагогический стаж работы.
Над этим спорили и продолжают спорить.
С тех пор как существует преподавание, существует и контроль уровня усвоения учебного материала. Успешность обучения учащихся в большой степени зависит от контроля их знаний.
Анализ традиционных форм и средств контроля показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных знаний.
Готовясь к семинару я наметила вам рассказать и о формах тестирования без которого мы не можем сейчас обойтись не на одном уроке ввиду сложившихся обстоятельств - ЕГЭ и ОГЭ. Но многое из намеченного уже услышала, поэтому я вам расскажу о своей работе в школе детской воспитательной колонии, в которой я проработала 25 лет.
Первое сентября. Первый день осени. Звенит школьный звонок. С волнением спешу на первый урок, вхожу в класс, где меня уже ждут мои ученики…
После нескольких лет работы в общеобразовательной школе, вижу: «Классная комната, с прибитыми напрочь к полу партами, и учительским столом. Темный коричневый фон, на котором мои новые ученики в одинаковых коричневых костюмах ( после сверкающих белизной школьных передников, бантов, светлых рубашек) показались мне такими некрасивыми, безликими, - единой однородной массой».
Это мои ученики, которые несколько отличаются от учеников обычных средних школ. Вы скажите, чем они могут отличаться, если они сначала учились в дневной школе, потом совершили преступление и оказались в колонии. Так - то оно так? Но если в дневных школах детей из неблагополучных семей единицы, то в колонии такие все. Это дети, родители которых были лишены родительских прав, это сироты, это те которые вынуждены были уйти из дома не в силах терпеть издевательства и унижения своих родных и близких.
Это дети, которые были выброшены при живых родителях на улицу, которые не слышали никогда доброго слова. Нет, конечно, встречаются дети и из благополучных семей, но родителям не было до них дела, так как они делали себе карьеру. Я ни в коем случае этих детей не оправдываю.
Это дети которые не получили нормального воспитания ни в семье, ни в других социальных институтах. Многие не обучались в школе по 2-3 года, утратив интерес к учебе, развитию своей культуры. Эмоциональная бедность, заторможенность. Отчужденность, обида на всех, не желание впускать кого-либо в свой внутренний мир, злоба, а иногда и жестокость - вот те характеристики, с которой мне приходилось сталкиваться постоянно. Иногда невозможно представить себе тот «жизненный опыт», который имеют эти подростки, причем «опыт» в основном отрицательный, оставивший глубокий и тяжелый след на всем облике молодого, мало прожившего человека.
Передо мной невольно встал вопрос: смогу ли я здесь работать? Эти дети требуют особого подхода, отличающегося от обычной школы, необходима полная искренность, честность, человечность, умение понять непростую судьбу подростка и самое главное - терпение, терпение. И тогда я решила, что смогу. 25 лет работы в ВК пролетели как один день, сейчас уже 4 месяца я работаю в городской вечерней школе, но по старой своей работе я скучаю.
И вот к таким детям я приходила каждый день на урок, видела, что кто-то расстроен, кто-то с новым синяком и что им нет дела до моей химии.
Разговор по душам – действует практически безотказно. Ученику намного интереснее вместо традиционного «запишите тему урока» поговорить с учителем о насущных проблемах или о каком-либо потрясающем событии.
Анекдот – средство создание друзей. Это еще один популярный вариант начала урока. Оптимально, если он будет связан с темой урока. Главное, чтобы он прозвучал не заученно, а, наоборот, интригующе. Недопустимо читать его по бумажке. Учитель должен уметь изобразить ситуацию в лицах. Уверяю вас, в случае удачного «выступления» внимание и интерес со стороны учеников будут обеспечены.
Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.
В.Д.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы не был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры и игровые моменты на уроке. Игра как один из эффективных форм и средств контроля за качеством знаний.
Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:
1. созданию психологической готовности детей к восприятию;
2. обеспечению естественной необходимости многократного закрепления
изученного материала;
3. тренировке учащихся при выполнении заданий разного уровня.
С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление.Игры используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Игры и игровые моменты применяются на уроке не только при ознакомлении и закреплении пройденного материала, но и как одна из форм контроля. Скрытый контроль присутствует во всех играх, проводимых как на уроке, так и во внеклассной работе. Являясь наглядным смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность.
Дети принимают активное участие в игре, а учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.
Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся. Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании, находить такие методы обучения, которые активизировали бы мыслительную деятельность учащихся, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Игры, которые применяются на уроках на всех этапах обучения, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Надо стремиться к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
В любой вид деятельности вносится элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются разнообразие форм и средств контроля за качеством образования, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных форм обучения способствует закреплению определений и правил в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Поэтому, работая над темой: «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии» я поставила перед собой задачи:
1.разработать структуру процесса обучения, позволяющую сформировать ведущие компетентности учащихся;
2.скоррелировать учебный материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся;
3.сформировать у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач были отобраны педагогические средства:
1. Формы учебных занятий - различные виды уроков (комбинированные уроки, урок-путешествие, урок- конференция, урок-деловая играя, урок-лекция, урок-семинар,
урок-аукцион, урок-исследование, зачет-вертушка).
2. Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах).
3. Методы и приемы обучения – словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские, методы письменного контроля, методы и приемы формирования интереса к учению.
За основу построения урока беру классическую структуру комбинированного урока:
опорные знания →информация → оценка знаний и обогащаю его разнообразными видами учебной деятельности, которыеспособствуют соединению фундаментальных и прикладных знанийучащихся.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях.
Предлагаю один из вариантов классификации используемых мною на уроках. Она исходит не только из планируемых результатов обучения, но из стадий процесса учебного познания (усвоения нового материала – формирования новых знаний и умений, их закрепления и систематизации,контроля и оценки полученных результатов).
I тип уроков. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки- конференции, уроки исследования.
II тип уроков. Уроки обучения умениям и навыкам.
Формы уроков: уроки-диалоги, уроки-расследования, уроки деловой игры, практические работы.
III тип уроков. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
IV тип уроков. Уроки проверки и учета знаний и умений.
Формы уроков: уроки-викторины, творческий отчет, общественный смотр знаний, зачет-вертушка.
V тип уроков. Комбинированные уроки.
В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах,парах).
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает мне учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика.
Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.
Фронтальная форма учебной работы позволяет обеспечивать одновременное руководство всеми учащимися, активно управлять восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками класса.
При использовании коллективной работы класс делится на временные группы, для совместного решения определенной задачи.
Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма организации учебной деятельности позволяет мне сформировать у учащихся навыки коллективного труда, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также умение действовать в различных жизненных ситуациях.
Методы письменного контроля и самоконтроля помогают сделать анализ успешности обучения, глубины и прочности знаний. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся. Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия,
суждения и умозаключения. Для формирования понятий используются операции мышления – основные логические приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация и классификация.
Например:
Зная состав и строение акриловой кислоты СН2=СН-СООН,предскажите ее характерные химические свойства. Учащиеся вспоминают основные свойства карбоновых кислот и
алкенов и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты.
После изучения каждой большой темы можно давать учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливать внутриматематические и межматематические связи.
Например:
Установите признак классификации веществ и определите, какой
объект нарушает закономерность:
CaO, Na2O, SiO2, BaO
(Характер свойств оксидов: три основных, один – кислотный).
Использование творческих заданий.
Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания,
для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д.
К творческим заданиям относят многие химические загадки
(логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады), позволяющие сделать
процесс обучения химии более интересным.
Например:
1. Добавь к названию реки Цин, протекающей в Палестине, только одну букву в конце слова, и вы узнаете название химического элемента, который входит в состав латуни. (Цинк.)
2. Замените одну букву в названии животного, относящегося к типу
кишечнополостных, одну букву, и вы получите название радиоактивного химического элемента. (Актиния — актиний.)
3. Так называют и химический элемент, и гиганта в древнегреческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан.)
4. Если вы захотите узнать мнение М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик, то обязательно расшифруйте данную запись.
Разгадать ее поможет знание символов химических элементов.
Ti S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2 Cu I K Cu3
H2 Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4 N4 Be2 Sn Ag3
Fe2 Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si ОS Mo
5. Назовите химический элемент, в название которого входят буквы из слов – названий элементов: кремний, осмий, дубний, радий, гелий,медь, висмут. Причем искомое слово содержит из приведенных названий по одной букве, не повторяющейся больше ни в каком другом из этих слов.
Использование химических диктантов.
Они позволяют активизировать такие формы мышления
Как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез.
Например:
1. Записать формулы веществ следующих химических соединений: оксид фосфора (V), литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития,ортофосфорная кислота, соляная кислота, оксид лития, ортофосфат лития, нитрат калия.
2. Из приведенных утверждений, выберите верное.
1. Глюкоза – это кристаллическое вещество, сладкое на вкус,хорошо растворимое в воде.
2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.
3. Глюкоза слаще фруктозы.
4. Глюкоза – это альдегидоспирт.
5. Глюкоза – это изомер фруктозы.6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.
7. Кристаллическая глюкоза состоит только из циклических молекул.
8. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.
9. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки хлеба и при получении вина и пива.
10. Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала».
3. Укажите, в каких предложениях речь идет о химическом элементе, а в
каких - о простом веществе:
1.Медь входит в состав медного купороса.
2.Сера легко плавится.
3.Пластинка изготовлена из меди.
4.Азот входит в состав мочевины.
5.Железо и сера входят в состав сульфида железа.
6.Азот содержится в воздухе.
7.Сера – желтого цвета.
Применение тестов интеллекта.
Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.
Например:
1. Тест «Металлы».
1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb
2. Выберите группу, в которой находятся только простые вещества – неметаллы:
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
5. Металлические свойства натрия слабее, чем у
А) магния; Б) калия; В) лития.
Использование межпредметных связей.
При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, т.е. предметами естественно-математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придает изучаемому материалу особую привлекательность и
развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:
Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень – очень счастлив буду,
Коль назовете вы меня. (хлор)
Применение описанных приемов придает уроку особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию личности учащихся.
Так, дидактические игры помогают поддерживать интерес к предмету, развивать мышление, речь, способствует включению ученика в творческую учебную деятельность. Даже пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ученики приобретают новые знания и умения, расширяют свой кругозор.
Раскрывается особое значение дидактической игры для воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации. Играя, ребенок раскрепощается, исчезает его скованность, неуверенность в своих силах, возможностях. Сказки-задачи, рассказы-задачи нахожу в дополнительной литературе или сочиняю сама. Решая эти задачи, учащиеся используют прикладную направленность знаний.
Химические викторины, кроссворды, используемые на различных уроках, стимулируют живой интерес, активность. Отвечая на вопросы кроссворда, викторины, дети привлекают не только знания, полученные на уроке, но и личный опыт, приобретенный в быту при использовании тех или иных химических веществ. Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Дети сами пытаются придумывать на урок различные интересные задания, пишут стихи, сочиняют сказки, составляют кроссворды, проекты, выступают с докладами. Причем, учащиеся выполняют эти задания с большим удовольствием, интересом, без принуждения учителя.
Результативность опыта выражается в стабильной активности учащихся на уроке, благоприятной творческой атмосфере, царящей в классном коллективе. Отсутствуют проблемы с дисциплиной. Качество знаний, при 100% успеваемости, составляет 50-55%. Повышение мотивации обучения школьников за счет их участия в организации и проведении учебного процесса, способствующего появлению таких качеств знаний, как