Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по Мастерству актёра»
МОБУ СОШ с.Наумовка
Интегрированное открытое занятие
по мастерству актёра театрального объединения «Ника»
«На подступах к образности»
( в форме урока-путешествия)
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования
МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
Денисенко в.В.
2019-2020г.
Тема: Речепластический тренаж по мастерству актёра и сценической речи в предлагаемых обстоятельствах. Оформление зала: стрелочки разных цветов и номеров. Нарисованные избушки. Раздаточный материал: листочки с заданиями в форме цветов, листьев деревьев,
(По сценической речи и мастерству актёра.) Цель: показать с помощью каких упражнений и приёмов можно добиться правильно поставленной речи и развитие мышления, креативности, творчества у детей в предлагаемых обстоятельствах.
Задачи: формировать способности к импровизации; развивать умения взаимодействовать с партнёром; способствовать развитию криативноти развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок,чистоговорок,четверостиший. создать дружескую занятии
«Необходимо ощутить себя инструментом, на котором играешь. Ведь на плохом инструменте не сыграешь Бетховена!» (К.С. Станиславский)
ТЕХНИКА РЕЧИ «Если будешь воспринимать смысл слова, — не узнаешь человека, если будешь воспринимать звук, - узнаешь его!» (К.С. Станиславский)
Приём: волшебный клубочек. 1.Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку синего цвета- стрелочка приходим к избушке «Дыхательная гимнастика» Цвет «синий» №1. 1.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭТЮДНОЙ ФОРМЕ. Педагог: осанка на «колок» Массаж: лица, шеи, живота, рук, ног, по кругу и своего соседа слегка ударяем по спине, аккуратно, в одну сторону, а затем в другую. На месте не сильно ударяем в грудь и произносим звук «М» Упражнение для носа, (чистим пазухи носа): одной рукой закрываем одну ноздрю, а в другую вдыхаем, затем какую ноздрю закрывали, через неё делаем выдох и так по 5 раз. упражнение нужно делать с носовым платочком.
3 вида выдоха: тёплый. фиксированный, форсированный(ха) -волна вдохов Согреть воробушка, погреть замёршее стекло. «тряпичная кукла» -Счёт: длительность выдоха Приём: волшебный клубочек. 2..Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку красного цвета- стрелочка приходим к избушке «Атикуляция.»
2. АРТИКУЛЯЦИЯ Эмоционально-артикуляционная гимнастика «Котёнок нашёл друга». Педагог: приглашает ребят за столы, где приготовлены зеркала: А сейчас мы представим, что мы котятки: • Однажды котёнок пошёл гулять и в витрине магазина увидел другого котёнка, сначала он удивился: брови подняты вверх, произносим звук: «О – о – о – о – о!» • Котёнок в витрине сделал тоже самое: брови подняты вверх, произносим звук: «О – о – о – о – о!» • Тогда котёнок рассердился: брови нахмурили и произносим: «А – а – а – а – а!» • Котёнок в витрине сделал тоже: брови нахмурили и произносим: «А – а – а – а – а!» • Увидев сердитого котёнка наш котёнок разозлился: делаем сердитое лицо, растопыриваем пальчики «выпускаем коготки» и произносим звук «Ф» (фырчим): «Ф – ф – ф – ф- ф!» • Но тут наш котёнок понял, что это просто его отражение и очень обрадовался: улыбаемся рот в широкой улыбке «Ха – ха – ха!» • Весёлый котёнок решил попить молоко («Кошка лакает молоко»): улыбнуться; широко открыть рот; высунуть язык «ковшиком»; совершать зачерпывающие движения языком. • Молоко оказалось очень вкусное («Вкусно»): улыбнуться; широко открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу из стороны в сторону, то же с нижний губой. • Котёнок наелся и решил потянуться («Киска»): губы в улыбке, рот открыт; кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы; • Довольный котёнок, ещё раз взглянул на себя и запел песенку: «Мур! Мур! Мур!» дети по желанию мяукают весело или грустно. • А потом он попрощался со своим новым приятелем: «Мяу! Мяу! Мяу!» широко открываем рот. • • Педагог: Встаём в рабочий круг: • • лизать мороженое: твердое, среднее, талое – язык • корова и жвачка – челюсть • горячая картошка – гортань, небо • трубочка – губы • преувеличенная артикуляция – губы • Произношение гласных: И Э А О УЫ
--Бык-тупогуб тупогубенький бычок.– беззвучное произнесение, выключение и включение громкости - Купи кипу пик – без звука, со звуком и артикуляцией, трехкратное произнесение с увеличением скорости Колпак на колпоке, под колпоком колпак. 3. Голосовой тренинг:
3.Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку жёлтого цвета- стрелочка приходим к избушке «Голосовой тренинг» Педагог: слово тренинг означает «тренироваться» вот мы с вами сейчас и будем тренироваться. Смотрите в этой избушке лежат листочки, что же там написано.(Скороговорки). НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНТРА ГОЛОСА
- Пришел Прокоп купил укроп.– одна из групп вслух - только П, другая все остальное - Мама мылу Милу мылом(гамма)– произнесение нараспев одной строкой. Молитва.
ПОЛЕТНОСТЬ ГОЛОСА -Осип осип, Архип охрип – четкая работа диафрагмы на коротких словах Шли три попа три Прокопия Попа.- растягивание гласных
ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ГРОМКОСТ -От топота копыт пыль по полю летит – с гармошкой ног -Верзила Вавила весело ворочал вилы – эхо на затихание
ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ТОНУ Упражнение «Гамма» Мама мыла Милу мылом! Сшит колпак не по колпоковски, не по колпоковски сшит колпак. – подъем голоса по словам и спуск - Задать друг другу голосовой загиб любой скороговоркой, другой повторят тон в тон.
ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – РЕЧЕВОЙ СЛУХ Маланья-болтунья, молоко болтала болтала да не выболтала! – включаться в групповое произнесение по одному СКОРОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ На мели мы лениво налима ловили. На мели мы ловили линя.
4 . РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ 4.Идём за клубочком и поём «Мы еде- едем, едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку зелёного цвета- стрелочка приходим к избушке «Речедвигательная координация» От топота копыт пыль по полю лети!( по полю) добавляем каждый раз. идти быстро, говорить медленно и наоборот. Упражнение «Аплодисменты»: В зале сидят и хлопают (быстрый ритм), а кричать надо медленно: «браво», «Бис», «изумительно», «Превосходно», «аншлаг», «успех», «здорово», «вы лучшие» и наоборот. СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ Педагог: Нужно скороговоркой друг другу задать вопрос, пожалеть, оправдаться, отказать, просить, пугать, пожаловаться, окликнуть. Купи кипу пик? Пик кипу купи? . 5.СКОРОГОВОРКА ОТ ОБРАЗА 5Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку белого цвета- стрелочка приходим к избушке « Скороговорка от Образа» Педагог: что же это значит?(ответы детей).Ребята находят записку в избушке. Читают.«Нужно сказать скороговорку от таких образов: Робот, солидный мужчина, скоморох, хулиган, робкий человек, иностранец.» Педагог: а какую скороговорку? Наверное её тоже надо найти. Ищут. Находят. Читают: Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку цап за руку Греку рак! РАБОТА СО СКОРОГОВОРКАМИ С АКТЕРСКИМ ОПРАВДАНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Страх, лень, разочарование, восхищение, удивление, грусть, сомнение, Беспокойство. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы. то Клара у карла не крала б кларнет! 6.Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку оранжевого цвета- стрелочка приходим к избушке « Предлагаемые обстоятельства».Находим листочек с скороговорками, на каждого ученика по одной.и там сразу написано предлагаемое обстоятельство. 6. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА(новая тема) Педагог: что же это означает предлагаемые обстоятельства?( ответ детей) Предлагаемые обстоятельства это - та система условий, в которой начинается и развивается действие, которая и является теми рамками, что ограничивают всякое событие. Предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» ( К.С.Станиславский). Педагог: и так сейчас по пробуем действовать в предлагаемых обстоятельствах. Индивидуально: нужно проговорить в предлагаемых обстоятельствах: зло, сказка, военный рапорт, уборщица убирает ,сторожить, кража, продавец на рынке, напугали, опять двойка, нашёл клад, тонет, заблудился в лесу, получил(а) пять,колдует,просит помощи-замёрз, т.д. - Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – колдовство - 33 корабля лавировали да не вылавировали. – сказка - Сшит колпак не поколпаковски не поколпаковски сшит колпак! – военный рапорт - Тридцать три Егорки сидели на пригорке: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, и тд.– уборщица собирает воду
Парные этюды- работаем в кругу: -Расскажите про покупки – бабушки у подъезда, разговор на балу, допрос в милиции Скороговорка: 1.Расскажи мне про покупки? 2.Про какие про покупки? 1.Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Педагог: и так ребята мы сегодня с вами совершили путешествие «Там на неведомых дорожка».Даю подсказку: « Слово неведомый означает «неизвестный».Кто сможет ответить, почему наше сегодняшнее занятие называется так? Что вам было не известно? Что нового вы узнали сегодня? Дети: до сегодняшнего занятия были не известны следующие темы: «Скороговорка от образа», « Предлагаемые обстоятельства». Педагог: домашние задание вам ребята, найти и записать по новой скороговорке, которые свесь ещё не произносили и нужно её произнести в определённых предлагаемых обстоятельствах( предлагаемые обстоятельства тоже придумываете каждый для себя сам). Педагог: молодцы. Хочу отметить вас всех, вы хорошо справились со всеми заданиями которые встречались нам на нашей Неведомой дорожке, но особенно хочу сказать спасибо:( И.О.Ф. ученика).
Список используемой литературы:
1.Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.:
3. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 4. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.