Индивидуальная программа «Я познаю мир» для детей с ОВЗ
Индивидуальная программа «Я познаю мир» для детей с ОВЗ
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа «Я познаю мир» для детей с ОВЗ »
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Кружок «Я познаю мир»
Пояснительная записка
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4 классов) А.А. Плешаков.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе.
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Содержание образовательной программы
1. Как мы понимаем друг друга.(5 ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне и в ванной. Значение общения в жизни человека.
6. Что нас окружает(6 ч.)
Город и его особенности.
Село и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Экология.
Три состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Охрана здоровья.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Методические рекомендации
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза¬имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.