Просмотр содержимого документа
«"Если ребенок невнимателен"»
"Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…"
С.Я. Маршак
Наверное, каждый может вспомнить хотя бы одного из своих знакомых, которому подойдёт описание знаменитого маршаковского Рассеянного. Забытые очки и не выключенные утюги, постоянные опоздания и потерянные документы – всё это начиналось в детстве и уже тогда доставляло немало хлопот и ребёнку, и его родителям, и учителям. А как огорчали в школьные годы "глупые" ошибки из-за невнимательности!
Невнимательность – не такой уж безобидный порок. Несчастные случаи, неприятности в личной жизни, неудавшаяся карьера – это часто сопровождает невнимательного человека на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте определить, нет ли у ребёнка так называемого синдрома дефицита внимания (СДВ).
Если ваш ребёнок постоянно "витает в облаках", попробуйте обратиться к психологу. Однако первичную диагностику можно провести и самостоятельно, воспользовавшись несложным тестом.
Итак, ваш ребёнок:
Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
Обычно с трудом сохраняет внимательность на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
Часто кажется, что ребёнок не слышит обращённую к нему речь.
Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
Обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
Часто теряет вещи.
Легко отвлекается на посторонние объекты.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, то вашему ребёнку нужна психологическая помощь.
Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Лучше всего это делать в игровой форме. Существуют игры, которые эффективны при направленном развитии внимания.
"Будь внимателен"
Ребёнок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде "Зайчики!" - прыжки на месте; "Птицы!" - взмахи руками; "Лягушки!" - присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.
"Что изменилось"
Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется узнать , что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
"Кто больше запомнит"
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку. Затем картинку убирают. Ребёнку предлагают вспомнить, где находился на картинке тот или иной предмет.
"Подхвати мяч".
Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу, ведущий стоит в середине.
Внезапно он называет один из номеров и одновременно подбрасывает мяч. Вызванный должен поймать мяч. Поймавший становиться ведущим.
Игры можно придумать самим или вспомнить из собственного детства, например: "Съедобное – несъедобное", "Колечко, выйди на крылечко", "Летает – не летает" и другие. Игра является достаточно универсальным рецептом, она не только развивает психические и физические качества ребёнка, но и способствует улучшению детско-родительских отношений.