kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся 5-6 классов через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся 5-6 классов через реализацию программы «Разговор о правильном питании»»

Волобуева Елена Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «ООЩ №15» г. Старый Оскол

Белгородской области


Формирование культуры здорового образа жизни

обучающихся 5-6 классов через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации издан Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

  В рамках национального проекта «Образование» разработана федеральная Программа «Модернизация системы школьного питания». Программа является отдельным направлением национального проекта «Образование», так как рациональное, здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровья.

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

А.П.Чехов утверждал, что «тот, кто не придаёт питанию должного значения, не может считаться интеллигентом,  и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».

Правильная организация и пропаганда основ культуры здоровья предусматривает выработку у обучающихся всех необходимых полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни, так как именно в этот период жизни закладывается фундамент здоровья ребенка. Важно, чтобы у школьников сформировалось правильное представление об устойчивой взаимосвязи благополучия различных аспектов правильного питания и основ эстетической культуры.

Необходимость развития культуры здорового образа жизни обучающихся за счет привлечения их внимания к эстетическим аспектам проблемы здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые навыки и привычки, связанные с правильным питанием и здоровым образом жизни, целесообразно развивать именно в этот период;

  • в этом же возрасте закладываются и основы общей культуры детей как система эстетических норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

  • школьный период в развитии ребенка наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об эстетических аспектах здоровья, особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует формированию культуры здорового образа жизни обучающихся 5-6 классов посредством компонента художественно-эстетической культуры в контексте с ФГОС второго поколения.

В этом возрасте происходит интенсивное биологическое развитие ребёнка, физиологическая перестройка, возрастает подвижность нервных процессов и т.п. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые навыки и привычки, связанные с правильным питанием и здоровым образом жизни, целесообразно развивать именно в этот период.

Большие возможности для формирования культуры здоровья школьников заключены в художественно-эстетической деятельности. Она создает положительные эмоции и обогащает внутренний мир ребенка, что помогает им полнее реализовать свои представления о здоровье.

Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся 5-6 классов реализуется на уроках, во внеурочное время (классные часы, внеклассные мероприятия), на родительских собраниях.

Для формирования культуры здорового образа жизни на занятиях по программе «Разговор о правильном питании» используются следующие формы и методы:

  • игровые методики;

  • элементы проектной деятельности;

  • дискуссия, обсуждение.

Система работы по 3 части программы «Формула правильного питания» посредством компонента художественно-эстетической культуры в контексте с ФГОС второго поколения направлена на формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;

  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения творческих заданий с использованием учебной и справочной литературы в открытом информационном пространстве;

  • осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью ИКТ;

  • построение сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

  • построение монологического высказывания;

  • владение диалогической формой коммуникации, используя ИКТ и дистанционное общение.

В основе преподавания лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает включение каждого обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность. Использование проблемно-поискового подхода обеспечивает «открытие» школьниками нового знания и активное освоение различных способов познания основ здорового питания.

Основные средства реализации системы работы по 3 части программы «Формула правильного питания» посредством компонента художественно-эстетической культуры в контексте с ФГОС второго поколения:

  1. Создание условий для творческой, познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов на занятиях по программе «Формула правильного питания».

  2. Информирование родителей о задачах и содержании программы «Формула правильного питания».

  3. Вовлечение родителей в совместную работу над программой «Формула правильного питания», создавая радостную атмосферу совместного с обучающимися творчества.

  4. Проведение конкурсов и выставок детского творчества.

Составляющей частью каждого занятия программы «Формула правильного питания» является тема «Эстетика питания». Для того чтобы знания обучающихся стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать управление развитием их познавательной деятельности. Позиция учителя: обращение к обучающемуся не с ответом, а с вопросом. Позиция учащегося: нацелена на познание окружающего мира школьниками путём поисковой деятельности. Оценочное действие: «Я умею! У меня получится!». Эмоционально-ценностная оценка: отношение учащегося к воспринимаемой информации (формирование мировоззрения).

Содержание, формы и методы реализации данной работы носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение учащихся в совместную творческую и исследовательскую деятельность, на формирование умения учиться, на стимулирование познавательного интереса к изучаемым темам. Задания, предлагаемые в рабочей тетради «Формула правильного питания», основаны на творческой работе школьников – самостоятельной или в коллективе. Учащиеся узнают о том, почему важно быть здоровым, о правилах питания, о режиме дня, основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, культуре, кулинарных традициях и обычаях, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Содержание программы 5-6 классов базируется не только на российских кулинарных традициях, но и кухнях разных народов, рассматриваются темы, на которых можно узнать, как питались наши далекие предки, какую еду, ели и как готовили.

В ходе реализации программы на занятиях используется комплекс заданий: игры, виртуальные экскурсии, викторины, конкурсы, творческие работы, помогающие учащимся легко и эффективно осваивать секреты правильного питания. Задания разработаны с учетом средств художественно-эстетической культуры и основаны на применении метода проектов.

Метод проектов необходим для развития познавательных, эстетических навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.

Выполнение проектов осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапа работы над ним. Но на всех этапах педагог не просто передает знания, а наблюдает, мотивирует, координирует деятельность школьника. В ходе выполнения работы учащиеся самостоятельно определяют цель и задачи проекта, вырабатывают план действий, распределяют обязанности между участниками, планируют последовательность действий при работе, определяют способы представления результатов, выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

В ходе выполнения проектов происходит формирование регулятивных универсальных действий.

Проводятся виртуальные экскурсии («Кухни разных народов», «Кулинарные музеи») с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Данное задание является наиболее эффективным средством для демонстрации кулинарных традиций и обычаев в разных странах, а так же о том, почему отличаются народные кухни. При проведении виртуальной экскурсии у школьников происходит формирование познавательных УУД.

На занятиях используем игры:

  • Игра «Составь рацион питания».

  • Игра-путешествие «Кулинария в искусстве».

Ситуационная игра имеет четко заданный сценарий действий, направлена на формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, ориентирована на конкретный результат. В ходе игры-путешествия «Кулинария в искусстве» дети узнают о наиболее известном жанре изобразительного искусства, тесно связанного с изображением еды, продуктов, атрибутов стола – натюрморт.

При проведении данных игр учитываются позиции других партнеров по общению или деятельности, возможность учащихся участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. При проведении игр происходит формирование коммуникативных универсальных действий.

Использование художественных текстов (или отрывков), содержащих описание ситуаций и особенностей действий в них главных героев с выводами о культуре здоровья, создают определенный психологический настрой, активизирует мышление.

Особую радость учащимся приносят творческие работы, которые стимулируют всестороннее развитие ребёнка, формируют позитивную установку на поддержание здорового образа жизни, навыков самостоятельного принятия решения в пользу более целесообразных с точки зрения здоровья поступков. Итогом всей творческой деятельности являются выставки, вернисажи: «Здоровое питание – основа долголетия», «Как питались наши любимые литературные герои», «Поговорим о здоровом питании», «Культура питания в картинках», «Любимые продукты», «Растём умными, сильными, красивыми» и другие. Цель данных выставок, вернисажей - показать значимость эстетики питания в жизни человека, способствовать повышению у учащихся 5-6 классов мотивации к учебной деятельности, саморазвитию на основе художественно-эстетической культуры. Выставки детских рисунков - пропаганда здорового питания как способа сохранения здоровья с помощью художественно-эстетической культуры.

Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса. Методикой предлагаются занятия-презентации: «Старооскольская глиняная посуда», «Кулинарная история», где главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия – формированию полезных навыков здорового питания.

Ценностные ориентиры

В результате учащиеся овладеют:

  • знаниями о том, как нужно заботиться о своем здоровье;

  • знаниями о роли питания в сохранении и укреплении здоровья;

  • знаниями о правилах рационального питания;

  • умениями применять эти правила в повседневной жизни.

Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством компонента художественно-эстетической культуры в контексте с ФГОС второго поколения позволяет образовательному учреждению достичь следующих результатов в организации здорового питания:

1. Развитие общей культуры здорового питания у обучающихся 5-6 классов и их родителей.

2. Улучшение состояния здоровья школьников.

3. Расширение представлений об истории, культурных традициях своей страны, других стран.

5. Развитие творческих способностей обучающихся через выполнение творческих заданий.


Библиографический список


  1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов. - Москва, 2007. - 192с.

  2. Апанасенко, Г.Л. Здоровый образ жизни/ Г.Л. Апанасенко - Л., 1988.

  3. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

  4. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома/В.Ф. Базарный. - М.:АРКТИ, 2005, -202-209 с.

  5. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа/методическое пособие / М. М. Безруких. //-М.: Московский психолог -социальный институт, 2004. - 234 с.

  6. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании/ методическое пособие/М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.//- М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003. -189 с.

  7. Безруких, М.М. Формула правильного питания: Блокнот/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.

  8. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд/ В.И. Белов. - М., 2010. - 400с.

  9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2009. - 382 с.

  10. Горцев, Г.Л. Основы здорового образа жизни / Г.Л. Горцев, Л.Т. Тимофеев. – М.: Вече, 2001. – 61с.

  11. Дивин, Г.В. Формирование здорового образа жизни у школьников/ Г.В. Дивин, Д.А. Изуткин. – М.: Просвещение, 1996. – 48с.

  12. Жамолдинова, О. Р. Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи [Текст] / О. Р. Жамолдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 88-90.

  13. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2009. - 444 с.

  14. Нагавкина, Л.С. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие/Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова . –СПб.: Каро, 2005. -78 с.

  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2010.

  16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2011. — 944 с.

  17. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Н.Ю. Пахомова.- Методист, №1, 2004. – с. 42.

  18. Петленко, В.П. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. – СПб., 1998. –с. 7-103.

  19. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47.

  20. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

  21. Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп.- 2009.

  22. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 122 с.

  23. Яшкин, О.Г. Использование метода проектов в школьном образовании. Новый метод в современном образовании/ О.Г. Яшкин, Л.П. Митриков, С.И. Суханкин. – М.: Просвещение, 2006. – 70с.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волобуева Елена Николаевна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Экологическое и валеологическое развитие младших школьников"
    ["seo_title"] => string(72) "ekologhichieskoie_i_valieologhichieskoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "363646"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480386137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства