kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры младшего школьника на занятиях НОУ «Росток»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа НОУ "Росток" в СШ № 36.Формирование экологической компетенции учащихся начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младшего школьника на занятиях НОУ «Росток»»

Формирование экологической культуры

сегодняшнего школьника как фактор воспитания

патриотизма и ответственности к родному краю


Агаркова Н.Б., учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа № 36» города Нур-Султан


«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди» Б. Шоу.


На пороге XXI века человечество оказалось в условиях обострения экологического и общесистемного кризиса, для преодоления которого все большее значения приобретает всеобщее и непрерывное экологическое образование. В Казахстане, к сожалению, имеются очень серьёзные экологические проблемы. Многие граждане после себя оставляют сотни килограммов бытового мусора, не понимая, какой вред они наносят природе, а все начинается с малых лет, во многих семьях экологическому воспитанию уделяется очень мало внимания. Поэтому экологическое образование является сегодня весьма актуальным

«Необходимо уделить должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения в школах и вузах. Экологическую акцию «Birge – taza Qazaqstan», призванную укрепить экологические ценности в обществе, следует проводить на систематической основе.» Из выступления президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева на расширенном заседании Правительства страны 10 июля 2020 года. [1]

  В 2015 году в школе № 36 была создана экспериментальная площадка по теме «Школа- территория здоровья в системе формирования экологической компетентности учащихся и педагогов».

Формирование экологической компетенции учащихся, педагогической и родительской общественности осуществлялось через апробирование авторской программы «Школа – территория здоровья», проектно-исследовательскую деятельность, внесение элементов экологизации в учебные дисциплины, экологических мониторингов, разработку и осуществление экскурсионных маршрутов, мероприятия по ЗОЖ.

Программа экологического образования была направлена на то, чтобы привить учащимся не только знания и навыки разумного обращения с природой, научить средствами конструктивного участия в рациональном использовании, защите и улучшении окружающей среды, но и научить научному подходу к осмыслению фактов, творческому и инициативному поиску путей решения проблем.

В школе работает научное общество учащихся «Росток»; руководителем младшей группы НОУ, куда входят учащиеся 2-4 классов, была назначена я.

Для занятий мною были составлены программа, долгосрочный краткосрочный планы работы. Занятия проходят 1 раз в неделю. Посещают НОУ «Росток» учащиеся, желающие заниматься проектной деятельностью. Работа, проводимая НОУ «Росток», обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах; программа не связана рамками обязательных учебных программ, а продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. [8] На занятиях НОУ дети учатся выражать свою точку зрения, адекватно оценивать свою деятельность и работу одноклассников, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца. Ребята готовят мини-проекты, творческие, информационные, исследовательские и научно-исследовательские проекты. [9] На занятиях проводятся опыты, наблюдения и исследования. Учащимся нравится принимать участие в творческих проектах, проводить опыты в школе и дома. Они узнают новое о воде, воздухе, об экологии и здоровье. Дети с удовольствием включаются в научно-исследовательский процесс, в ходе которого они выступают в роли маленьких «ученых-исследователей». На заседаниях группы ведем разговор о том, как выбрать продукты в магазине, чтобы в них не было вредных добавок, какие каши нужно кушать на завтрак, о пользе витаминов в овощах и фруктах, о бережном отношении к воде, к окружающему миру, к своей малой родине, о том, что может сделать сегодняшний школьник для природы. За весь период работы группы было написано много проектов по ЗОЖ и экологии. Темы проектов интересные, разного направления, имеют практическое значение. Ребята самостоятельно

выбирают тему проекта и выполняют под моим руководством. Родители детей оказывают помощь в написании проектов

О работе НОУ «Росток» сняты два фильма студией «Хабар 24» в рамках программы «Зеленая экономика».

Первый фильм о бережном отношении к птицам, а второй об экологических проблемах Казахстана.

Журналистам телеканала «Хабар-24» ребята показали уже выполненные проекты по экологии. Рассказали об экологических проблемах нашего района: воздух загрязняется выбросами ТЭЦ, а в частном секторе при топке используется уголь, который выделяет едкий дым. Вода в ручье Сарыбулак непригодна даже для полива огородов, так как в нее сливают нечистоты жители домов, проживающие на берегу ручья, и предприятия, находящиеся вблизи ручья. На берегах Сарыбулака в черте города можно наблюдать горы мусора: целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, автомобильные покрышки и другие бытовые отходы. В связи с этим часть ее русла представляет собой непролазные камышовые заросли и заболоченную местность.

Работая над экологическим проектом: «Влияние ручья Сарыбулак на экологию реки Есиль». С ребятами и их родителями мы побывали в экспедиции к устью ручья, увидели много интересного: берега ручья укреплялись, проходило благоустройство близлежащей территории. Мы отметили особенно загрязненные участки ручья, а их очень много. Нас это очень огорчило, так как наш маленький ручеек впадает в главную водную артерию столицы – реку Есиль, которая впадает в реку Иртыш, а эта река доносит свои воды до реки Обь, которая впадает в Карское море, а затем в Северный Ледовитый океан. Был составлен фотоотчёт по ручью «Сарыбулак». Написали письмо акиму города с предложениями по улучшению экологического состояния ручья и его берегов.

Для улучшения качества ручья Сарыбулак необходимо провести паспортизацию всех предприятий и источников загрязнения; обустроить береговые зоны; проводить работу с населением через средства массовой информации; провести мероприятия по расчистке русла ручья с привлечением неравнодушных к его судьбе жителей прилегающих районов.

Около мостов поставить заградительные сетки от одного берега до другого для пластиковых бутылок и бытового мусора.

В настоящее время это предложение используется на практике.

Реализация предложенных мероприятий позволит значительно снизить загрязнение ручья, вода в нем станет чистой, без неприятного запаха. На дне ручья есть родники и если расчистить его, то родники воскресят реку. Пусть пить эту воду мы не сможем, но можно будет в ней купаться. Восстановится биологическое разнообразие флоры и фауны. Это оздоровит экологическую обстановку в бассейне реки, уменьшит степень заиления реки, улучшит проходимость воды, а также улучшит эстетические свойства ручья Сарыбулак и его берега. Чистая вода не будет отрицательно влиять на нашу главную водную артерию – реку Есиль.а з

На встрече с жителями города района Сарыарка аким сказал о том, что в 2020 году планируется очистка русла ручья и укрепление его берегов. Мы рады этому, потому что наш маленький ручеёк превратится в красивый ручей, на берегах которого будут отдыхать люди.

Как отмечает Первый президент нашей страны в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный, экологический правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя их.[2].

«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. 

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. [2]

С чего начинается любовь к малой родине? «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.   Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе эффективнее в младшем школьном возрасте. Бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого человека. [3]

В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта. [7]

Наша экологическая тропа возникла неслучайно. Работая над проектами, мы проводили наблюдения, эксперименты, брали из ручья воду для анализа. Органолептические исследования проводились в классе учащимися под моим руководством, а химические исследования в школьной лаборатории учителем химии. Ребята с большим интересом проводят сравнение воды из разных участков реки. Делают выводы. Например, сравнили воду, которую взяли на первой станции и на второй. Оказалось, что качество воды на второй станции хуже, потому что там частный сектор и жители не задумываются над экологическим состоянием ручья, превращают его в сточную канаву. Выпустили листовки для жителей района, прилегающего к реке. В них призываем бережно относиться к воде

Экологическая тропа - это специально разработанный маршрут в природу. [7]



 Обучение  навыкам  исследовательской работы в природных условиях, установление простейших взаимосвязей человек-природа в историческом плане, обработка и оформление результатов исследований (написание мини-проектов, творческих отчетов), выступления с учебно-исследовательскими работами на школьных, городских, конференциях и конкурсах; участие в экологических проектах и  акциях: «День воды», «День птиц», «День Земли», «Весна идет», «Хранители воды», «Как экологично жить в мегаполисе» и других - важный момент в экологическом воспитании. Например, учащиеся НОУ «Росток» приняли участие в городской акции «Поможем птицам!» Ребята вместе с родителями изготовили скворечники для птиц и развесили их на деревьях в городском парке нашего города.

Наша тропа находится в г. Нур-Султан, улица Карасай батыра1. Назначение экологической тропы: учебно- экологическое.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования, наблюдать за экологическим состоянием берегов и воды ручья.

Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;

  • воспитывать любовь к природе, школе, городу, малой родине;

  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

  • Формы и методы работы на экологической тропе: уроки на открытом воздухе, экологические беседы, экологические экскурсии, походы, экспедиции; викторины; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; исследования воды, почвы, воздуха.

  • Разработчик тропы: учитель начальных классов: Агаркова Н.Б. Для учителей начальных классов.

Экологическая тропа «Сарыбулак» может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков естествознания и познания мира, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков биологии, зоологии, экологии, например ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по биологии и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности. На экологической тропе проводятся экскурсии, походы, экспедиции, субботники.

Маршрут учебной экологической тропы проходит вдоль ручья Сарыбулак. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе, к родной земле. Общая протяженность тропы составляет 6 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы (0,2 км - 4 км).

На первой станции проходят экскурсии в любое время года; она доступна, по ней можно пройти от моста по улице Карасай батыра до моста по улице Конституции по правому и по левому берегу. Здесь городские службы, после наших обращений, привели в порядок оба берега, очистили русло ручья.

Общая продолжительность экскурсии по нашей экологической тропе составляет от 40 минут до 2 часов и более.

Нахождение тропы в городе имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым – сильное влияние деятельности человека, местами до неузнаваемости, меняющее природу. Здесь на наглядных примерах показываем детям, что означает бережное отношение к природе, к водным ресурсам города. [7]

Наша экологическая тропа показывает губительные действия человека, вред от его необдуманного отношения к родному краю, к месту, где он проживает. Проходя по ней, мы показываем проблемы, которые возникли в результате деятельности людей, их беспечное отношение к воде – нашему богатству. Учащийся, занимающийся исследовательской работой, на практике видит то, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит от деятельности и поведения каждого, отдельно взятого, человека в том месте, где он родился или живет.

Экологическая тропа для учащихся начальных классов школы стала «учебным кабинетом в природе»!

Наблюдая за ручьем, появилось желание рассказать о воде и её свойствах, о бережном отношении к ней, о её ценности. Написали проекты: «Влияние ручья на экологию реки Есиль», «Экологические проблемы Казахстана», Почему погибает Аральское море», «Волшебница вода», «По какой реке плыть, ту воду и пить», «Свойства воды». Проект «Влияние ручья на экологию реки Есиль» занял призовое место на конкурсе «Зерде».

Учащиеся 4 классов написали экологические сказки о воде. Выпустили сборник, читали сказки ребятам первых классов.

Ребята написали проекты об улицах, которые находятся рядом с экологической тропой: Карасай батыра, Садык Мухаметжанова, улица Дулатова, улица Гете. Мы узнали много нового и интересного об этих неприметных улицах, о тех людях, чьи имена они получили. С проектом о Карасай батыре выступили на конкурсе «Зерде», где заняли призовое место.

Изучая фауну на экологической тропе, ребята обратили внимание на то, что в районе нашей тропы мало птиц. Подготовили проекты о птицах: «Воробьи нашего города», «Пернатые жители столицы», «Воробьи в экосистеме города», «Полезна ли ворона», «Чем полезны синички»», «Куда исчезла уточка Савка». Три проекта заняли призовые места на конкурсе «Зерде».

Мы наблюдаем за уточками, которые вернулись на свою малую родину и вывели птенцов. Они плавают в ручье, радуя жителей. Но не все люди бережно относятся к птицам, есть случаи, когда в них бросают камни, а в ночное время ловят их, бьют палками. Как и обещал аким летом 2020 года выполнялась работа по очистке русла ручья. Очистили от улицы Тлендиева до улицы Окжетпес. «А где будут строить гнезда и выводить птенцов уточки?» Этот вопрос задают дети. Камышовые заросли помогают утятам оставаться незамеченными, они прячутся в них, пока не научатся летать. Мы выпускаем листовки для населения, в которых призываем бережно относится ко всему живому: воде, воздуху, братьям нашим меньшим, но нужна более углубленная работа с населением.

Природа – великий врачеватель и целитель, она может восстановить себя, только при условии: человек не будет ей мешать. Голоса природы – шум травы, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра – необходимы человеку также, как чистый воздух, как зелень деревьев, как солнце над головой. Природа удивительно бесшумна. Нет, она не безмолвна, а именно бесшумна. Природа звучит ровно столько, на сколько это необходимо для нормального существования всего живого. Каждое звучание природы несет определенную информацию, оно гармонично, музыкально и гуманно. [5]

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя»

Так сказал Евгений Евтушенко. Задумайтесь над этим! Ведь природа уникальна и неповторима. Долг человека – беречь ее.

После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые страницы. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в городе, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов, помочь природе, а значит, помочь своей малой родине стать красивее.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.[4]

Экологическая тропа – это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.[6] Наша экологическая тропа показывает губительные действия человека, вред от его необдуманного отношения к родному краю, к месту, где он проживает. На экологической тропе «Ручей Сарыбулак» мы показываем проблемы, которые возникли в результате деятельности людей, их беспечное отношение к воде – нашему главному богатству. Сегодняшним школьникам предстоит решить в будущем много экологических проблем. Поэтому считаю, что экологическое воспитание и образование подрастающего поколения – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. А начать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. Экологическое воспитание должно стать непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь, начиная с семьи, детского сада, школы, вуза.


Литература

1. Токаев К.Ж. Выступление Президента 10 июля 2020 года на заседании правительства

2. Н.А. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

3.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками – Начальная школа. 2007 №9 с.16-17

4. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников. Владимир, 2006. – С.77-83.

5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.

6. Гавриленко А.В. Учебная экологическая тропа «Войди в природу другом» Молодой ученый. 2019 № 4 с. 192-196

7. Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, Научно-методический журнал «Биология в школе» № 4, 2000, с. 52-58.

8.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Москва.2014

9.Экологическое воспитание в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.referatfrom.ru/watch/13440/1.html

10.Экологическое образование и воспитание [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-694










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологической культуры младшего школьника на занятиях НОУ «Росток»

Автор: Агаркова Нина Борисовна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства