Как известно одной из психологических особенностей подросткового возраста является неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений. Эмоциональная неустойчивость подростка – это непостоянство эмоциональных реакций и интересов, их непредсказуемость и слабая обусловленность объективными обстоятельствами жизни. Реакции эмоциональной неуравновешенности характеризуются вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например, обидного замечания в адрес подростка.
Неустойчивая эмоциональная сфера является плодотворной почвой для развития стрессовых состояний у учащихся. Наиболее часто именно к середине 3-й четверти многие учащиеся начинают испытывать выраженный стресс.
К концу последней четверти их психофизическое состояние нередко напоминает депрессивное, вызванное переутомлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эмоциональные проявления в поведении подростков»
Эмоциональные проявления в поведении подростков
Родительский лекторий
Как известно одной из психологических особенностей подросткового возраста является неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений. Эмоциональная неустойчивость подростка – это непостоянство эмоциональных реакций и интересов, их непредсказуемость и слабая обусловленность объективными обстоятельствами жизни. Реакции эмоциональной неуравновешенности характеризуются вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например, обидного замечания в адрес подростка.
Неустойчивая эмоциональная сфера является плодотворной почвой для развития стрессовых состояний у учащихся. Наиболее часто именно к середине 3-й четверти многие учащиеся начинают испытывать выраженный стресс.
К концу последней четверти их психофизическое состояние нередко напоминает депрессивное, вызванное переутомлением.
Организм подростка, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам. Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза- фаза истощения борьбы со стрессами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил. И организм заболевает. Конечно, разные дети по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Кто-то в стрессовой ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорит обидных слов, а кто-то объяснит все совершенно спокойно. Разница в реагировании на одни и те же стрессоры зависит от склада характера, от нашей индивидуальности.
Первыми, и достаточно частыми проявлениями стресса в подростковом возрасте являются раздражительность, усталость, утомляемость, общая слабость.
Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научить ребенка релаксации. Техника релаксации доступна каждому, она не требует каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Поэтому все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Приемы релаксации можно использовать на уроке во время проведения физминутки. Предложите детям закрыть глаза и расслабиться, нескольких минут проведенных в тишине достаточно, для того чтобы восстановить работоспособность, успокоить и настроить детей на позитивный лад.
Педагогу, если он действительно озабочен эмоциональным состоянием ребенка, чем бы оно не было инициировано, необходимо постоянно корректировать, прежде всего, свое поведение и отношение к этому подростку. Искать методы и приемы эффективного воздействия на ребенка.
Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представить себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.
Для установления взаимопонимания между воспитателем и подростком можно использовать такие приемы как:
Проявление доброты, внимания, заботы
Просьба
Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения (поощрение должно вызывать у подростка положительные эмоции)
«Авансирование личности» - предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, даже если он пока еще его не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.
«Обходное движение». Отношение педагога к ребенку, подростку в каждой конкретной ситуации находит свой отклик. Например, ученик совершил некий неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении: сверстники относятся к нему враждебно, подозревают, или обвиняют его в чем-то. Нарастает конфликт, возможен взрыву негативных эмоций. В таких условиях однозначная поддержка педагога, силой своего авторитета, способна произвести сильное впечатление. Подросток растерян, удивлен; тревога и напряжение сменяются облегчением и чувством благодарности.
Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике.
Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.
Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.
«Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой-то проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмыслении содеянного.
Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления ребенка.
Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату.
Список литературы:
Р.С. Немов «Психологическое консультирование», М., изд-во «Владос», 2006 г.
2. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы», М., изд-во