kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная студия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно- образовательной работы с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная студия"»

Отдел по образованию

администрации Калачеевского муниципального района

Воронежской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Черноземная средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза В.В. Заседателева




ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета Директор Н.В.Носалёва

протокол № 1

от 30.08.2022 г. Приказ № 67 от 31.08.2022 г





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Театральная студия»





Направленность: художественная

Тип программы: модифицированная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 1 год, 35 часов





Автор- составитель и исполнитель:

педагог дополнительного образования

Товстая Елена Ивановна





П. Черноземный


2022 г.



2


ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ


1

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3-9

1.1.

Нормативно-правовые основания для разработки дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

Направленность общеразвивающей программы

4-6




7


1.2.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

7

1.3.

Отличительные особенности программы

7

1.4.

Возрастные особенности обучающихся

8

1.5.

Цель и задачи программы

8

1.6.

Сроки реализации программы, режим

9

1.7.

Формы организации образовательной деятельности

9

1.8.

Планируемые результаты освоения программы

9

2

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11-13

2.1.

Учебно-тематический план

11

2.2.

Содержание программы

12-13

3

Раздел 3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

14

4

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

14

4.1.

Учебно-методическое обеспечение

15

5

Раздел 5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16

5.1.

Список информационных источников

16


Приложение

17-18


















3

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как интонация, мимика, жест не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Игровые тренинги способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового) в жизни школьника, сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона обучающихся, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников среднего школьного возраста.








4


Нормативно-правовые основания для разработки дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ


1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;


2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 31 июля 2020 г.;


3. Национальный проект «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16)

4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей (утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. № 11)»;


5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);


6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;



5

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;


10. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.02.2021г. №38 «О внесении изменений в

Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей,

утвержденную приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467»;


11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи»;

12. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г.

№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;


13. Приказ «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих

образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего

образования, образовательные программы среднего профессионального образования и

дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой

коронавирусной инфекции на территории российской Федерации» от 17 марта 2020 г.№ 104;


14. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015 г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ;


15. Распоряжение Правительства Воронежской области от 23 июня 2020 г. № 784-р «Об

утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Воронежской области на 2020-2025 годы»;

6


16. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы). (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09- 3242);


17. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо

Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);


18. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Мин. образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016 г.);

А также локальные нормативные акты МКОУ Черноземной СОШ имени Героя Советского Союза В.В. Заседателева:

- Программа развития, утверждена приказом № 47 от 15.06.2022 г.;

- Образовательная программа, утверждена приказом № 64 от 30.08.2021 г.;

- Воспитательная программа, утверждена приказом № 64 от 30.08.2021

- Положение об индивидуальном учебном плане, утверждено приказом № 75 от 01.09.2021 г.;

- Положение о режиме занятий обучающихся, утверждено приказом № 32 от 02.09.2020 г.;

- Положение об организации образовательного процесса через дистанционные технологии в МКОУ Черноземной СОШ в связи с принятием мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции,

утверждено приказом № 19 от 25.03.2020 г.



7


1.1. Направленность программы: художественная


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы воспитанников, их индивидуальных склонностей и способностей.

Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.


Отличительные особенности программы

Данная  программа составлена на основе: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр: 1-11 классы. М., Просвещение, 1995.

Отличительными особенностями программы являются:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию воспитанников посредством театральной деятельности, где дети выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Атмосфера доверия, сотрудничества ребенка и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту воспитанников, связь с другими видами искусств, способствует успешному развитию индивидуальности воспитанников.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.






8

Особое внимание в программе уделяется региональному компоненту, развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям


казачества, изучению особенностей истории Воронежской области, традиций и быта народа Воронежской области.


Возрастные особенности обучающихся

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 11 до 14 лет. Рекомендуемый состав группы – от 10 человек. При наборе принимаются все желающие (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Состав коллектива постоянный. Зачисление воспитанников в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Цель программы: развитие творческих способностей воспитанников средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с историей театрального искусства.

Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству. Воспитать эстетический вкус.

Сформировать у учащихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.


9

Сроки реализации программы, режим

Режим занятий: 1 раз в неделю

Настоящая программа рассматривается как среднесрочная и рассчитана на 1 год.

Продолжительность занятия 40 минут с установленным перерывом в соответствии с СанПин.



Формы организации образовательной деятельности

Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства:

От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

Вовлечение в творческий процесс всех учеников.

Смена типа и ритма работы.

От простого к сложному.

Индивидуальный поход к каждому учащемуся.

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия,, проектная деятельность.


Планируемые результаты освоения программы


Планируемые результаты:

Повышение уровня языкового развития воспитанников.

Повышение речевой культуры воспитанников.

Совершенствование навыков лингвистического анализа.

Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

Развитие самостоятельности и творческой инициативы детей.

Формирование социальной активности и коммуникабельности.

Воспитанник должен уметь:

Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

Образно мыслить

Концентрировать внимание

Ощущать себя в сценическом пространстве

Воспитанник приобретает навык:

Общения с партнером (одноклассниками)

Элементарного актёрского мастерства

Образного восприятия окружающего мира

Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

Коллективного творчества

10


А также ребенок избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом.









































11


Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ


2.1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование

раздела (тема)

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение


1

1


2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург


2

1

1

3

Язык жестов.


3

1

2

4

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

5

1

4

5

Интонация.


4

1

3

6

Темп речи.

3

1

2

7

Рифма.


3

1

2

8

Ритм.


3

1

2

9

Считалка.

3

1

2

10

Скороговорка.

3

1

2

11

Диалог. Монолог.

4

1

3

12

Заключительное занятие

1

1



Всего часов

35

















12


2.2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.Введение

Цели и задачи кружка « Театральная студия ». Знакомство с планом работы.


2. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург


Понятие о драматургии в театре, работе драматурга.

Речевой тренинг. Игровой тренинг «Птицы, рыбы, звери», «Рассказ на одну букву».


3. Язык жестов.

Знакомство с понятием «жесты». Игровой тренинг «Пантомима». Работа в команде.


4. Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Знакомство с понятием «дикция», «речевая гимнастика», «сценическая речь».

Игровой тренинг.. Выразительное чтение стихотворений.



5. Интонация.

Знакомство с понятием «интонация». Темп. Ритм. Эмоционально-образная выразительность. Паузы. Чтение по ролям..


6. Темп речи.

Знакомство с понятием «темп речи». Игровой тренинг. Выразительное чтение стихотворений.


7. Рифма

Знакомство с понятием «рифма». Игровой тренинг «Рифма».

.


8. Ритм.

Знакомство с понятием «ритм». Ритм в различных видах искусства.

 Работа над стихотворением: определение рифмы и ритма.


9читалки.

Знакомство с понятием «считалка».

Игра «Литературная ассоциация» в команде. Сочинение считалок самостоятельно.



13



10. Скороговорка.

Знакомство с понятием «скороговорка». Игровой тренинг. Работа в группах над скороговорками.


11. Диалог. Монолог.

Знакомство с понятиями: «диалог», «монолог». Игровой тренинг. Чтение монологов из сказок К. Чуковского. Обсуждение.


12. Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
































14


Раздел 3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Критерии усвоения образовательной программы:

Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.

Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).

Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский).

Активность участия в творческих проектах и разработках.

Креативность в выполнении творческих заданий.

Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.

Умение организовать свое время и деятельность.


Формы аттестации:


Результативность оценивается по итогам различных творческих конкурсов художественного чтения и театрализованных представлений.


Критерии оценивания результатов обучения по данной программе:


- низкий уровень

- средний уровень

- высокий уровень




















15


Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Методическое обеспечение программы:


Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).

Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.

Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

компьютер;

проектор;

Комплекты:

видеофильмов, аудиокассет;

программные иллюстрации.





























16


Раздел 5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ





Генералова И.А. Программа курса «Театр». Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, - 2015.

Генералова И.А. 4 класс. Театр. Учебное пособие для дополнительного образования. – М. : Баласс, - 2014.

Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, - 2011.

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, - 2011

В.А. Горский. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (стандарты второго поколения). 2-е издание, - М.: Просвещение, - 2011.:

Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: Первое сентября, - 2010.

Ю. Алянский. Азбука театра. – М.: Детская литература, - 2015.

Энциклопедия «Я познаю мир. Театр». -М.: Астрель, - 2016.

А.Б. Никитина. Ребенок на сцене. Научно-методическое пособие.  - М. : ВЦХТ, 2014.

Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / И. Б. Белюшкина [и др.] ; Под редакцией А. Б. Никитиной. – Москва.: Владос, -2013


Интернет-ресурсы:

http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

http://www.proshkolu.ru/user/galka7/file/911091/













17

Приложение:


№ п/п

Дата

Тема занятия

план

факт

1



Введение


2



Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург


3



Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург


4



Язык жестов.


5



Язык жестов.


6



Язык жестов.


7



Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

8



Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

9



Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

10



Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

11



Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

12



Интонация


13



Интонация


14



Интонация.


15



Интонация.


16




Темп речи.

17




Темп речи.

18




Темп речи.

19



Рифма.


20




Рифма.


21



Рифма.


22




Ритм.

23




Ритм.

24




Ритм.

25




Считалка.

26




Считалка.

27




Считалка.

28




Скороговорка.

29




Скороговорка.

30




Скороговорка.

31




Диалог. Монолог.

32




Диалог. Монолог.

33




Диалог. Монолог.

34




Диалог. Монолог.

35




Заключительное занятие











18


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная студия"

Автор: Товстая Елена Ивановна

Дата: 23.01.2023

Номер свидетельства: 623855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Музыкально-театральной студии»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_obshchieobrazovatiel_naia_proghramma_m"
    ["file_id"] => string(6) "380410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484647493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства