1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы…… 6
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной
программы. ……………………………………………………………….. 6
1.5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.8
2.Структура и содержание занятий ………………………………………. 9
3 . Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы……………………………………………………………… 11
4 .Содержание программы……………………………………………… 12
5.Методическое обеспечение……………………………………………… 14
6 .Список литературы……………………………………………………… 15
7 .Приложение………………………………………………………………. 16
1.Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Назначение программы заключается в художественно-эстетическом и культурном развитии детей через приобщение их к театральному искусству.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
образовательный процесс направлен на формирование музыкально - исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер;
усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;
изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);
Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную игру происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий происходит формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и т.д. Однако, все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В работах отечественных ученых, посвященных этой проблеме особая роль отводится театрализованной деятельности, которая позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Это обусловлено тем, что в основе театрализованной деятельности детей лежит игра, которая является наиболее синкретичным средством формирования различных знаковых систем [вербальные, образно-жестовые (образно-двигательные) и образно-графические виды знака], развития познавательной, двигательной и эмоциональной сферы, а также социализации детей с проблемами в развитии.
По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей творческие способности деятельности.
Педагогическая целесообразность программы.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить обучающихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение обучающихся отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: Приобщение детей к миру прекрасного, формирование творческой личности средствами театрализованной деятельности. Развитие художественного вкуса, познание себя и своих творческих способностей. Помощь ребенку в социальной адаптации.
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Развивать чувство ритма и координацию движений.
Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
Пополнять словарный запас.
Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Знакомить с создателями спектакля. Знакомить с театральной терминологией.
Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
Воспитывать культуру поведения в театре.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами музыкального театра. Каждый ребёнок на всех уровнях обучения становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (первая ступень), а с другой стороны (вторая ступень) – в качестве художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга.
Организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах одного педагога-режиссёра, который должен уметь преподавать театральные предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение, ритмопластику, танец, вокал и т.д.).
Структура постановочных занятий останется без изменений в течение всех лет образования, а меняться будут авторы и названия пьес в зависимости от возрастающих актерских компетенций обучающихся.
Программа модифицированная, разработана на основе программы Корчагина Л.Е «Рабочая программа театрального кружка» (Тамбовская обл.) и с учетом личного опыта педагога.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка. Возрастдетей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 3 до 7 лет.
Срок реализации программы до 4 лет. Каждый год является завершенным. На один и последующие годы, реализация программы могут быть приняты дети, не посещающие студию, но обладающие умениями и навыками, которые оценивает педагог при поступлении. Форма обучения - очная.
Занятия в музыкально-театральной студии проводятся с октября по апрель. (29 часов в год). Основная форма работы с детьми – занятия длительностью в младшей группе (3 -4 лет)- 15 мин, в средней группе (4-5 лет) - 25 минут, в старшей группе (5-6 лет) – 25 минут, в подготовительной (6-7 лет) – 30 минут. Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции.
Формы подведения итогов реализации программы: показ спектакля, этюды, участие в конкурсах
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Театрализованная деятельность детей (3 -5 лет.)
Задачи:
- Развитие имитационных, творческих, музыкальных способностей
детей, наблюдательности, активности, коммуникативных навыков, доброжелательного отношения к окружающим.
- Расширение словарного запаса детей.
- Развитие интереса к театрализованным играм. Подготовка и проведение театральных представлений. Знакомство детей с театром.
- Обучение разыгрыванию представлений по знакомым литературным сюжетам, использую выразительные средства (интонация, мимика, жест).
- Предупреждение отклонений в эмоционально-волевой сфере детей (тревожность, агрессивность, замкнутость, застенчивость, гиперактивность).
Предполагаемый результат:
- Речь ребенка станет выразительной, красочной, яркой.
- Дети научаться характеризовать героев, их поступки.
- Развивается память, воображение детей.
- Дети научаться эмоционально передавать образы героев, используя мимику, жесты, интонацию, темп, силу голоса.
- Выразительность и образность движений детей под музыку.
- Развиваются певческие навыки.
- Раскроются творческие способности ребенка. Повыситься его самооценка.
- Дети научаться преодолевать робость, стеснение, несобранность, рассеянность, тревожность.
Театрализованная деятельность детей (5-7 лет).
Задачи:
- Воспитывать артистизм.
- Создание выразительных образов.
- Развитие эмоций, воображения, фантазии, умение перевоплощаться.
- Совершенствование и развитие сформированных ранее певческих навыков.
- Предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями.
- Учить чувствовать понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами.
- Учить использовать средства выразительности, драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
- Воспитывать любовь к театру (знакомство с театральной терминологией, основными видами театрального искусства, воспитание, культуры поведения в театре).
- Предупреждение отклонений в эмоционально-волевой сфере (тревожность, агрессивность).
Предполагаемый результат:
- Дети узнают, как создается спектакль.
- Сформируются представления о работе актеров, режиссеров, театрального художника, дирижера, музыкантов.
- У детей появиться стремление к художественному изображению героев литературного произведения (как актеры).
- Раскроются творческие возможности детей.
- Адекватная самооценка, произвольность в поведении.
- Владение своим голосом, телом, эмоциям.
Структура и содержание занятий
Занятия с детьми младшего – среднего возраста (дети 3-5 лет).
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю в вечернее время.
Продолжительность занятия 15 – 20 минут.(1 академический час)
Занятие состоит из трех частей:
1часть - подготовительная включает в себя: музыкальную разминку
Разучивание содержания произведений, музыкального репертуара;
Репетиция спектакля. Задание на развитие речевой интонационной
выразительности.
Длительность 10 минут.
3 часть - заключительная включает в себя: упражнения на развитие
выразительной мимики. Элементы пантомимики; Игры на развитие творческих возможностей детей. Длительность 3 минут.
Занятий с детьми старшего – подготовительного возраста (дети 5-7 лет).
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю в вечернее время. Продолжительность занятия 25 - 30 минут.
Занятие состоит из трех частей:
1часть - подготовительная включает в себя: музыкальную разминку (ритмопластика, распевание), артикуляционную гимнастику (упражнения по дикции), ритмические минутки.
Длительность 6-8 минут.
2 часть - основная включает в себя: театральные и эмоциональные этюды, музыкальные загадки, разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; Разучивание содержания произведений, музыкального репертуара; Репетиция спектакля. Задание на развитие речевой интонационной выразительности; Установка декораций.
Длительность 15 минута.
3 часть - заключительная включает в себя: упражнения на развитие выразительной мимики, пантомимики. Игры на развитие творческих возможностей детей.
Длительность 5-6 минут.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки;
- Пальчиковый игротренинг;
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Теоретически
Практически
Всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Основы театральной культуры
1
1
2
3.
Мастерство актера
1
4
5
4.
Сценическая речь
1
3
4
5.
Ритмопластика
1
2
3
6.
Работа над репертуаром
1
5
6
7.
Репетиции
1
6
7
8.
Премьера
1
1
Всего:
7
22
29
\
4.Содержание программы
1 раздел - Вводное занятие.
Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел - Мастерство актера.
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
3 раздел - Сценическая речь.
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4 раздел - Ритмопластика.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
5 раздел - Мастерство актера.
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим Основы театральной культуры.
Призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
6 раздел - Работа над репертуаром.
Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
Знакомство с пьесой.
От этюда к спектаклю.
Основные этапы работы:
Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.
7 раздел - Репетиции.
Сводная репетиция.
Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается на сколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный в начале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.
Монтировочная репетиция.
Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебелью ширмы другие детали. Это довольно сложно, так как переменна зачастую должна быть быстрой, бесшумной, точной.
Генеральная репетиция.
Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.
8 раздел - Премьера.
Это итог длительной работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.
Методическое обеспечение
Методы обучения
1)По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический;
2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный;
3) По характеру активизации: игровой, дискуссионный, проектный и др.)
• Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
• Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
• Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.
Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения.
6.Список литературы
Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.
Иванова Г.П. Театр настроений . Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2006.
Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д : изд- во " Феникс", 2004 .
Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие - М.: 1999.
Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество -Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.- М.: 2004.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
Приложение
Сценарий музыкальной сказки в исполнении детей среднего, старшего и подготовительного возраста «Дюймовочка».
Действующие лица:
Дюймовочка;
Ласточка;
Бабочки;
Лягушка;
Лягушонок Квак;
Лягушата;
Жук;
Жуки;
Гусеницы;
Мышка;
Крот;
Принц Эльфов.
Декорации:
У центральной стены большой цветок (из обручей и цветных лепестков);
В цветке сидит Дюймовочка;
Цветочная полянка;
Болото (пано, камыши, лилии);
Домик мышки (стол, на нем посуда, мешочки с зерном, колоски, метелочки для уборки, большая кедровая шишка);
Снежная полянка (большое полотно, снежинки);
Две длинные ленты для упражнения;
Цветы.
Ведущий:
Хорошо бы сказки жили
С нами вечно чтоб дружили
Всех девчонок и мальчишек
Лишь хорошему учили
Занавес открывается
Сказка начинается
(фоном звучит музыка)
В стране далекой и чужой, спросите вы людей,
У доброй женщины одной все не было детей.
Ей добрая волшебница дала одно зерно
И в глиняном горшочке вдруг проросло оно.
В саду у женщины всегда весь год росли цветы.
Но не было средь них цветка столь дивной красоты!
Смотрите, распускается волшебный наш цветок.
И может быть окажется, что кто-то в нем живет.
Под волшебную музыку раскрывается цветок, в его середине живет девочка. Она встает и кружится. Дюймовочка потягивается, радуясь солнышку. На лужайку прилетают ласточка (бабочки).
Ласточка:
Дюймовочка! Дюймовочка!
Как рады все вокруг!
Мы знаем, ты, Дюймовочка,
Наш самый лучший друг!
Бабочка:
Пойдем, Дюймовочка гулять
Там солнце и цветок.
Порхать мы будем, танцевать,
Повеселись и ты!
Танец бабочек
Под музыку лягушки бабочки улетают с полянки. Появляется лягушки. Она упершись кулачками в бока топает ногой. Заметив лягушку все бабочки улетают. Дюймовочка остается одна.
Дюймовочка: Куда ж подружки улетели?
Ах, как грустно мне одной.
Со мной играть не захотели,
Видно скучно им со мной!
Дюймовочка присаживается на травку. Лягушка подходит к ней, рассматривает девочку, и остается довольной.
Лягушка: Квак! Квак!
Как девчушка хороша
Пусть женою станет милой
Для сынка, для малыша.
Дюймовочка:
Помогите! Отпустите!
Я в болото не хочу!
Лягушка:
Не упрямься! Он ква-ква-савец!
Я серьезно, не шучу!
Лягушка тянет Дюймовочку за руку за собой. Приводит в болото. На лужайку вылетают бабочки и ласточка.
Ласточка:
Зачем Дюймовочку вы здесь
Оставили одну?
Зачем вы разлетелись все,
Скажите почему?
Бабочка:
Подружку бросили в беде,
Попрятались в цветы!
Порхать, искать ее везде
Мы будем: я и ты!
Ласточка:
Лягушка унести могла
Дюймовочку к себе!
В свое болото увела
Ну, значит быт беде!
Бабочка:
Пора с лужайки улетать
Скорей Дюймовочку спасать!
Ласточка и бабочки улетают. Появляется Лягушка с Дюймовочкой. Идут к болоту. Сцена «На болоте»Болото. На мягких кочках сидят лягушки.
Лягушка:
Квак, Не падай! Стой на месте.
Я нашла тебе невесту.
Квак:
Ква-а-ак? Она же не зеленая!
Лягушка:
Это неважно. Поживет с нами
в болоте, позеленеет.
Квакать научим,
выпучивать глазки.
И жизнь у вас станет,
прекрасной как сказка.
Лягушка подталкивает Дюймовочку к Кваку, тот подходит и потирает руки от удовольствия.
Квак:
Сыграть бы свадебку скорей
С красоткою такой
Я приглашу своих друзей
Похвастаться тобой.
Лягушата:
Не надо звать, а мы уж тут
Разинули мы рты!
Глотаем мошек на лету
От удивленья мы!
Лягушонок:
Болото наше – красота
И мошек тут не счесть
Всегда прохладная вода
Есть, что попить, поесть!
Лягушонок:
Играть мы любим в чехарду,
И в прятки мы играем.
И очень рано по утру
Мы песни распеваем.
Лягушонок:
Эй, лягушата, не зевай!
Дружно песню запевай!
Песня лягушат «Ква-ква»
После дождика лягушки
Веселились на опушке:
Ква – ква – ква!
Что за прелесть
Ква – ква – ква!
Всюду мокрая трава.
Ква – ква – ква!
Мы не тужим, мы не тужим.
Смело топаем по лужам.
Ква – ква – ква!
Лягушка:
Сыночек, нам пора идти
Собрать в букет цветочки.
А ты, Дюймовочка, сиди
На этом вот листочке.
Лягушка с Кваком уходят. Дюймовочка остается одна, плачет, закрыв лицо руками.
Дюймовочка:
Вот несчастье, как же быть
Не хочу в болоте жить!
Прилетают бабочки и ласточка
Бабочка:
Искали мы тебя любя
Искали ночью, днем!
На легких крыльях мы тебя
С болота унесем!
Дюймовочка:
Я с вами, бабочки, лечу
Вернутся они скоро
Уж очень, очень не хочу
Я жениха такого!
Под легкую музыку бабочки и дюймовочки улетают на лесную полянку с крупными цветами.
Бабочка:
Ну вот, чудесный тут лужок
Приятны и легки
Здесь вихрем всех сбивают с ног ночные мотыльки.
Дюймовочка:
Жуки летают там и тут
Какое здесь веселье
Я новых тут друзей найду
Какое наслажденье
Влетают жук, жужжит. Подлетает к Дюймовочке.
Жук:
Позвольте мне представится
Жук майский, сама вежливость
Пожалуй, я прекрасней
Что вы и не встречал
Я джентльмен, сударыня,
И вас зову на бал!
Танец Жука. По окончанию танца бабочки подлетают к Дюймовочке. Жучки, гусеницы к Жуку:
1.Ну что это за существо?
2.Крыльев и усиков нет у нее!
3.Совсем не жужжит и только две ножки.
4.И тонкая талия.
И все хором:
Такого, такого еще не встречали мы.
Облетают два круга вокруг Дюймовочки и Жука и улетают.
Жук:
Мне очень жаль, сударыня.
Но всем без исключения
Вы ужасно не понравились
Хоть я другого мнения
Прощайте. Ж-ж-ж…!
Жук улетает, Дюймовочка остается одна.
Ведущий:
Дюймовочка осталась одна. Все лето она прожила в лесу, ела цветочную пыльцу, пила росу, спала в колыбельке из душистых трав. Прошло теплое лето, за ней дождливая осень. Наступила холодная зима.
Меняется декорация, на полу вместо цветов снежинки. Расстилается белое полотно.
Дюймовочка подходит к норке, покрытой снегом, садится около нее на колени, кутается в рваный листок и плачет.
Дюймовочка:
Как буду жить зимой, я не знаю,
Холодно очень,
Совсем замерзаю.
Ой, вот под деревом чья-то нора.
Может быть, спрячусь от холода я!
Мышка:
Ну, кто здесь плачет и рыдает,
Слезами норку заливает.
Дюймовочка:
Это я, Дюймовочка. Пустите погреться меня!
Мышка:
Ой! Тут девочка стоит,
Вся от холода дрожит,
Заходи скорее в дом,
Чаю теплого попьем.
Мышка угощает Дюймовочку чаем, кукурузой, сыром и т.д.
Песня Мышки.
Я не когда не унываю,
Пыль со столика сдуваю
Я порядок навожу
За порядком я слежу.
Вот придёт сосед мой крот,
Мышка песенку поёт.
Я ведь вовсе не скучаю,
В доме чисто убираю.
Мышка бегает проворно,
В поле собирает зёрна.
В прозапас в сундук кладёт,
И снова во поле идёт.
Мышка:
Тебя оставлю у себя я,
Коль ешь ты очень мало.
Вместе будем зимовать.
Ты мне станешь помогать!
Дюймовочка:
Вот чудесно, я согласна!
Заживем вдвоем прекрасно!
Мышка:
Прибраться в доме я должна
Соседа в гости жду
Крот – важный гость придет сюда
Его давно я жду
Песня Мышки: «Мышка в шишку тянет в норку…»
Шишку Мышка тянет в норку,
Чтобы сделать там уборку.
Шишкой Мышка скоблит пол,
Будет гладким пол как стол.
Мышка:
А вот и он!
Звучит музыка, заходит Крот, танцует с тросточкой. Мышка рядом пританцовывает.
Крот:
Эй, Мышка, двери открывай ты гостю из гостей!
Расскажи мне, как жила, как идут твои дела?
Мышка кланяется кроту.
Мышка:
Такому гостю каждый рад,
Ему почет всегда!
Невеста на примете есть,
Мой дорогой сосед!
Так мало пьет,
Так мало ест,
И к ней претензий нет.
Крот:
Кто мало ест и мало пьет – по нраву мне всегда,
Коль замуж за меня пойдет,
Отвечу только да!
Дюймовочка:
Вот, опять мне не везет,
И теперь жених мой – Крот!
Под землей ведь он живет.
Крот уходит. А Мышка идет в норку.
Четыре девочки (снежинки выполняют упражнения с покрывалом, звучит тревожная музыка, вылетает ласточка, неровно кружится и падает на землю.)
Дюймовочка:
Ах, эта ласточка, мой друг!
Совсем она застыла.
Соломки теплом постелю
Всю зиму ты проспишь,
А по весеннему теплу ты снова полетишь!
Дюймовочка укрывает ласточку, уходит в норку.
Ведущий:
Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, а когда наступила весна и пригрело солнышко, ласточка взмахнула крыльями и полетела.
Ласточка:
Ты жизнь спасла мне
Вить-вить-вить!
Должна тебя благодарить!
И перед тем как улечу,
Тебе добром я отплачу!
Ласточка улетает!
Приходит Крот, звучит музыка.
Крот:
Ну где невестушка моя
Пришел я за тобой!
Принарядился для тебя,
Скорее дверь открой!
Садится около норки. Выходят из норки Дюймовочка и Мышка.
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня.
Собаки:
- Не плачь, Заинька, мы ее выгоним!
Ведущий:
Пришли Собачки к домику да как залают:
Собаки:
- Гав! Гав! Гав!
Уходи, Лиса, вон!
Ведущий:
А Лиса им отвечает:
Лиса:
- Как выскочу, как выпрыгну -
Полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий:
Испугались Собаки и убежали. Сидит Заинька под елочкой, плачет, лапкой слезы вытирает. Бежит серый волк.
Бежит ребенок в костюме волка, выполняет движения и поет:
- Я - серый волк,
Я страшный волк,
И лес – мой дом родной,
И если я зубами щелк –
Берегись любой!
Дети хором поют всю песню.
Ведущий:
Увидел Волк Заиньку и спрашивает:
Волк:
- О чем Заинька плачешь?
Зайчик:
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня.
Волк:
- Пойдем, Заинька, я Лису выгоню.
Ведущий:
Пришли они к домику. Волк как завоет:
Волк:
- У-у-у! Уходи, Лиса, вон!
Ведущий:
А Лиса отвечает:
Лиса:
- Как выскочу, как выпрыгну -
Полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий:
Испугался Волк и убежал. Сидит Заинька под елочкой, плачет, лапкой слезы вытирает. Идут медведи.
Два ребенка в костюмах медведей подходят к зайчику, выполняют движения медведей и поют:
Медведи:
- Я мохнатый косолапый
Сладко спал в своем лесу,
Надоело спать в берлоге
Прогулять хочу я ноги.
Ведущий:
Увидели они Заиньку и спрашивают:
Медведи:
- О чем Заинька плачешь?
Зайчик:
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня.
Медведи:
- Пойдем, мы выгоним Лису!
Ведущий:
Пришли они к домику, Медведь как завоет:
Медведь:
- Э-э-э! Уходи, Лиса, вон!
Ведущий:
А Лиса отвечает:
Лиса:
- Как выскочу, как выпрыгну -
Полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий:
Испугались Медведи и убежали. Сидит Заинька под елочкой, плачет, лапкой слезы вытирает. Идет Петушок – золотистый гребешок, на плече косу несет.
Входит ребенок в костюме Петушка, на плече несет косу, выполняет движения Петушка и поет:
Петушок:
- Беленькие перышки,
Красный гребешок,
Кто это на колышке?
Я Петя-Петушок!
Ку-ка-ре-ку!
Ведущий:
Увидел Петушок Заиньку и спрашивает:
Петушок:
- О чем Заинька плачешь?
Зайчик:
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня.
Петушок:
- Пойдем, я выгоню Лису!
Ведущий:
Пришли они к домику, Петушок как запоет:
Петушок:
- Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плече,
Хочу Лисе голову посечи,
Ступай, Лиса, вон!
Ведущий:
А Лиса-то испугалась и говорит:
Лиса:
- Шубу надеваю!
Ведущий:
А Петушок еще громче:
Петушок:
- Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плече,
Хочу Лисе голову посечи,
Ступай, Лиса, вон!
Лиса:
- С печи слезаю!
Ведущий:
А Петушок еще громче:
Петушок:
- Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плече,
Хочу Лисе голову посечи,
Ступай, Лиса, вон!
Ведущий:
Лиса и убежала. А Петушок и Заинька стали жить-поживать да добра наживать! Веселись детвора, поиграть пришла пора!
Дети играют в музыкальную игру с концертмейстером «Веселись детвора – поиграть пришла пора» (см. Приложение).