ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ РАСЧИТАН НА УЧАЩИХСЯ 6-9 ЛЕТ, НОСИТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ. ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ, НЕОТЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЮ. АКТУАЛЬНОСТЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ОБРАЗНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ФАНТАЗИИ, РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, СЕНСОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК. ПРОГРАММА "БУМАЖНЫЙ МИР" ПОСТРОЕНА ТАК, ЧТОБЫ ДАТЬ УЧЕНИКАМ ЯСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА С ЖИЗНЬЮ И ПРЕДПОЛОГАЕТ ТРИ ПУТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИНТУИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа «Бумажный мир» – составительская, базируется на основе государственных программ, опубликованных в сборниках:
- программа средней образовательной школы «Изобразительное
искусство и художественный труд» 1-8 класс. М., Просвещение, 2001г.
- программа «Изобразительное искусство» М., Просвещение, 2004г.
- программа «Старт». М.,2004 г.
- азбука творчества Санкт - Петербург КРИСТАЛЛ 2005 г.
Предложенный вариант программы рассчитан на учащихся 6-9 лет, носит художественно-эстетический характер развития.
Содержание программы позволяет реализовать линию художественной, эстетической культуры и культуры народного творчества Среднего Урала и взаимосвязь с культурой России, других стран мира, изучать традиционные и нетрадиционные техники художественного творчества, представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в реальной жизни и искусстве.
В законе РФ «Об образовании» одним из требований содержания образования является обеспечение самоуправления личности и создания условий для ее самореализации Базисный учебный план Свердловской области, среднего (полного) общего образования, составленный на основе данного Закона, а также федерального базисного учебного плана, концепции Свердловской области, ориентирует на новый подход к дополнительному образованию.
Целью программы является формирование художественной культуры ребенка, неотъемлемой части культуры духовной, формирование личности, способной к самореализации и саморазвитию,
Актуальностью программы является развитие творческого воображения, образного и логического мышления, фантазии, рационального запоминания, внимания, воображения, сенсорики пальцев рук.
В основе задач лежит воспитание творческой личности средствами бумагопластики:
1. Эстетическое воспитание детей, развитие художественного вкуса.
2. Познание окружающего мира, развитие наблюдательности,
логического мышления, осознание видимого.
3. Формирование навыков и умений в изобразительном искусстве, в
технических приемах работы, воспитание аккуратности и
настойчивости в работе.
4 Развитие творческого потенциала ребенка, эстетического
воспитания видения мира, пространственного мышления, образного
представления и воображения.
5.Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного
искусства, привитие интереса и любви к изобразительной деятельности
.
Программа «Бумажный мир» построена так, чтобы дать детям ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, и предполагает три пути художественного развития личности:
Развитие интуитивных способностей.
2. Приобретение знаний.
Формирования практических изобразительных навыков и умений.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности на основе наблюдений и изучения окружающей реальности, стремление к отражению действительности, своего отношения к ней. Это должно служить источником самостоятельных творческих поисков детей, творческой переработки, создания чего-либо нового, переосмысленного. Для этого требуются не только навыки и умения, но и развитый интеллект, и все это должно быть индивидуально.
Все это ставит учащегося в положение творца, и используются следующие условия творческого совершенствования ребенка:
Решение реальных, практически значимых задач.
Исследовательская работа, поиск разных вариантов выполнения творческой работы.
Активное освоение приобретенных знаний на основе практики.
декоративно-прикладного искусства, национально-культурных традиций,
что достигается беседами о народном творчестве, непосредственно связанном с национальными и местными социально-культурными факторами.
Система творческих занятий на основе ознакомления с народным
декоративно-прикладным искусством является важным средством нравственного, трудового, эстетического воспитания.
Система межпредметных связей, что позволяет почувствовать
практическую направленность занятий, их связь с жизнью.
Ориентированность содержания программы на активное развитие у
учащихся эмоционально-эстетического отношения к действительности,
эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы
и т.д.
Для того чтобы развить воображение ребенка, дать простор фантазии, высвободить творческую энергию, данная программа предусматривает следующие формы работы с учащимися:
Беседы с показом наглядных пособий, репродукций, скульптур, макетов
известных авторов, а также работ учащихся с различными видами
декорирования бумаги, со свойствами материала и инструментами.
Упражнения на овладение приемами работы с бумагой, картоном, на
ознакомление основных теоретических понятий.
Самостоятельная творческая работа, в которой учащиеся применяют
приобретенные знания, умения, навыки, возможности поиска и воплощения замысла с помощью бумаги, участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
Теор.
занятия
Практ.
занятия
1.
Вводное занятие
Сказка о том, как родилась бумага
30 мин.
30 мин.
2.
Cкручивание. Творческая работа «Птица»(основа - цилиндр)
30 мин.
30 мин.
3.
Творческая работа «Солнышко» (скрученные веревочки)
30 мин.
30 мин.
4.
Свертывание. Творческая работа «Цветок» (основа - конус)
30 мин.
30 мин.
5.
Творческая работа «Дракон» (свернутые кулечки)
30 мин.
30 мин.
6.
Скатывание Творческая работа «Башня» (основа – плотная трубочка)
30 мин.
30 мин.
7.
Творческая работа «Рамка для картины» (плотные трубочки)
30 мин.
30 мин.
8.
Складывание. Творческая работа «Бабочка» (складывание по полам, в несколько раз и прочее)
30 мин.
30 мин.
9.
Творческая работа «Ежик» (складывание пополам, гармошкой)
30 мин.
30 мин.
10.
Сминание. Творческая работа «Осьминог - Четвероног» (Мятая бумага)
30 мин.
30 мин.
11.
Творческая работа «Лошадка» (мятая бумага)
30 мин.
30 мин.
12.
Рваная бумага Творческая работа «Удивительный кот»
30 мин.
30 мин.
13.
Творческая работа «Дерево»
30 мин.
30 мин.
14.
Сюжетная композиция «Картина в раме»
30 мин.
30 мин.
15.
Мятая бумага Творческая работа «Снеговик»
30 мин.
30 мин.
16.
Творческая работа «Человечки»
30 мин.
30 мин.
17.
Сюжетная композиция «Букет цветов в вазе»
30 мин.
30 мин.
18.
Вырезание из бумаги Творческая работа «Резки»
30 мин.
30 мин.
19.
Творческая работа «Стая птиц»
30 мин.
30 мин.
20.
Творческая работа «Парные фигурки»
30 мин.
30 мин.
21.
Сюжетная композиция «Волшебный город»
30 мин.
30 мин.
22.
Идеи для праздника. Творческая работа «Рождество»
30 мин.
30 мин.
23.
Творческая работа «Новый год»
30 мин.
30 мин.
24.
Творческая работа «Подарок для мамы»
30 мин.
30 мин.
25.
Творческая работа «Пасхальные подарки»
30 мин.
30 мин.
Итого: 12 час. 30 мин. 30 мин. 12 час.
Содержание обучения
Вводное занятие. 30 мин.
Знакомство с работой студии, с бумагой как художественным материалом, демонстрация моделей, игрушек, настенных панно (работ учащихся). Знакомство с вопросами безопасности труда, санитарно-гигиеническими требованиями, материалами и инструментами для работы.
2. Скручивание.30 мин.
Знакомство с основами конструирования, обучение скручиванию бумаги в цилиндр для создания игрушки, пользуясь чертежами, путем скручивания бумаги делать сложные конфигурации, создавать простое декорирование, развивать творчество, фантазию. Выполнение творческой работы «Птица»
3.Творческая работа «Солнышко» 30 мин.
Конструирование Солнышка, скручивание бумаги в цилиндр для создания игрушки, пользуясь чертежами, создавать простое декорирование, развивать творчество, фантазию.
4. Свертывание. 30 мин.
Знакомство с простейшими формами свертывания бумаги, совершенствование художественной и эстетической грамотности, выполнение практической работы «Цветок».
5. Творческая работа «Дракон» 30 мин.
Свертывание бумаги в кулечек, совершенствование художественной и эстетической грамотности, выполнение практической работы «Дракон».
6. Скатывание. 30 мин.
Умение скатывать из полосы бумаги трубочки. Выполнять творческие работы, используя элементы бумажной плоскости. Воспитание самостоятельности, усидчивости, умения работать коллективно выполнение практической работы «Башня».
7. Творческая работа «Рамка для картины» 30 мин.
Скатывание из полосы бумаги трубочки. Выполнение творческой работы, используя элементы бумажной плоскости.
8. Складывание. 30 мин.
Знакомство с основами конструирования, обучение складыванию бумаги в несколько раз для создания игрушки без клея, пользуясь чертежами, путем складывания бумаги делать сложные конфигурации, создавать простое декорирование, развивать творчество, фантазию. Выполнение творческой работы «Бабочка».
9. Творческая работа «Ежики» 30 мин.
Складывание бумаги в несколько раз для создания игрушки без клея, пользуясь чертежами, путем складывания бумаги делать сложные конфигурации, создавать простое декорирование, развивать творчество, фантазию. Выполнение творческой работы «Ежики».
10. Сминание. 30 мин.
Умение сминать бумагу для получения шарика, который можно бросать, чувствовать плотность бумаги. Развитие творческого мышления. Выполнение творческой работы «Осьминог-Четвероног».
11. Творческая работа «Лошадка» 30 мин.
Выполнение творческой работы «Лошадка». Умение чувствовать плотность бумаги, развитие творческого мышления.
12. Рваная бумага. 30 мин.
Знакомство с понятием рваная бумага, выполнение творческой работы «Удивительный кот» из кусочков бумаги. Развитие творческого мышления, пальцев рук, фантазии, художественного видения природы.
13. Творческая работа «Дерево» 30 мин.
Выполнение творческой работы «Дерево» из кусочков бумаги. Развитие творческого мышления, пальцев рук, фантазии, художественного видения природы.
14. Сюжетная композиция «Картина в раме» 30 мин.
Умение отщипывать бумагу по контуру, скатывать шарики, скручивать веревочки, складывать «гармошки» - и из всего этого придумывать и склеивать смешных человечков и котов, домики, деревья и многое другое. Выполнение сюжетной композиции, умение чувствовать плотность бумаги, развитие творческого мышления.
15. Мятая бумага. 30 мин.
Знакомство с понятием мятая бумага, пластичность бумаги, выполнение творческой работы « мятой бумаги. Развитие творческого мышления, пальцев рук, фантазии, художественного видения природы.
16. Творческая работа «Человечки» 30 мин.
Умение изготавливать из мятой бумаги замечательных человечков. Умение чувствовать пластичность бумаги, работать, не применяя ножницы. Выполнение творческой работы «Человечки».Развитие творческого мышления, пальцев рук, фантазии, художественного вкуса.
17. Сюжетная композиция «Букет цветов в вазе» 30 мин.
Выполнение сюжетной композиции, умение чувствовать плотность и пластичность бумаги. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
18. Вырезание из бумаги. 30 мин.
Умение вырезать из бумаги изображения животных, цветов, различных символов, фигурок, знакомство с разными приемами вырезания из бумаги, конструирование игрушки, развитие проектного мышления, умение обогатить скучную форму за счет дополнительных приемов: врезок, подвесок, вырезок.
19. Творческая работа «Стая птиц» 30 мин.
Умение вырезать из бумаги фигурки, создавая творческую композицию из подвешенных на ниточки птиц, покачивающихся и поворачивающихся от малейшего движения воздуха. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
20. Творческая работа «Парные фигурки» 30 мин.
Умение вырезать из сложенного листа бумаги парные фигурки, как сиамские близнецы, которые связаны друг с другом одной стороной и не могут расстаться друг с другом. Изготовление творческой работы, развитие воображения, образного представления, фантазии.
21. Сюжетная композиция «Волшебный город» 30 мин.
Умение из различных вырезанных фигурок составить композицию «Волшебный город». Закрепление ранее полученных знаний и умений.
22. Идеи для праздника. Творческая работа «Рождество» 30 мин.
Умение к празднику Рождества из плотной белой и цветной бумаги сделать замечательные подарки – подвесные фигурки и витражи, которые можно наклеивать на оконное стекло. Закрепление ранее полученных знаний и умений.
23. Идеи для праздника. Творческая работа «Новый год» 30 мин.
Умение изготавливать к празднику замечательные подарки, конструировать сувенирные подвесные конструкции с разными фигурками. Обучение конструированию по заданной теме, развитию навыков ритмичного чередования, творческого мышления, художественного вкуса.
24. Идеи для праздника. Творческая работа «Подарок для мамы» 30 мин.
Умение конструировать к празднику мам замечательный коврик. Умение чувствовать пластичность бумаги, развитие фантазии, переработки реальных форм в декоративные, умение сохранять пластичную форму и цельность при обогащении предмета деталями.
25. Идеи для праздника. Творческая работа «Пасхальные подарки»
30 мин.
Умение изготавливать к праздникуПасхи пасхальный букет, открытки, яркие бумажные подставки для пасхальных яиц. Изготовление творческой работы, развитие воображения, образного представления, фантазии.
Основной принцип – от знаний через навыки к творчеству.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основы законов цветоведения, перспективы и технологию.
Основные свойства бумаги, способы ее использования.
Основные особенности окружающего мира, видеть его красоту, структуру, формы.
Основные средства композиции: размеры, формы, пропорции, силуэты, движение, покой.
Способы работы с бумагой.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться материалом и инструментом (клей, бумага, ножницы, нож, картон).
Грамотно компоновать предметы на листе бумаги.
Переосмысливать привычные образы.
Соединять несколько понятий несовместимых в одном.
Сочинять образ из различных фигур, из нескольких элементов.
Создавать идею несложной композиции.
Изображать пространственное построение.
Использовать художественную культуру народов творчески (не копировать, а создавать свое, качественно новое).
Применять полученные знания и навыки в творческой работе.
Отображать свой замысел в бумаге, в картоне, на плоскости и в объеме.
Подчеркивать индивидуальность и оригинальность замысла.
Выполнять работы последовательно по предлагаемым темам.
Добиваться художественной привлекательности и законченности в работе.
Проанализировать результат своей творческой работы.
Уметь работать в коллективе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Контроль уровня учебных достижений
Основной формой отчета являются выставки детских работ в классе: текущие и итоговые. Они являются оценкой качества проводимых занятий по одной или нескольким темам. По результатам выставок учащиеся с помощью руководителя делают выводы о приобретенных знаниях, умениях, навыках, о личном художественном росте и мастерстве, использование их самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса. Во время проведения выставок учащиеся, совместно с руководителем, дают оценку своей деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
Для успешной творческой работы необходимы специальные принадлежности, материалы, инструменты, учебно-методическая литература.
Наглядно-методическое обеспечение:
1. Альбомы по народному творчеству и декоративно-прикладному
искусству.
Журналы «Декоративное искусство».
Журналы «Художник».
Альбом «Занятия по ручному труду».
Альбом «Русская народная игрушка».
Альбом «Народное искусство».
Диапозитивы «Школа маленьких волшебников» объемное моделирование для детей, родителей и учителей.
Папка с иллюстрациями работ известных художников.
Папка с иллюстрациями скульптуры.
Папка с иллюстрациями архитектуры.
Папка с иллюстрациями построения композиции.
Папка с иллюстрациями пейзажа.
Папка с иллюстрациями натюрморта.
Папка с иллюстрациями фигуры человека и портрет.
Папка с иллюстрациями сказочных сюжетов.
Папка с лекалами.
Таблицы по цветоведению.
Таблица по санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.
Творческие работы и выставочные экспонаты учащихся.
Перечень литературы:
Литература для учащихся:
Брошюры «Школа маленьких волшебников».
Наборы «Умная бумага».
Наборы «Конструирование из бумаги».
Брошюры «Уроки детского творчества».
«Мастерим из бумаги» издательство «Дельта».
«Игрушки из бумаги и картона» СПб «Валерии», 1997 г.
Литература для учителя:
Абрамова А. Сто затей для детей.
Бердяева Смысл творчества М., Просвещение, 1989 г.
Бугельский Ю. А. Игрушки самоделки. М., Просвещение, 1995 г.
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги.
Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента.
Волков И. П, Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1981 г.
Васильев-Тангнус Л. П. Уроки занимательного труда. М., Педагогика
1992 г.
10. Газарян С. Прекрасное своими руками.
11. Гусакова А. М. Внеклассная работа по труду.
12. Гусакова А. М. Аппликации. М., Просвещение, 1997 г.
13. Гагарин Б. Т. Конструирование из бумаги. Ташкент
14. Гоман Л. А. Занятия по ручному труду. Рязанская школа, 1982 г.
17. Докучаева Н. Бумажный мир. СПБ, 1997-1998 г.
18. Дж. Джексон Поделки из бумаги. М., Просвещение, 1999 г.
Жегелова С. К. Русская народная живопись.
Квитковский Е. Н. Через эмоции к высокой духовности. 1992 г.
Кузнецов В. П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда.
Корнева Г. Бумага.
Качалова.. Аппликационные работы в начальных классах. М.,Просвещение, 1993 г.
Лотник Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994 г.
Лубковская К. Сделаем это сами.
Майорова Н. Г. Уроки трудового обучения.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги.
Некулов. Художественное конструирование. М., Просвещение, 1999 г
Программа средней образовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. М., просвещение 2001 г
Программа. Изобразительное искусство. М., Просвещение, 1991 г.
Программа «Старт» М., ,2004 г.
Перевертень С. И. Поделки из бумаги. М., Просвещение, 1993 г.
Перевертень С. И. Самоделки из разных материалов.
Розен В. Д. Чудесный мир бумаги. М., Лесная промышленность, 1996г.
Сиверманов П. Ф. В мире говорящих листов. М., Знание, 1990 г.
Столярова С. В. Я машину мастерю-маме с папой подарю.
Танкус О. В. Основы художественного мастерства.
Шпаковский В. О. Для тех, кто любит материть.
Щеблынин И. К. Аппликационные работы в начальных классах.
Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна. М., 1989 г.
Энциклопедический словарь. Юный художник. М., Педагогика, 2005 г.
Материалы: Различные виды бумаги и картона.
Инструменты: Ножницы, ножи, шило, различные виды клея.
Сведения об авторе
Фамилия Имя Отчество
Луткова Лидия Петровна
Место работы:
МАОУ Гимназия №86
Должность:
Педагог дополнительного образования высшей категории
Степень, звание
Телефон:
- домашний
- рабочий
32-60-46
(3435) 33-22-21 33-25-66
Домашний адрес:
г. Нижний Тагил, ул. Юности дом 22кв.121
Аннотация
Название программы – студия «Бумажный мир»
Программа – составительская. Составлена на основе следующих программ:
- программа средней образовательной школы «Изобразительное
искусство и художественный труд» 1-8 класс. М., Просвещение, 2004г.
- программа «Изобразительное искусство» М., Просвещение, 2004 г.
- программа «Старт». М.,2004 г.
- азбука творчества Санкт - Петербург КРИСТАЛЛ 2005 г.
3. Цель программы: Формирование художественной культуры ребенка,
неотъемлемой части культуры духовной; формирование личности,
способной к самореализации и саморазвитию.
4. Адресность: программа предназначена для педагогов дополнительного
образования учебных заведений, занимающихся по этому профилю.