Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
БЕСЕДА « СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ»
Вопросы для обсуждения с детьми:
1.Проявление вежливости и приветливости к людям.
2.Умение пользоваться вежливыми словами.
3. Недопустимость кличек, прозвищ.
Рекомендации.
В начале беседы можно предложить детям вспомнить содержание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово" и ответить на вопросы: почему у бабушки, брата, сестры и старичка изменилось отношение к Павлику? Почему слова вежливости мы называем волшебными? В чём их волшебство?
В процессе беседы надо подвести детей к мысли о том, вежливое, внимательное, и доброжелательное отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними. Мало быть добрым, надо ещё проявить доброту так, чтобы она была приятна и понятна другим людям.
Вежливость проявляется в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости. Так, правила приветствия направляют внимание школьника на то, что, встретив знакомого взрослого, нужно остановиться и, слегка поклонившись, поздороваться, сказав «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер». Приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими здороваться нужно первым, но никогда не следует первым подавать руку. Во время беседы желательно ознакомить детей с таким правилом: если старший по возрасту вошёл в комнату, то школьнику нужно обязательно встать, первым поздороваться, предложить вошедшему стул и не садиться самому до тех пор, пока не сядет старший и не пригласит сесть младшего.
В приветствии взрослых, в обращении к ним с просьбой, благодарностью должна быть почтительность. Ко всем старшим и незнакомым надо обращаться на «Вы». Если ученик обращается с вопросом к взрослому, то нужно попросить это разрешение, сказав: «Разрешите спросить» или «Прошу Вас, скажите, пожалуйста….», «Будьте добры сказать…». При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать слово «пожалуйста».
Вежливость в отношениях со сверстниками проявляется по - другому, здесь равенство не допускает грубости, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.п., но и девочки должны быть вежливыми, знать слова благодарности.
Воспитатель просит ребят вспомнить о тех случаях, когда они не знали, как надо правильно поступить. Вместе с детьми педагог обсуждает такие ситуации, выводит новые для детей правила поведения.
В этой беседе можно организовать игру в «Магазин». Классная комната превращается в магазин. Есть «продавцы», «покупатели», «кассир». В процессе игры дети учатся вежливо себя вести, у них отрабатываются правила поведения, выполнение которых необходимо при любой покупке; если ты хочешь что - то спросить у продавца, делай это вежливо: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит…?». Соблюдай очередь. Не забудь поблагодарить кассира и продавца.
Затем дети называют «волшебные слова», рассказывают, когда их надо говорить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова вежливости только тогда становятся «добрыми» словами, когда говорятся приветливым тоном. Воспитатель в беседе с детьми сообщает элементарные правила правильного разговора друг с другом: надо смотреть на того, с кем разговариваете, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться, нельзя самому завладеть разговором и говорить только о себе, надо уметь слушать других; во время разговора не следует размахивать руками, стараться перекричать другого.
В конце беседы можно подчеркнуть то, что вежливым человек не рождается, а становиться. От ребят требуется умение самим следить за собой, понимание того, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.
Материалы к беседе.
2.Рассказ М. Корейс, Д. Фолл «Школа Вежливости»
Вопрос. Почему авторы считают и Лизу и Петю неправыми?
За что их можно осуждать?
Ситуации для обсуждения с детьми.
Мне надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Татьяна Александровна….».
- Какую ошибку вы заметили?
Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками и сказала: «Петя, помоги мне отнести эти сумки в кухню». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты – уроками».
Занятие завершается организованно, соблюдением всех правил культурного поведения.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт