О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой !
Тема «Женщины - математики» вызывала у меня огромный интерес.
Она касается математики, истории и даже психологии. Мне было очень интересно проводить опрос, искать биографии женщин математиков, сравнивать и анализировать.
Для себя я нашла ответы на вопросы. Предлагаю и Вам, вместе со мной, проделать этот путь.
Цель: изучить роль женщин в сфере математики
Задачи:
Определить роль женщин в истории математики
Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.
Рассмотреть проблему формирования математических способностей у мужчин и женщин.
Объект исследования: роль женщин в науке.
Предмет исследования: женщины - математики.
Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования.
Методы исследования: опрос, сравнительный анализ, теоретический анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Женщины математики»
Работу выполнила ученица 5 «Б» класса Гусева Валерия.
Руководитель: Стригунова Н.И..
Тема «Женщины - математики» вызывала у меня огромный интерес.
Она касается математики, истории и даже психологии. Мне было очень интересно проводить опрос, искать биографии женщин математиков, сравнивать и анализировать.
Для себя я нашла ответы на вопросы. Предлагаю и Вам, вместе со мной, проделать этот путь.
Цель : изучить роль женщин в сфере математики
Задачи:
Определить роль женщин в истории математики
Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.
Рассмотреть проблему формирования математических способностей у мужчин и женщин.
Объект исследования: роль женщин в науке.
Предмет исследования: женщины - математики.
Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования.
Методы исследования: опрос, сравнительный анализ, теоретический анализ.
КТО ОНИ – ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ?
КОГО ИЗ НИХ ЗНАЮТ И ПОМНЯТ ПОТОМКИ?
КОГО СРЕДИ НИХ БОЛЬШЕ: МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН?
Для того, чтобы узнать, кто из великих математиков сегодня наиболее узнаваем, было решено провести опрос. Нужно было назвать математиков мужчин и математиков женщин.
Была составлена анкета. В опросе приняли участие:
Школьники 7 классов– 45 чел.
Школьники 9Б класса – 19 чел.
Школьники 10 класса – 22 чел.
Всего: 86 чел.
Предлагаю ознакомиться с результатами исследования.
Ситуация с женщинами математиками при опросе оказалась гораздо более сложной. Кроме Софьи Ковалевской школьники не смогли вспомнить никого.
Гипатия Александрийская - греческий математик, философ. Дочь ученого Теона. Руководительница школы неоплатоников в Александрии.
Активно занималась просветительской и полемической деятельностью.
Гипатия погибла в 415 году от рук религиозных фанатиков.
«Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени» Сократ
В 1706 году 17 декабря родилась Габриэль-Эмилия ле Тоннелье де Бретей, позднее ставшая маркизой дю Шатле. Занимаясь самообразованием, маркиза дю Шатле сделалась выдающимся математиком. Это был один из блистательнейших женских интеллектов XVIII века.
Эмили де Шатле была одной из тех женщин, чей вклад способствовал формированию курса математики. И хотя она не создала собственного оригинального учения, ее работа внесла значительный вклад в развитие математической науки.
«Она была великим человеком, чья единственная вина состояла в том, что она - женщина».
Аньези Мария Гаэтана (16.5.1718–9.1.1799) –итальянский математик. Родилась в Милане.
Под руководством отца, профессора Болонского университета, изучала математику, древние и восточные языки.
В 1750г. заняла кафедру математики в Болонье.
В книге “Основания анализа” (1748г.) Аньези, в частности, доказала, что любое куб. уравнение имеет три корня.
В ее честь плоскую кривую, выраженную уравнением Y= a3 /(x2+a2) назвали “локон Аньези”.
Стала выдающимся математиком и добилась важных результатов в теории чисел и теории упругости. В 1816 г. вывела дифференциальное уравнение изгиба пластины.
Для того чтобы прочитать книгу И.Ньютона «Математические начала натуральной философии», она изучила латинский язык.
Занималась теорией чисел. Вывела несколько формул, которым присвоено ее имя.
При некоторых условиях доказала теорему Ферма.
Елизавета Федоровна Литвинова (1845 - 1919) была в России (наряду с С. Ковалевской) одной из первых женщин-математиков. Доктор математики, философии и минералогии Бернского университета.
С 1872 по 1876 годы училась в Цюрихском университете. В 1878 году защитила диссертацию по теории функций при Бернском университете и получила диплом доктора математики, философии и минералогии.
Ей принадлежит более 70 статей по различным вопросам педагогики, 10 биографических очерков многое другое.
Софья Васильевна Ковалевская (1850 - 1891 гг.) - выдающийся русский математик; первая в мире женщина - профессор и член - корреспондент Петербургской академии наук.
Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присуждена степень доктора философии “с наивысшей похвалой«
В 1889 году Ковалевской была присуждена еще одна премия, на этот раз Шведской академией наук, за вторую работу о вращении твердого тела.
С.А. Яновская имеет свыше 40 печатных научных работ.
С ее предисловиями и комментариями вышли “Основы теоретической логики” Д. Гильберта и В. Аккермана, “Введение в логику ” А. Тарского.
В 1950 году в результате исследований научного наследства Н.И. Лобачевского по вопросам оснований геометрии Софья Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И. Лобачевского - орудие борьбы против идеализма в математике”.
За совокупность научных работ в 1931 году С. Яновской присуждено звание профессора, а в 1935 году, без защиты диссертации, - ученая степень доктора физико-математических наук.
Нина Карловна Бари (1901 - 1961 гг.) - советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ.
Нина Карловна была одной из первых женщин, поступивших учиться на физико-математический факультет Московского университета.
В 1925 году Н.К. Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года, успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “ О единственности тригонометрических разложений».
15 июля 1961 года Н.К. Бари погибла, попав под поезд.
С осени 1890г. Любовь Запольская - слушательница физико-математического факультета четырёхгодичных Петербургских высших женских курсов.
Проявив большую настойчивость, Любовь Запольская с личного разрешения министра просвещения поступает в 1895г. Вольнослушательницей в Геттингенский университет.
Диссертацию Любовь Запольская написала под влиянием монументального исследования Д. Гильберта «Теория алгебраических полей».
По окончании университета в 1902г. Любови Николаевне была присвоена степень доктора философии.
В 1919г. Любовь Николаевна переехала в Рязань и работала в институте народного образования (ныне Рязанский педагогический институт).
За заслуги в области науки и народного образования Л. Запольской была назначена персональная пенсия.
Мужчины и женщины равны в своих математических способностях .
В России среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин.
Это плохо или хорошо?
В других странах в школах соотношение другое:
Страна женщин мужчин
Сингапур 67% 33%
Гонконг 53% 47%
Япония 32% 68%
Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора.
К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую. Причем не о ней, а ее имя.
В последние годы мировое сообщество стало понимать, что роль женщин в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и сделать несколько выводов:
В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки. К сожалению, информации о них мало. Никто и нигде (школа, институт, СМИ) не ставит задачу рассказать о них.
Собран большой библиографический материал по теме. Составлен список из 176 имен женщин математиков. Составлено 10 библиографических справок о женщинах математиках.
В результате анализа литературы и результатов психологических исследований сделан вывод о том, что мужчины и женщины равны в своих математических способностях.
В результате опроса выяснено, что математиков мужчин знают лучше, чем математиков женщин. Но и тех, и других знают плохо. Если же и знают, то только имя.
Роль развития математических способностей принадлежит школе.