kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Внеклассного мероприятия устный журнал «Женщины-математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На страницах журнала студенты рассказывают  о тех женщинах, имена которых известны во всем научном мире. Рассказ начинается 3-го века до нашей эры, с «Александрийской школы», продолжается подробным повествованием о С.В.Ковалевской и заканчивается обзором зарубежных женщин-математиков. На страницах устного журнала  приведена сцена встречи С.В. Ковалевской с профессором Вейерштрассом из драмы Б.Тур «Софья Ковалевская». Рассказы сопровождаются чтением стихов, авторами которых являются  женщины-математики  и стихами о них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Внеклассного мероприятия устный журнал «Женщины-математики» »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

« Вышневолоцкий колледж»










Методическая разработка

Внеклассного мероприятия

устный журнал

«Женщины-математики»











Вышний Волочек

2014





Аннотация


Методическим пособием для проведения внеклассного мероприятия.

На страницах журнала студенты рассказывают о тех женщинах, имена которых известны во всем научном мире.

Рассказ начинается 3-го века до нашей эры, с «Александрийской школы», продолжается подробным повествованием о С.В.Ковалевской и заканчивается обзором зарубежных женщин-математиков.

На страницах устного журнала приведена сцена встречи С.В. Ковалевской с профессором Вейерштрассом из драмы Б.Тур «Софья Ковалевская».

Рассказы сопровождаются чтением стихов, авторами которых являются женщины-математики и стихами о них.




1.Оформление кабинета:


а) Стенды с фотографиями и краткими биографическими данными.

б) Портреты женщин-математиков

в) Выставка литературы о женщинах-математиках, статьи в журналах, газетах.

г) Модель раскрытой книги со словами «Устный журнал». «Женщины - математики»

д) Высказывания о математике

е) Цветы

На сцене за столами сидят учащиеся-участники «устного журнала». При своих рассказах они обращаются к портретам женщин-математиков, показывают литературу, в которой можно подробно узнать о деятельности ученых, издания, авторами которых являются женщины-математики.


2. Сценарий


Ведущий: Мы привыкли говорить о женщине, как о заботливой матери, верной подруге или о профессиональной актрисе, талантливой певице. А вот женщина-доктор наук или профессор, тем более профессор математики – эти сочетания слов даже в наш век равноправие женщины и мужчины не так уж часто встречаются.

Сегодня на страницах нашего устного журнала «женщины-математики» мы расскажем вам о тех женщинах, имена которых известны во всем научном мире, их вклад в развитие математики заслуживает особого внимания. Но надо не забывать и о том, что это были, прежде всего, женщины, обаятельные, мечтательные, любящие.


Страница 1. «Александрийская школа»

1-ый учащийся: третий век до н.э. Александр македонский был человеком образованным, обладавшим широким кругозором. Александру в очень короткий срок удалось создать гигантскую империю, простиравшуюся от каспийского моря до берегов Нила и от Македонии до Индии. Культурным и торгово-промышленным центром этого государства был город Александрия, основанный Александром Македонским в 382-331 г. до н.э. на берегу средиземного моря, в дельте Нила.Александрия являлась крупнейшим центром научной мысли, в котором сохранились и получили большие возможности для развития научных идей, зародившиеся в Древней Греции. Здесь были созданы заслужившие всемирную славу библиотека, содержащая до 700 тыс. свитков, музей, лаборатории, обсерватория, зоологический и ботанический сады и много других культурных учреждений. В 3-ем веке до н.э. в Александрии были такие замечательные достижения в области математики, что он вошел в историю под именем «Золотого века». К крупнейшим математикам «Золотого века» относятся: Евклид, Архимед, его отец – Фидий, и друг Архимеда – Эратосфен. К числу математиков Александрийской школы можно отнести выдающегося греческого инженера и ученого Герона Александрийского. Учеными, завершившими плеяду математиков Александрийской школы, стали Геон и его дочь Гипатия.

Страница 2. «Гипатия»

2-ой учащийся: По отзывам историков, Гипатия обладала большими знаниями в области математики и философии и комментировала труды Архимеда,Диофанта и Апполония. Она является первой известной в истории женщиной-математиком. Ей принадлежат также философские труды по толкованию Платона, Аристотеля и других греческих философов. До нашего времени не сохранилось ни одного из трудов Гипатии. Высокая ученость и красноречие, которыми обладала Гипатия, ее деятельное участие в общественных делах городов, создали ей популярность в Александрии, но вместе с тем вызвали ненависть христианских религиозных фанатиков к ученой «язычнице». В 415 году она по подстрекательству епископа Кирилла была растерзана толпой христианских изуверов. Последователи и ученики Гипатии, которым удалось спастись от преследования, бежали в Афины. Таков был конец Александрийской математической школы.

Ведущий: После Гипатии мы не встречали имен женщин-математиков до 18 века. Говоря о русских математиках 19 века, мы не можем не рассказать вам о первой в России женщине-математике С.В. Ковалевской.

Страница 3. «Софья Ковалевская»

В 1888 году Парижская Академия наук должна была присудить премию за лучшую работу, посвященную движению твердого тела, имеющего одну неподвижную точку. Эту задачу называли также « задачей о движении волчка», ведь все точки быстро вращающего волчка находятся в движении, за исключением конца острия, которым волчок касается пола. Издавна волчки ( или, как их еще называют, - юлы) были любимыми игрушками детей. Но они привлекли к себе внимание и солидных ученых – слишком увлекательны были свойства вращающихся тел.

Поэтому следует признать, что выбор Парижской Академии наук темы для курса был удачен. Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей работу под девизом: «Говори, что знаешь, делай, что должен, будь, чему быть».

Автор работы проявил не только большой математический талант, но и незаурядную эрудицию: в работе были использованы самые новейшие достижения математики того времени. Выполненное исследование так понравилось членам жюри, что они решили увеличить сумму премии с 3000 до 5000 франков. Когда вскрыли конверт с именем автора, неожиданно оказалось, что самую лучшую работу написала единственная женщина, занимавшая в то время должность профессора математики, - Софья Васильевна Ковалевская.

Долог и труден был путь Софьи Васильевны к этому триумфу, сразу поставившему ее выше всех женщин, занимавшихся до нее математикой.

Софья Васильевна родилась в Москве 3(15)января 1850 года. Ее отец – генерал В.В. Корвин-Круковский, начальник московского арсенала, вел свой род от венгерского короля Матвея Корвина. Мать – Елизавета Федоровна, происходила из ученой семьи – ее отец, Ф.Ф. Шуберт, был почетным членом Академии наук, а дед – академик Ф.И. Шуберт, - известным астрономом и математиком. Но интерес к математике появился у девочки под влиянием дяди – Петра Васильевича Корвин-Круковского.

Помимо бесед с дядей, было еще одно обстоятельство, довольно курьезное, побудившее интерес Сони к математике. Вот как описала этот эпизод С.В. Ковалевская о своих воспоминаниях:

«Когда мы переезжали на житье в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты отклеить новыми обоями. Но не на одну из наших детских комнат обоев не хватило. Это обиженная комната так и простояла много лет с одной стороной, оклеенной бумагой. Но по счастливой случайности на эту предварительную оклейку пошли именно листы литографированных лекций Остроградского о дифференцированном и интегральном исчислении, приобретенным моим отцом в молодости.

Увлечение Сони математикой привело к конфликту в семье. Генералу Корвин-Круковскомусовсем не хотелось, чтобы его дочь стала «синим чулком» или, того хуже, стриженой курсисткой, о которых говорили, что «они в Бога не верят и живых лягушек режут».

Поэтому Соне часто приходилось заниматься математикой тайно. Идя спать, она клала под подушку полученный от Малевича «Курс алгебры» Бурдона, а когда все засыпали, при свете ночника читала его почти до утра.

Анне и Соне стало ясно, что для дальнейшего развития своих способностей они должны вырваться из-под родительской опеки. Самым распространенным в то время способ эмансипации (освобождения) женщин был фиктивный брак, после которого фиктивно мужья предоставляли своим женам полную свободу. Осенью 1868 года Соня вступила в фиктивный брак с будущим выдающимся палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским(1842-1883) и в следующем году уехала вместе с ним и старшей сестрой Анной в Германию для продолжения образования – в России доступ женщинам в университеты был закрыт.

Вначале Софья Васильевна поселилась в Гейдельберге, где в местном университете слушала лекции видных естествоиспытателей: Кирхгофа, Дюбуа-Реймона и Гельмгольца. Но еще более интересными казались ей лекции профессора Кенигсбергера, ученика крупнейшего немецкого математика того времени Карла Вейерштрасса. Получать знания из вторых рук было не в характере Софьи Васильевны, и она решила учиться у самого Вейерштрассе.

Софья Васильевна решила стать студенткой Берлинского университета. Но порядки в столице Пруссии были куда реакционнее, чем в сравнительно либеральном Гейдельберге – женщин не допускали на лекции даже в качестве вольнослушательниц. Поэтому Софье Васильевне пришлось решиться на крайний шаг – обратиться прямо к Вейерштрассу с просьбой давать ей частные уроки математики.

Ведущий: Драма. Б. Тур «Софья Ковалевская» не может претендовать на достоверность событий, как и любое художественное произведение. Сейчас вы увидите сцену встречи С. Ковалевской с Вейерштрассом.

Роли исполняют:

Ковалевская –

Профессор Шведлиц –

Сестра профессора –

Сцена.Шустев. «материал для внеклассной работы по математике».

Вейерштрасс дал согласие заниматься с нею. Так как ей не разрешали посещать Берлинский университет , занятия пришлось проводить дома и длилось обучение 4 года. Вейерштрасс присудил заочно (без защиты) Софье Васильевне Ковалевской степень доктора философии с высшей похвалой. Такой чести удостаивались немногие.

В июле 1874 года С.В. Ковалевская вернулась в Россию. В жизни Ковалевских происходит важное событие. Дружба и взаимное уважение, обязывающие Софью и Владимира Онуфриевича, переходят в любовь, и их брак становится фактическим. В 1878 году у Ковалевских рождается дочь, которую они в честь матери называют Софьей.

В это время Софья Васильевна несколько отходит от занятий математикой. Теперь она – журналистка и рачительная хозяйка.

Ковалевские хотели обеспечить себя материально, чтобы потом не думая о хлебе насущном, заниматься наукой. Увлечение коммерцией закончилось трагически. Владимир Онуфриевич был выдающимся ученым, но никудышным коммерсантом.

Его обманывали компаньоны, подрядчики, рабочие, - все, с кем он имел дело. Вскоре он окончательно запутался в долгах и, не видя выхода, покончил жизнь самоубийством.

Но не только математикой занималась в те годы Софья Васильевна. Она проявила незаурядный литературный талант, написала ряд рассказов, повесть «Нигилистке», драму «Борьба за счастье» (совместно с сестрой Миттаг-Леффлера, оставившей интереснейшие воспоминания о Софье Васильевне) . Дом Ковалевской стал одним из центров интеллектуальной жизни Стокгольма – здесь бывали: исследователь Нансен, Миттаг-Леффлер, и еще многие писатели и профессора.

Ведущий: Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения С.В. Ковалевской «Если ты в жизни»

Если ты в жизни хотя б на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своем неизменном

Рок не назначил тебе впереди –

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи соберутся громадой нестройной,

Небо покроется черную мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встретить и померься с грозой.

Теперь Софья Васильевна пользовалась мировой славой. Математики ждали новых ее работ о движении твердого тела. Она была полна научных и литературных замыслов. Но все эти замыслы остались неосуществимыми. Возвращаясь в январе 1891 году в Стокгольм из Франции, где она проводила зимние каникулы, Софья Васильевна просудилась и 29 января(10 февраля) умерла от воспаления легких.

На ее похоронах были преподаватели Стокгольмского университета, студенты, многочисленные друзья и знакомые. Прощаясь с ней, ее однофамилец М.М. Ковалевский сказал: «Софья Васильевна! Благодаря вашим знаниям, вашему таланту и вашему характеру, вы всегда были и будете славой нашей родины. Недаром оплакивает вас вся ученая и литературная Россия.

Ведущий:Послушайте стихотворение Ф. Леффлер «На смерть Ковалевской»

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя:

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься,

Кольцо Сатурна не затмиться.

С.В. Ковалевская показала всему миру возможности женщин в области математического творчества. Через 2 года после ее смерти Прусское правительство допустило женщин к слушанию лекций на правах вольнослушательниц.

«Софья Ковалевская» драма

Б.Тур

Сцена из второй картины

Действующие лица: С.В. Ковалевская, Влад Ануфр Ковалевский – ученый-палеонтолог, И.В. Левкоев – академик, Шведлиц – профессор математики, Фрау Шведлиц – его сестра.

Старый университетский Гейдельберг. Комната в пансионе Фрау Шведлиц, сестры профессора. Старинная речь, портреты Лейбница и Канта, книги.

Сидят за столом Ковалевский, С.В. Ковалевская, приехавший из России гость академии Платон Левков.

И стук в дверь.

Ковалевский: Войдите.

Входит Ф.Р. Шведлиц

Ф.Р. Шведлиц: (торжественно) Господин профессор выразил согласие познакомиться с Вами, Фрау Ковалевская, но прошу Вас, не задерживайте брата, иначе остынет пирог.

Левкоев: Я полагаю, нам лучше удалиться.

Уходят вместе с Ковалевским. Входит профессор Шведлиц, в ермолке, в очках. Он говорит резким крикливым голосом.

Шведлиц:Кто здесь желал видеть меня ( протягивает руку)? Шведлиц профессор, тайный советник. Говорите быстрее, сударыня. Что вам угодно ( скептически и недоуменно оглядывает Софью и ее платье)?

Софья: (волнуясь). Господин профессор… У меня к вам огромная просьба… Я верю, что вы не откажите мне. Я так наслышана о Вашей доброте, господин профессор.

Шведлиц: (роясь в кармане жилета) Сколько? На многое не рассчитывайте.

Софья: Господин профессор, я не понимаю.

Шведлиц: Пожертвование! Я не интересуюсь, на какие цели. Говорите прямо, сколько?

Софья: (вспыхнув) Как вы смеете…?

Шведлиц: простите, но тогда здесь недоразумение. Какие могут быть дела у Вас ко мне. Я давно уже перестал быть полезен делам, к сожалению.

Честь имею! (направился к двери)

Софья: (загораживая собою дверь) Нет, нет! Именно Вы, профессор, необходим. Вы – моя последняя надежда!

Шведлиц: Странно, что же вам тогда угодно?

Софья: Я занимаюсь математикой.

Шведлиц: Вы?! Сударыня, у меня нет времени для шуток.

Софья: Клянусь Вам, это не шутка.

Шведлиц: Вы чересчур красивы, чтобы заниматься такими глупостями. Это удел стариков и уродов.

Софья: Если Вы не прекратите шутливый тон, господин профессор…

Шведлиц: То что будет?

Софья: (запирая дверь и пряча ключ за корсаж). Вам придется есть пирог в холодном виде…

Шведлиц: Я выпрыгну в окно, сударыня. Мне ведь только семьдесят два года. Вы начинаете мне нравится. Что вы хотите? Излагайте быстро. Я не терплю длиннот, которыми грешат женщины.

Софья: Умоляю Вас, разрешите мне посещать ваши лекции …

Шведлиц: Что?! Вы? Мои лекции? Закон Ньютона, сударыня, еще не отменен Господом Богом, и яблоки пока еще падают вниз. Вот когда они, срываясь с ветки, будут летать вверх, а параллельные линии начнут пересекаться, тогда милости прошу на мою лекцию. Откройте дверь, я тороплюсь.

Софья: И не подумаю.

Шведлиц: Тогда я позову на помощь – пусть взломают дверь. Ну поймите, что женщинам запрещено посещение университета, я не вправе… и потом, сударыня, у дам есть немало других занятий в этой жизни. Женщины должны дарить миру новых математиков, а не становиться ими.

Софья: Я умоляю… Я ехала к вам из России… Я так люблю ваши труды…

Шведлиц: (удивленно) Вы знакомы с моими трудами?

Софья:Еще бы! Ваш метод интегрирования системы уравнений с частными производными – это же великолепно!

Шведлиц:Хм… Хм… Откройте дверь.

Софья( открывая дверь) Пожалуйста.

ФрауШведлиц: Клаус, пирог стынет.

Шведлиц: Сейчас, сейчас, Гертруда ( к Софье). Вот что, я позволю вам слушать мои лекции при условии, если вы решите одну задачу. Перо! Бумагу!

Софья подносит бумагу и чернила. Шведлиц чертит что-то.

Шведлиц: Вот. Вам понятно? Даю вам сроку два часа.

Софья: (радостно) Я вам так благодарна! (углубляется в задачу)

Шведлиц: (тихо сестре) Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку! (к Софье) Итак, сударыня, два часа. Желаю успеха (выходит вместе с сестрой).

Из-за ширмы появляются Левкоев и Ковалевский.

Левкоев: Ну, что? Мы помирали со смеху, слушая ваш научный диспут!

Софья: (склонившись над задачей) Ради Бога, не мешайте мне (с бумагой в руке прыгает в окно).

Левкоев: (глядя ей вслед) Какое своеобразное творение природы… Вам, должно быть, очень трудно с ней?

Ковалевский: Софья Васильевна очень сложный человек. С ней, Иван Платонович, этакая трудная штука… как у подножки Везувия. Жизнь идет, засеваются поля и прочее, но каждую минуту может произойти извержение.

Софья: (прыгает в комнату, открывает дверь, кричит) Господин профессор!

Входит Шведлиц с салфеткой, повязанной у шей. Софья делает жест рукой Левкоеву и Ковалевскому. Они выходят.

Шведлиц: Что вам угодно? (косясь на дверь, вынимает из скважины ключ)

Софья: Вот (протягивает ему лист бумаги).

Шведлиц: (рассматривает написанное). Вы… решили? (снимая очки, садится в кресло) Когда?

Софья: Сейчас. Только что.

Шведлиц: Нет, не может быть! Это – чудо… Ведь прошли только минуты… понимаете ли вы, что это чудо, черт вас подери! За такой срок решить мою теорему! Я всегда утверждал, что русские – это загадка! Помяните меня, мы еще будем иметь от них неприятности! (снимает ермолку и вытирает лоб)

Софья: (растерянно) Я… я не виновата…

Шведлиц: Вы давно занимаетесь математикой?

Софья: С детства.

Шведлиц: То есть как?

Софья: Смешная история! У нас дома была комната, которая по недостатку обоев была оклеена страницами из учебника по дифференцированному исчислению. Мне нравилось разглядывать забавные задачи. И вообразите, господин профессор, когда позднее я изучила понятие о бесконечно малых величинах, мой учитель удивлялся: я все это знала наперед. Не правда ли смешно?

Шведлиц: (пристально глядя на нее) Мадам, вы являетесь таким же нарушением законов природы, как двухголовый теленок. Я удивляюсь, возмущаюсь, но подчиняюсь.

Софья: Благодарю Вас.

Шведлиц: Но я не могу разрешить вам посещение лекций. У нас в Германии приход женщины в университетскую аудиторию был бы равносилен появлению живого дракона.

Софья: Что же делать?

Шведлиц: Не знаю… Ничем не могу помочь. Во всяком случае, спасибо вам за то, что вы дали мне возможность видеть чудо. Честь имею (передает ей ключ). (Уходит).

Софья: (в раздумье) Вот она, ваша просвещённая Европа … «появление живого дракона!» Да это же воззрения дикарей! Полинезийцев! Зулусов! ...

З а н а в е с.

Софья Александровна Янковская

Софья Александровна Янковская – революционер и ученый, выдающийся логик, философ, историк и математик.

Родилась в г. Пружены ( ныне Гроденской области) в 1914 году. Поступила на Высшие женские курсы в Одессе. Ее учебой руководили профессор С.О. Шатуновский и известный историк математики И.Ю. Тимченко, которые высоко ценили математическое дарование девушки.

Еще на курсах Янковская стала участницей подпольного Красного Креста, созданного большевиками для помощи заключенным в дни оккупации Одессы интервентами. В ноябре 1918 года Янковская вступила в партию большевиков. Она была секретарем редакции газеты «Коммунист», которую нелегально печатали в одесских катакомбах.

Контрразведка интервентов и белогвардейцев пытались отыскать редакцию газеты. Тех, у кого находили хоть один экземпляр, казнили. Но газета расходилась каждую неделю в 5 тыс. экземплярах. И каждую неделю Соня Янковская несла мимо частных патрулей на явочную квартиру, где собиралась редколлегия, материалы для очередного номера.

В 1919 году Янковскую направили на борьбу с кулацким мятежом на юге Украины. Она вела политическую борьбу в Красной Армии. Однажды она попала вместе с несколькими красноармейцами. Пленных расстреляли на мосту и те падали в реку. Но пуля, посланная в Софью Янковскую, прострелила только высокую тулью ее высокой шляпы. Девушка упала в воду, сумела всплыть и спрятаться в камышах.

В 1923году Янковскую командировали на учебу в Московский институт Красной профессуры (ИКП), который она закончила в 1929 году. С тех самых пор вся ее жизнь была связана с Московским университетом. Еще во время учебы в ИКП она начала руководить МГУ семинаром по методологии математики и естествознания. С 1931 г. С.А. Янковская была профессором механико-математического факультета МГУ, с 1935 года – доктором физико-математических наук. Она автор более 70 научных работ.

С.А. Янковская и М.Я. Выгодский организовали в 1933 году научно-исследовательский семинар по истории математики, успешно работающий при МГУ и сейчас. У Софьи Александровны было много учеников, с ними она щедро делилась своими знаниями, идеями, опытом. Они высоко ценили ее доброту, мудрость и самоотверженность. Янковская сыграла большую роль в создании школы советских историков математики.

В 1931 году Янковская начала готовить к изданию математические рукописи Карла Маркса. Предстоял гигантский труд: расшифровать около тысяч страниц, где в одной и той же фразе встречались сочетания из немецких, английских и французских слов. Необходимо было знать труды Маркса, изучить его переписку. В исследованиях Янковской тесно переплетаются вопросы истории и философии математики. Она автор ряда очерков в «Философской энциклопедии» и в «Сборнике статей по философской математики». К богатству ее методических идей постоянно обращаются многие современные исследователи.

Надежда Николаевна Гернет – советский математик

Родилась в 1877 году в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Ее отец был арестован в 1866 году по делу Каракозова, заключен в Петропавловскую крепость и выслан сначала в Вологодскую, а за тем в Симбирскую губернию. В 1894 г. Надежда Николаевна с золотой медалью окончила Симбирскую гимназию и, приехав в Петербург, начала учиться на Высших женских курсах, лекции на которых читали главным образом профессора университета. Окончив курсы в 1898 году, Надежда Николаевна продолжила свое образование за границей. Она училась в Геттингёнском университете у Давида Гильберта.

Напомним, что Софья Ковалевская тоже училась в Германии. Она была частной ученицей Вейерштрасса, так как в то время женщинам не разрешалась присутствовать на лекциях в университетах. Лишь в 1893 году женщины были допущены к слушанию лекций в Гёттингене. Одновременно с Н.Н. Гернет у Гильберта занимались еще две русские женщины: Л.Н. Запольская и В.Е. Лебедева, ставшие впоследствии великими математиками.

В 1901 году Н.Н. Гернет с отличием защитила в Гёттингене диссертацию « О новом методе в вариационном исчислении» и получила ученую степень доктора философии. Вернувшись вскоре в Россию, она сдала экзамены на степень магистра и написала книгу «Об основной простейшей задаче вариационного исчисления» ( СПб, 1913 г.), на основе которой в 1915 г. защитила магистерскую диссертацию.

На Высших женских курсах надежда Николаевна читала лекции по дифференциальному и интегральному исчислению. Одна из ее слушательниц , ставшая впоследствии академиком, П.Я. Полубаринова-Кочина посвятила Надежде Николаевне отдельную главу своей книги «Воспоминания», в которой высоко характеризует ее как лектора и как человека.

Умерла Н.Н. Гернет в блокаду Ленинграда. Даже во время страшного голода она раздавала часть своего продовольственного пайка.

Достижения замечательной женщины-математика Надежды Николаевны Гернет продолжают служить науке и в наши дни.

Эмми Нетер

Эмми Нетер родилась в Эрлангене (Германия)в семье знаменитого математика Макса Нетера.

Зиму 1928-1929 гг. Нетер провела в Москве. Она читала курс абстрактной алгебры в МГУ и вела семинар по алгебраической геометрии в Коммунистической академии. Э. Нетер легко освоилась с советской жизнью, как в научном, так и в бытовом отношении. Она искренне радовалась научным и, в частности, математическим успехам Советской страны, видя в них решительное опровержение рассказам о том, что «большевики разрушают культуру».

Когда в Германии разразилась катастрофа фашизма, одной из многочисленных жертв которой оказалась созданная Э. Нетер Геттингёнская алгебраическая школа, ее руководительница вынуждена была эмигрировать в США, где она прожила последние полтора года своей жизни.

Обзор зарубежных женщин-математиков.

С.В. Ковалевская показала всему миру возможности женщин в области математического творчества, она поднялась выше всех женщин, занимавшихся до нее математикой. Нам известны имена Маркизы дю Шатле (1776-1749 гг.) переводчицы, сочинений Ньютона на Французский язык; Софьи Кармен (1776-1831гг.), работающий в области теории чисел.

Всем известен цветок Гортензия. Назван он именем известной французской вычислительницы Гортензии Лепот(1723-1788 гг.), которая привезла цветок из Индии.

А одна из кривых в высшей математике названа «локон Аньези» в честь профессора математики Болонского университета итальянки Марии Аньези(1718-1799 гг.)

Закончить ваш рассказ о женщинах-математиках мне хочется стихами, которыми студенты поздравляли с днем рождения С. Янковскую.

Говорят, будто мыслить логично

Только сильному полу дано.

Говорят, будто логики женской

Антилогикой быть суждено.

Но сегодня мы шлем поздравленья

Той, которая столько уж лет

Обучает искусству мышленья

Наш почти что мужской факультет.






Л и т е р а т у р а :


  1. Журнал « Математика в школе», «Квант».

  2. Кочина «Воспоминания»

  3. Б.В. Болгарский «Очерки по истории математики».

  4. Шустеф «Материал для внеклассной работы по математике».

  5. Г. Вилейнтер «История математики от Декарта до середины 19 столетия»

  6. А.Н. Боголюбов «Математики. Механики». Биографический справочник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка Внеклассного мероприятия устный журнал «Женщины-математики»

Автор: Большакова Нина Николаевна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства