Сценарий внеклассного мероприятия
«Дружба всего дороже»
Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи:
Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся.
Форма: соревнование
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера: применять полученные ранее знания в изменённых условиях; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения; договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, применять знания в нестандартных условиях; оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в группе и оценивать своего товарища.
Методы: работа в группах, диспут.
Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг, плакаты с вазами, жетоны-цветы, образцы танграмов: зайчик, котёнок, лисичка и разрезные, словари с закладками Ожегов, Даль, Горбачёв, карточки пословицы, карточки понятия (друг,знакомый…), листы для синквейна, ручки, карандаши, клей, ножницы для детей., фон Шопен, плюс песни Друзья.
Организационный момент: (звучит Шопен) Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята! Сегодня мы проводим открытое мероприятие с участием детей и родителей. Перед вами игровые столы. Я назначаю капитанов, выходите к доске: Подумайте, из кого вы хотите сформировать команду. Приступайте (капитаны называют имена одноклассников, приглашают их мам и пап в команду).
Мотивация: У каждой команды будет название. Прошу капитанов вытянуть карточку. Вы видите символ, он подскажет название, по нему вы наклеиваете логотип и подписываете название на табличку на столе. По табличке я смогу ориентироваться, какая команда отвечает. Сегодня Зайчата, Лисята, Котята за верный ответ будут получать цветочек для букета, и сразу приклеивать над вазочкой. Собирая букет, каждая команда будет видеть рейтинг своей работы. Посмотрим, чья команда соберёт роскошный букет.
Прежде, чем оформить табличку команды, предлагаю вспомнить правила работы в группе. Проверка по слайду. Получите памятку для команды. Приступайте.
Актуализация: Сформулируйте тему занятия, опираясь на выставку книг. Подумайте, обсудите в группах, какую тему раскрывали писатели в представленных произведениях.(тема дружбы)
Тема нашего занятия «Дружба всего дороже». Цель: раскрыть суть понятия с помощью коллективного обсуждения в группе.
Работа в группах: первый вопрос –Какую книгу прочитали все ребята нашего класса? (Приключения Незнайки и его друзей)
Второй-Чем решил заняться Незнайка вместо безделья, вернувшись из путешествия на воздушном шаре, в котором обрёл новых друзей?(чтением и письмом)
Третий-Найдите в представленном на вашем столе словаре объяснение понятия дружба и зачитайте ответ.
Вы умеете находить нужную информацию в словарях, все справились. Мы пришли к выводу, что дружба – это (слайд)
Существуют различные высказывания о дружбе, приведу пример Платона «Дружба – соучастие в благих делах и испытаниях» и Эмерсона «Единственный путь найти друга – быть им».
Словарная работа: Иногда можно услышать фразу: «У меня полно друзей». Так ли это на самом деле? (…) Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить. Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.
Четвёртое: Обсудите в группе характеристики данные в карточке и по лексическому значению впишите слово.
Проверка по слайду.
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Знакомый — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.
Теперь я вижу, что вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить.
Перейдём к следующему заданию.
Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Пятое задание: На слайде ситуации, вы получили набор пословиц. Подберите пословицу, которая подсказывает, как вести себя в каждой ситуации. К лишней пословице самостоятельно придумайте эпизод.
Ситуация №1 | Вы пришли со школы и очень устали, но тут звонит ваш друг и просит помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. | (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».) |
Ситуация № 2 | Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг упал и покалечил ногу. | (Доведу его до дома и скажу: «Друг познается в беде».) |
Ситуация № 3 | Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
-А как можно вернуть дружбу? | (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».) |
Ситуация № 4 | | Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь. |
Слайд: Расскажите, каким бы вы хотели видеть своего друга?
Проверка по слайду.
Шестое: Умеют ли дружить ребята нашего класса? Составьте синквейн на тему «Одноклассники».
Все работы замечательные, посмотрим ещё вариант (слайд)
Седьмой вопрос: Легко ли дружить? Какие правила вы можете предложить?(команды предлагают варианты)
Проверка по слайду, что из предложенного совпало, что не назвали.
Восьмой: Кого можно назвать другом?
Проверка по слайду.
Итог: Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может.
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Анализ работы: Подведём итог соревнования-разместите букеты на доске.
Рефлексия: Что удивило? Понравилось? Огорчило? Останется в памяти? Было трудным? Лёгким?
Закончить встречу предлагаю песней – подпевайте (клип Друзья).