kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ваше величество - самовар!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана по конспекту исследовательской деятельности на тему: "Ваше величество - самовар!"

Введение

  О самоваре сочиняют стихи,
                                            Как его любят на Руси.

(народное высказывание)

 

Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свою жизнь, особенный путь, круг развития. Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будут сопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар - сейчас он переживает свою вторую молодость.

   Самовар имеет длинную и занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи».

   Да и сейчас во многих семьях есть самовар. В нашей семье любят посидеть за самоваром, выпить чайку с медом и баранками, поговорить о жизни.

    Мне захотелось узнать историю самовара. Так началось мое исследование…

Объект исследования: самовар

Предметом исследования является: история возникновения самовара.


Цель работы: узнать историю возникновения  самовара на Руси.

Задачи:

  • Изучить материал по теме исследования
  • Узнать историю возникновения самовара. Кто его придумал.
  • Выяснить, какие бывают самовары. 
  • Изучить строение самовара.
  • Разузнать где изготавливают самовары в Туле
  • Узнать, почему самовар является важной частью чаепития.
  •  Выяснить, как  ученики 3-4 классов относятся  к  самоварам.
  • Составить буклеты, посвященные чаепитию за самоваром

Гипотеза Я  предположил, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это   непременный атрибут семейного покоя. 

методы исследования

  • Изучение литературы
  • Опрос
  • Анкетирование

Просмотр содержимого документа
«Ваше величество - самовар! »

Ваше величество – самовар

Ваше величество – самовар

Объектом исследования моей работы стал самовар .  В качестве предмета исследования я выбрал историю появления самовара
  • Объектом исследования моей работы стал самовар .
  • В качестве предмета исследования я выбрал историю появления самовара
Цель работы: узнать историю возникновения самовара на Руси. Задачи :

Цель работы: узнать историю возникновения самовара на Руси.

Задачи :

  • Изучить материал по теме исследования
  • Узнать историю возникновения самовара. Кто его придумал.
  • Выяснить, какие бывают самовары.
  • Изучить строение самовара.
  • Разузнать где изготавливают самовары в Туле
  • Узнать, почему самовар является важной частью чаепития.
  •   Выяснить, как ученики 3-4 классов относятся к самоварам.
  • Составить буклеты, посвященные чаепитию за самоваром
Гипотеза Я предположил, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.  
  • Гипотеза Я предположил, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.
  •  
Своим появлением самовар обязан чаю.

Своим появлением самовар обязан чаю.

Русской

Русской "чайной машиной" называли самовар в Западной Европе.

.

.

  • В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле - самовар или водогрей, в Ярославле - самогар, в Курске - самокипец, в Вятке - самогрей
Как обязательный атрибут повседневной жизни, самовар присутствует на многих живописных полотнах известных мастеров:

Как обязательный атрибут повседневной жизни, самовар присутствует на многих живописных полотнах известных мастеров:

История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.
  • История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.
В «Толковом словаре» В.И. Даля я прочитал: «Самовар, самоварчик — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри».

В «Толковом словаре» В.И. Даля я прочитал: «Самовар, самоварчик — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри».

В конце XVIII столетия конструкция «водогрейного сосуда» приобрела окончательный вид. Она состояла из вертикальной трубы-жаровни, в которую закладывали топливо — шишки, щепки или ветки.

В конце XVIII столетия конструкция «водогрейного сосуда» приобрела окончательный вид. Она состояла из вертикальной трубы-жаровни, в которую закладывали топливо — шишки, щепки или ветки.

В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:   

В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:  

  • 1. Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
  • 2. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
  • 3. Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
  • 4. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
  • 5. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
  • 6. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день),получал за штуку 7-10 копеек.
  • Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400--600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
  • С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями
Очень скоро центром выпуска русских самоваров, утвердившихся в национальном быту и завоевавших невиданную популярность, стал город Тула, известный еще в XVII веке своими богатыми традициями в области обработки металлов. Тула. Воздвиженская улица и Кремль. Фото с открытки начала XX в.

Очень скоро центром выпуска русских самоваров, утвердившихся в национальном быту и завоевавших невиданную популярность, стал город Тула, известный еще в XVII веке своими богатыми традициями в области обработки металлов.

Тула. Воздвиженская улица и Кремль. Фото с открытки начала XX в.

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Три фирмы Баташевых, самовары с клеймами которых пользовались огромной популярностью .

Три фирмы Баташевых, самовары с клеймами которых пользовались огромной популярностью .

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».

. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод «Штамп» единственный в городе стал выпускать самовары.  В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры «Ясная Поляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого.  С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.   

. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод «Штамп» единственный в городе стал выпускать самовары. В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры «Ясная Поляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого. С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.  

Музей, в котором собрана интереснейшая коллекция старинных и интересных самоваров, которая насчитывает более 400 образцов. Возраст музея достаточно молодой. Целенаправленная собирательская работа началась на заводе в конце 60-х годов XX века.

Музей, в котором собрана интереснейшая коллекция старинных и интересных самоваров, которая насчитывает более 400 образцов. Возраст музея достаточно молодой. Целенаправленная собирательская работа началась на заводе в конце 60-х годов XX века.

Целью исследования является определение степени осведомленности учащихся 3-4 классов о самоваре, истории его появления в России   База исследования – учащиеся 3-4 классов КОГООКУ Кирово-Чепецкой школы-интерната, п.Перекоп.   Задачами исследования являются: составить вопросы анкеты; провести анкетирование учащихся; проанализировать результаты анкетирования; сделать выводы о проведенном исследовании; создать буклеты .   Для того чтобы провести свое исследование и выполнить поставленные задачи, я использовал следующие методы : Опрос Анкетирование с целью выяснить, что знают учащиеся о самоварах в России Мысленное моделирование буклетов, посвященных самоварам  Анкетирование – метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам.
  • Целью исследования является определение степени осведомленности учащихся 3-4 классов о самоваре, истории его появления в России База исследования – учащиеся 3-4 классов КОГООКУ Кирово-Чепецкой школы-интерната, п.Перекоп. Задачами исследования являются: составить вопросы анкеты; провести анкетирование учащихся; проанализировать результаты анкетирования; сделать выводы о проведенном исследовании; создать буклеты . Для того чтобы провести свое исследование и выполнить поставленные задачи, я использовал следующие методы :
  • Опрос
  • Анкетирование с целью выяснить, что знают учащиеся о самоварах в России
  • Мысленное моделирование буклетов, посвященных самоварам Анкетирование – метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам.
75% опрошенных детей сказали, что у них есть традиция собираться вечером пить чай. Они делятся новостями, говорят о своих делах, о планах на следующий день. Но вот самоваров у них нет.

75% опрошенных детей сказали, что у них есть традиция собираться вечером пить чай. Они делятся новостями, говорят о своих делах, о планах на следующий день. Но вот самоваров у них нет.

Результаты анкетирования среди учащихся 3-4 классов

Результаты анкетирования среди учащихся 3-4 классов

  • Общее количество неправильных ответов составило 68 %, в то время как количество правильных ответов – 32%. Так, более половины учащихся дали неправильные ответы на предложенные им вопросы
Продолжая свое исследование я выяснил, что большинство учащихся (81%) являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.

Продолжая свое исследование я выяснил, что большинство учащихся (81%) являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.

На основе проведенного исследования был создан буклет «Все о самоварах».

На основе проведенного исследования был создан буклет «Все о самоварах».

  • Цель создания буклета – повысить уровень осведомленности учащихся начальной школы о самоварах Буклет состоит из нескольких разделов:
  • «немного истории» - важные даты в истории формирования самовара
  • «что такое самовар» информация об основных особенностях самовара
  • «тоже интересно» - некоторые интересные факты о русском самоваре
В ходе работы я пришел к выводу, что гипотеза подтвердилась. Самовар  на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он вошел в каждый дом и стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.
  • В ходе работы я пришел к выводу, что гипотеза подтвердилась. Самовар на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он вошел в каждый дом и стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ваше величество - самовар!

Автор: Ичетовкина Татьяна Сергеевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект конкурсной программы "Мы ищем Золушку" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-konkursnoi-proghrammy-my-ishchiem-zolushku"
    ["file_id"] => string(6) "107626"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403356572"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства