1 слайд
Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.
2 слайд
Мы решили проанализировать меню нашей столовой с целью выяснения соответствия питания в школьной столовой принципам здорового питания
Актуальность проекта обусловлена наличием следующих проблем:
- недостаточная просветительская работа среди учащихся и их родителей о здоровом питании школьников;
- увеличение детей, страдающих заболеваниями обмена веществ, желудочно-кишечного тракта;
- малоэффективный контроль за качеством и безопасностью питания.
Объектом исследования является десятидневное меню школьной столовой
Задачи проекта:
- Расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
- Просвещение учителей и родителей в вопросах организации правильного питания
Метод, которым мы пользовались:
- метод теоретического анализа и синтеза
3 слайд
Первым принципом здорового питания является соблюдение санитарных норм.
Оборудование, помещения, посуда, освещение, инвентарь соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. Об этом свидетельствуют акты приемки школы к новому учебному году.
4 слайд
Следующий принцип здорового питания - питание должно быть максимально разнообразным. Мы проанализировали меню столовой в течение 10 дней. Набор блюд меняется ежедневно. Меню свободного выбора блюд включает в себя:
Количество салатов – 4-5 наименований
Количество супов – 1-2 наименования
Количество мясных блюд- 5-6 наименований
Количество гарниров- 4-5 наименований
Количество напитков- 4-5 наименований
Выпечка – 7-8 наименований
5 слайд
Третий принцип здорового питания – сбалансированность - это правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно входят белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1:4.
На завтрак учащиеся получают 20,14 г белков, 20,6 г жиров, 75,8 г углеводов. На обед – 26,6 г белков, 26,41 г жиров, 114,4 г углеводов. Как видим, это В соотношение соблюдается.
6 слайд
Белки являются наиболее ценными химическими соединениями пищевых продуктов. Они выполняют важнейшие биологические функции, входят в состав мышечной ткани. Количество белков в пище ежедневно – 75-90 г (из них 40-55 г животного происхождения)
В рационе должны быть:
- Молоко или кисломолочные продукты
- Творог
- Сыр
- Рыба
- Мясные продукты
- Яйца
На завтрак и обед дети получают примерно 57,2% от суточной нормы.
7 Слайд
Жиры обладают очень высокой энергетической ценностью и являются источником жирорастворимых витаминов (A, D, E, K), незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, которые регулируют жировой обмен и уровень холестерина в крови. Количество жиров в пище ежедневно – 80-90 г
В рационе должны быть:
- Масла
- Рыба
- Мясо
- Молоко
На завтрак и обед дети получают примерно 55% от суточной нормы.
8 слайд
Углеводы дают организму энергию благодаря глюкозе, в которую они расщепляются. Количество углеводов в пище ежедневно – 300-400 г (простых не более 1 г)
В рационе должны быть:
- Хлеб
- Крупы
- Картофель
- Сухофрукты
- Сахар
На завтрак и обед дети получают примерно 54% от суточной нормы.
9 слайд
В пище обязательно должны присутствовать витамины
Источники витамина А: морковь, сухофрукты, сливочное масло
Источники витамина С: зелень, помидоры, цитрусовые, картофель
Источники витаминов группы В: хлеб, молоко, сыр, яйца, печень, капуста, яблоки, помидоры, бобовые
Источники витамина Е: печень, яйца, гречневая крупа, растительное масло
Витамина А с пищей во время завтрака и обеда дети получают 28% от суточной нормы, витамина С – 33%, витамина В1 – 57%, витамина Е – 78%.
10 Слайд
Питание должно быть каждые 3-3,5 часа. Ребенок завтракает дома примерно в 7.45. Следующий прием пищи у большинства учащихся – перемена после третьего урока – 11.15. Промежуток между приемом пищи – 3,5 часа.
11 Слайд
Ежедневно в рационе должны присутствовать молоко и молочнокислые продукты, но не более 200 мл в сутки. Учащиеся нашей гимназии ежедневно получают бесплатно 200 мл молока или йогурта.
12 слайд.
Блюда должны быть приготовленными на пару, отварными, тушеными. Просмотрев десятидневное меню, мы убедились, что блюда в нашей столовой приготовлены соответствующе.
13 слайд
Питание должно быть оптимальным – баланс между поступлением и расходованием питательных веществ и энергии.
Калорийность питания школьника:
7-10 лет - 2400 ккал
14-17 лет – 2600-3000 ккал
Занятия спортом добавляют 300-500 ккал
На завтрак дети получают с пищей 594,77 ккал, что составляет 23,8% от суточной нормы, на обед – 917,16 ккал – 36,7%. Всего – 1511,93 ккал – 60,5%.
14 слайд
Обязательным условием здорового питания является исключение из питания жгучих и острых специй, уксуса, майонеза, кетчупов, газированных напитков. Мы знаем, что при приготовлении пищи данные продукты не используются.
15 слайд
На основании изучения десятидневного меню мы сделали вывод, что питание в столовой гимназии «САН» полностью соответствует принципам рационального питания.
Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Особое значение приобретает правильное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
Признаками правильного питания школьников являются улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти, успеваемости, снижение конфликтности.
Дети, получающие горячее питание, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется внимание и работоспособность.
Следующим этапом нашей работы будет анкетирование учащихся, их родителей, педагогов с целью выявления отношения к школьному питанию.