«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»(Д. Шостакович)
Шостакович Дмитрий Дмитриевич родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор. Дипломная работа — Первая симфония сразу принесла композитору известность.
Единственным коллективом, оставшимся в осажденном городе, был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
Он тогда в Ленинграде убавился от голода за время трагической первой блокадной зимы почти наполовину.
Музыкантов искали по всему городу. Но набрать полноценный коллектив музыкантов-исполнителей всё равно не получалось. Многие музыканты были на фронте - защищали город с оружием в руках.
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские
силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
В начале августа в Ленинграде появились афиши, извещавшие о том, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Ее исполнит Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством дирижера К.И. Элиасберга. Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Карл Ильич Элиасберг
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности. Так начинается «эпизод нашествия».
Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ подавления. В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.
Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли .
Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок.
Финал начинается еле слышно. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии .
Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.