Муниципальное образовательное учреждение
Медведевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского района Волгоградской области
Атрибуты казака
Учитель: Алехина Надежда Александровна
"Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться и в беде, и в смуте;
в распадении не теряться; в страдании трезветь и молиться;
в несчастии собирать силы; умудряться неудачно и творчески расти от поражения;
жить в крайней скудости, незримо богатея духом; не иссякать в истощении,
но возрождаться из пепла и на костях; все вновь начинать "ни с чего;
«из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...
и быстро доводить жизнь до расцвета"
Русский философ Иван Ильин
Я верю в возрождение казака!
Усы, лампасы, шашка, добрый конь.
Увы, забытый ныне властью образ.
В семнадцатом зачеркнут, был антихриста рукой,
Лишь жив доселе в памяти народной.
Он ратник был, какого поискать,
Лихой джигит, пластун не уязвимый.
С противником в сто крат превосходящих сил
Из боя выходил казак - непобедимый.
Он пахарь был – искуснее других,
Ремесленник, в делах неутомимый,
Он покорил Сибирь, он строил города,
И Вере Православной был защитником всегда.
Усы, лампасы, шашка, добрый конь.
Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,
Как вышел из забвенья Российский триколор,
Начало положив, эпохе возрождения.
Казачьи чины:
Пластун · Приказный · Пятидесятник · Младший урядник ·
Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий ·
Сотник· Подъесаул · Есаул · Войсковой старшина · Казачий генерал
Организация казачества:
Атаман · Гетман · Кош · Круг · Майдан · Юрт ·
Паланка · Курень · Станица · Зимовник
Войсковые символы:
Герб: "Белый олень, поражённый стрелою«. Символизирует независимость и непокорность донских
казаков.
Казачьи клейноды:
Знамя (хору́гвь) — символ войскового (и полкового) объединения. Обычно хранилось в Войсковом
храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).
Бунчу́к — знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное
время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.
Булава́ — символ военной власти, которой наделён атаман (гетман).
Насе́ка — посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов.
Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Па́лица, украшенная серебряными кольцами — символ войскового судьи.
Перна́ч — символ власти полковника.
Войсковая печать
Гимн (с 1918 г.)
Всевеликого Войска Донского.
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив
И, с простора долетая,
Вольный слышится призыв.
Дон сынов своих сзывает
В Круг державный Войсковой,
Атамана выбирает
Всенародною душой.
В боевое грозно время,
В память дедов и отцов,
Вновь свободно стало племя
Возродившихся донцов.
Славься, Дон! И в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды честь свободы
Отстоят твои сыны!
Слова Гиляревского.
Казачьи атрибуты
·Папаха
· Нагайка
· Лампасы
.Шашка
. Погоны
Папаха для нижних чинов.
Папаха состоит из колпака, с закругленной макушкой,
и из пришитой к колпаку меховой тульи (опушки).
Колпак двойной: а) внутренняя его сторона, составляющая
подкладку папахи, делается из черной крашенины, и
б) наружная сторона строится из подкладочного холста.
Верхушка колпака обшивается, с наружной стороны, цветным
неворсованным сукном. По швам этой суконной обшивки
у нижних чинов урядничьего звания нашивается, крестообразно,
белевая тесьма. На меховой тулье папахи, спереди, пригоняются:
эллиптической формы кокарда мельхиоровая и знак отличия,
кому таковой полагается.
Папаха для генералов, Штаб и Обер-офицеров такого же образца, как у нижних чинов,
со следующими от них отличиями:
1) колпак и подкладка меховой тульи делаются из произвольной материи темного цвета;
2) на суконной верхушке нашивается галун по цвету присвоенного металлического прибора:
а) у Генералов- генеральский; б) у Штаб-офицеров – штаб-офицерский (гусарский) и
в) у обер-офицеров – гладкий
3) кокарда малая офицерская, посеребренная, эллиптической формы.
Знак отличия посеребренный или позолоченный, по цвету металлического прибора.
Кокарда носилась по центру передней части папахи или не носилась вовсе,
если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке,
донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды,
а остальные внутрь папахи (Пр. ВВ № 191 от 1910 г.)
Нагайка — короткая конская плеть — оружие.
Знак есаульца и пристава на кругу.
В повседневной жизни —
знак власти у полноправного строевого женатого казака.
Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных
наказаний к провинившимся казакам по решению круга
и совета старейшин .
Из истории
… Когда казачонку исполнялось 8 лет проводился обряд в урочище.
С этого времени казачонок учился владеть нагайкой. Нагайка предмет очень
символичный для казаков и очень древний. С ней связана и легенда о Егории Храбром,
и ещё более древние легенды о змееборцах. Казаки раньше никогда не выясняли
отношения между собой кулаками - боялись поубивать друг друга.
А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.
С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы».
Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее:
научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях.
И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!»,
«Терпи, казак, атаманом будешь!»
У меня нагаечка…
У меня нагаечка - из восьми полос!
В кожу вшита гаечка, да в витени - трос!
В развеселом гае мчусь я налегке!
И поет нагаечка у меня в руке!
Волк не увернется, брызнет кровь струей!
И нагайка вьется гибкою змеей!
Отмахнусь я хлестко! Защитит меня,
Боевая плетка верная моя!
Дует вольный ветер, черный конь храпит!
С боевою плетью быль в степи летит!
Лампасы — часть казачьей одежды,
полосы контрастного цвета на брюках,
входящих в комплект повседневного и парадного
военного обмундирования, казачий лампас, в отличие
от других (регулярных) частей русской,
а также иностранных армий,
прежде всего является символом вольности,
сословной принадлежности;
лампасы — неотъемлемая часть формы казака,
даже в мирное время.
Историческая справка : у казаков лампас приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету –
к войску.
Лампас – это символ освобождения от всех видов государственных платежей и символ казачьей независимости.
О происхождении лампаса на Дону в шутку рассказывали, что царица Екатерина II прислала Казакам
много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного каждому хватило
только на лампасы. Но в основе лампаса лежит обычай первобытных степных кочевников покрывать
несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной каким либо затейливым
узором .
Погоны — часть казачьей одежды,
носились казаками до «выхода на льготу»
(по возрасту, ранению). Офицерам погоны,
галуны и шевроны разрешалось носить
пожизненно.
Шашка — холодное оружие с клинком
небольшой кривизны, в переводе с одного
из языков кавказских горцев означавшее
«длинный нож».
Вручалась казаку в 17 лет стариками.
В 21 год при отправке на службу казак
получал темляк к ней.
Шашка хранилась дома на видном месте
(на ковре), передавалась от деда к внуку.
Потеря шашки (и шапки) — большой позор.
По особо важным вопросам голосовали шашками.
Решением круга казак мог быть лишён права
ношения шашки на определённый срок.
Следующим наказанием было исключение
из казачества.
Воспитание казака
… После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить
его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть
и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак
в критической ситуации. После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю
(раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт
с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись
непременными атрибутами жизни казаков.
Главное – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду:
на стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков.
Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца,
дядьки или крёстного. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…
И вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения).
И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка это наше казачье оружие
и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали –
это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
Коса и шашка
Коса разит воображенье
Она по форме хошь не хошь
Изгиба шашки отраженье
Казачьей славы воли - мощь
Я не заладил шашку в ножны
Её мой прадед, может быть
Точа, гуторил с нею нежно
А я в замен люблю косить
Прошло то время лихолетья
Когда её носил казак
И мне остались междометья
А вместо шашки лишь коса
Хочу я с шашкой быть и гривой
Дышать каурого коня
Но так мечтал, то впрямь игриво
Скосил и дальние поля
Коса звенит по полной форме
Меня влечёт туда трава
В те времена где было в норме
Казачьей шашкой брить врага…
Чем древнее был род, тем тщательнее и
обширнее было воспитание.
Сами казаки не всегда вдавались
в суть этого процесса – как их самих учили,
так и они учат. Предки завещали!
Потому что пришло время по крупицам
восстанавливать нашу казачью культуру.
И первым делом необходимо
восстановить культуру воспитания казачат.
Потому как они – будущее казачества.
И что мы в них заложим, то и получится потом.
Как говорил один старик-казак:
«Казаков много не бывает,
но мало не покажется! »