Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л.М.
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…
Звучит голос Левитана (звукозапись)
Внимание!
Говорит Москва!
Говорит Москва!
Заявление советского правительства.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дети и война" »
«ДЕТИ И ВОЙНА…»
Цели и задачи:
расширить представления детей о Великой Отечественной войне
рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок
показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа
Ход воспитательского часа:
Здравствуйте, ребята!
-Что мы празднуем 9 мая?
(ответы детей)
-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым? (ответы детей)
-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?
(ответы детей)
-Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л.М.
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.
И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…
Звучит голос Левитана (звукозапись)
Внимание!
Говорит Москва!
Говорит Москва!
Заявление советского правительства.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
Слайд №1
И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.
С утра шли трамвайные вагоны, переполненные празднично одетыми пассажирами. Ехали с семьями, ребятишками. Всем хотелось провести выходной день за городом на Волге. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном вторжении фашистской Германии…
А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….
Эта Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.
Показ слайдов: 3, 4, 5, 6
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.
Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?
(ответы детей)
Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие, тревожные, военные треугольники…
Конкурс.
Я не зря разделила вас на две команды, сегодня мы проведем конкурс между командой «Разведчики» и командой «Партизаны». За каждое правильно выполненное «боевое» задание команда получает звездочку. По окончании конкурса, я подсчитаю количество набранных звездочек. Победителем будет считаться та команда, у которой окажется наибольшее количество звезд.
-И так я предлагаю каждой команде выбрать капитана, т.е. командира отряда.
- А сейчас все готовы выполнить первое «боевое» задание? Слайд №7
– Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
– Как понимаете смысл аббревиатуры (расшифруйте) ВОВ?
– Дата начала ВОВ?
– Дата окончания ВОВ?
– Сколько лет прошло со дня окончания ВОВ?
– Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
Ответы запишите на лист бумаги и передайте мне.
Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках.
Слайд №8 и №9
Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
А у нас домашнее задание стихи посвященные детям ВОВ.
- Я предлагаю вам выполнить еще одно важное «боевое» задание:
-«Представьте себе, что вы пошли в разведку. А каждый разведчик должен быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память.
Прочитайте слова в течение 1 минуты, запомните и постарайтесь их воспроизвести, т.е. зачитать по памяти.
На доске записаны слова: солдат, герой, мужество, подвиг, Родина, победа.
Показ слайдов 10, 11, 12, 13, 14,15
Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым!
Р.Рождественский. Реквием.
1 ученик (слайд 30)
Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.
2 ученик(слайд 31)
Валя Котик Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.
Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
3 ученик (слайд 32)
Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.
Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.
4 ученик (слайд 33)
Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».
В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.
Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…
5 ученик (слайд 34)
- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?
(ответы детей)
«Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Заключительное задание «Реши кроссворд». Слайд с кроссвордом №16
У вас есть на парте у каждого маленький кроссворд. Если вы его решите, то узнаете, какое самое главное слово было в эти годы. О чем мечтали люди всей нашей страны?
1. Исписанный лист бумаги в конверте. 2. Высшая награда за достижения во время войны. 3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие. 4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны. 5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и т.д.)
6. Наступление на врага.
Слайд № 17
Подведение итогов мероприятия:
Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
-Что значит защищать Родину?
-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?
Ребята, наше мероприятие подошло к концу, благодарю всех за внимание и активное участие. Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.
Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
КОУ «Цаганаманская санаторная школа-интернат»
«Дети и война»
открытое мероприятие посвященное 70 годовщине победы в ВОВ
1. Исписанный лист бумаги в конверте. 2. Высшая награда за достижения во время войны. 3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие. 4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны. 5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и т.д.)
6. Наступление на врага.
1. Исписанный лист бумаги в конверте. 2. Высшая награда за достижения во время войны. 3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие. 4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны. 5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и т.д.)
6. Наступление на врага.
Воспитательский час "Битва за Москву"
Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.
Задачи:
познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями,
прививать интерес к истории,
формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный нашим народом.
Оформление, оборудование.
Запись голоса Левитана с объявлением о начале войны, песня “Священная война”, презентация «Битва за Москву».
Ход воспитательского часа
Ребята, посмотрите внимательно на тему. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
- Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.
- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…
Но сегодня разговор о 1941-1942-м «Битва за Москву»
Не удаётся фашистам прорваться к Москве ни с юга, ни с севера.
- Брать её штурмом, брать её в лоб! – отдают приказ фашистские генералы.
И вот вечер накануне нового наступления. Обер-лейтенант Альберт Найгман спустился к себе в землянку. Достал бумагу, начал писать письмо. Пишет своему дядюшке, отставному генералу в Берлин. Уверен Найгман в победе.
“Дорогой дядюшка! – строчит Найгман. – Десять минут тому назад я вернулся из штаба нашей гренадёрской дивизии, куда возил приказ командира корпуса о последнем наступлении на Москву…” Пишет Найгман, торопится: “Москва наша! Россия наша! Европа наша! Тороплюсь. Зовёт начальник штаба. Утром напишу из Москвы”.
Новую свою попытку прорваться к Москве фашисты начали с самого кратчайшего, Западного направления. Прорвали вражеские дивизии фронт под городом Наро-фоминском, устремились вперёд.
Торжествуют фашистские генералы: - Путь на Москву открыт! Посылают депешу в Берлин: - Путь на Москву открыт!
- Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу с лица земли. В замыслах противника захват Москвы имел особое значение: потеряв столицу СССР, вынужден будет капитулировать. Гитлер хотел уничтожить столицу со всем её населением. План на Москву получил многозначительное название “Тайфун”. Почему, как вы думаете? Так подчёркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. 30 сентября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.
Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали “ежи” - противотанковые сооружения в виде скрещённых железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, были сделаны неузнаваемыми важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели купола Кремля. Их покрыли чёрной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким лётчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Вражеским самолётам преграждали путь и наши истребители. 8 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин на высоте 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошёл на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжёлой машины задымил, но и на одном моторе фашистский самолёт мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолёта.
Почувствовав опасность, немецкий лётчик дал очередь из пулемёта. Но поздно.
Раненный в правую руку, Талалихин, управляя самолётом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот рухнул на землю. Виктор благополучно на парашюте спустился на землю. И в честь отважного лётчика названа улица в нашем городе, которому в этом году будет 60 лет.
Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве, то есть в Московской области сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Во время одного боя герои-панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули обратно, а подбить танк очень непросто. Вдруг…они видят новую лавину танков, солдаты приготовились к бою. Встал тут Василий Клочков (политрук) и, обращаясь к солдатам, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Эта фраза стала легендарной, она была в уме каждого солдата, придавала сил каждому воину. Позади Москва, столица, не пропустить. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона идёт через наши сердца!
- Взвился “Тайфун”, как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты.
Ну, а как же с письмом Найгмана? Дописал ли его офицер? Нет, не успел. Погиб лейтенант, вместе с письмом остался в снегах Москвы.
Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Мы листаем страницы истории нашей Родины, мы вспоминаем страшные кровавые годы Великой Отечественной войны. Сейчас известны цифры – 27 млн. погибших советских людей в годы Великой Отечественной войны. Если мы с вами каждого из них почтим только одной минутой молчания, то для этого понадобиться приблизительного 51 год.
Одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом стала Московская битва, которая началась в конце сентября – начале октября 1941 года и продолжалась по апрель 1942 года.
В планах гитлеровцев столица Советского Союза занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. И на советскую столицу была брошена почти половина всех фашистских войск, находящихся в России, две трети всех танковых и моторизованных дивизий.
Более двух месяцев, не считаясь с потерями, фашисты рвались к Москве. Советские воины все это время старались сдержать натиск врага. Но враг имел превосходство по силе, мощи, опыту войны в современных условиях. Фашисты уже видели себя марширующими по Красной площади.
Но Москва стала готовиться к отпору. Каждый москвич воспринял опасность для своего города как личную. Жители столицы делали всё возможное для фронта и для победы.
Звучит отрывок из песни “Священная война”. Презентация «Битва за Москву»
Вокруг Москвы было создано несколько сот километров оборонительных укреплений.
Про Москву можно было сказать, что это город-воин.
Москва с первых дней войны стала могучим арсеналом победы. Оставшиеся в Москве предприятия перестраивались на военный лад: выпускали бомбы и снаряды, мины; ремонтировали танки и орудия, автомобили и пулеметы.
120 тыс. москвичей взрослое мужское, да и не только мужское, население влилось в ряды Красной Армии, народное ополчение.Женщины и подростки заняли место мужей, братьев, отцов на заводах.
Те, кто не попал на фронт, помогали ему, как могли; тушили фугасные бомбы во время налётов вражеской авиации, вязали фронтовикам тёплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.
В числе награждённых медалью “За оборону Москвы” 20 тыс. детей. Это говорит о том, что на защиту города встали и стар, и млад.
Парад фашистских войск на Красной площади не состоялся!
Но зато там, на этой знаменитой площади, состоялся другой парад.
7 ноября 1941 года мимо Мавзолея, мимо седых Кремлевских стен в суровом молчании прошли советские войска.
С площади, прямо с парада, войска уходили на фронт, на близкий фронт Подмосковья – ведь он находился в нескольких десятках километров от столицы.