Тема занятия:
Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения
Цели и задачи:- познакомить с православным традициями русского народа;-сформировать представление о том, что такое ангел-хранитель;- развитие духовно-нравственных основ физического и психического здоровья детей; - воспитывать нравственные качества, милосердие, познавательный интерес к православной культуре;
- развитие художественно-творческих способностей ребенка;
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические;
Технологии: системно-деятельностный подход, игровые технологии;
Планируемые результаты:
Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные:
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач;
- использование различных способов поиска информации;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа;
Необходимые технические средства: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, аудиозапись, презентация «Роwer Pont»
Наглядность: ткань, нитки, кусочки ваты для изготовления куклы-скрутки «Ангел»
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места.
II. Эмоциональный настрой Слайд 1 (звучит музыка «Ангел-целитель»)
– Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги «Троицкие цветки с луга духовного».
Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или…Стрелочник повернул рычаг. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда проехал последний вагон, отец бросился к месту, где видел своего сына.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый... с крыльями…
– Как вы думаете, кто спас мальчика от гибели? (Ответы)
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. С кем мы сегодня познакомимся?
Слайд 2(тема занятия)
III. Изучение нового материала
Ребята! Посмотрите вокруг себя. Какой прекрасный мир окружает нас! Но, прежде чем появился весь видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Слово «небо» значит духовный, невидимый, но при этом настоящий, существующий. Этот мир называется ангельским.
СЛАЙД 3 (фильм «Создание духовного мира» )
-Дети, где живут Ангелы? (ответы детей)
4.Работа в парах.
-Как выглядят Ангелы? Ребята, создайте словесный портрет Ангела.
Слайд 4 (какими люди представляют себе ангелов)
Слайд 5 (Бог и ангелы)
Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию, и поэтому они неизреченно прекрасны и бессмертны. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи.
Но иногда, когда Бог этого хочет, ангелы являются людям в образе
человека. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того,
что они с радостью и быстро исполняют волю Божию.
-Для чего Бог создал Ангелов? (ответы детей)
Господь при Святом Крещении каждому из нас дает двух Ангелов, один из которых — Ангел-хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы быстрее доходят до Бога.
Слайд 6 ( фильм «Ангел-вестник»)
Слово «Ангел» означает «посланник». Ангелы, посланные всем крещеным людям в помощь и защиту, постоянно стремится наполнить наши души любовью к Богу и ближнему, а также помогают нам во всех добрых делах.
-Почему Бог дал ему такое название: Ангел Хранитель?
( Охраняет от болезней, охраняет наши души и тела заступается за нас в течение земной жизни, молит о нас Бога).
Ангел – хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удержаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед.
-Ребята, а как Ангел помогает нам? (ответы детей).
Послушайте стихотворение Игоря Астрова «Спи ,малютка»
Слайд 7 (Стих. « Спи, малютка»)
Ангел следуют за нами, помогает в жизни, во всех делах, в учёбе, помогает расти, быть здоровыми. Это наши неразлучные друзья.
Слайд 8 (Серафим Саровский)
Однажды, когда святой Серафим Саровский был маленьким мальчиком, он с мамой забрался на высокую колокольню высотой с шестиэтажный дом и упал с самого верха вниз. Мама его бегом побежала вниз, не надеясь застать его живым. Ведь он упал с огромной высоты на камни. С плачем она подбежала к сыну... и увидела его живым и здоровым. Это Ангел хранитель раскрыл свои крылья под падающим мальчиком и плавно опустил его на землю.
-Как вы думаете, если вы плохо себя ведёте, как чувствует себя Ангел?
Мы должны помнить, если мы совершаем плохие поступки, ленимся помогать родителям, ругаемся, обижаем младших и слабых, то от этого очень горько и обидно становится и нашему Ангелу, он может обидеться и оставить нас. Кто тогда защитит нас? Мы должны просить у него прощения и чаще вспоминать о нём. Христиане обращаются к нему с молитвой:
- Дети, скажите, пожалуйста, как можно приблизить к себе Ангела Хранителя?
Для этого надо потрудиться – надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей и выполнить их просьбы и наставления, делать много хороших и добрых дел. Ведь тогда Ангел Хранитель будет радоваться о таком человеке, помогать ему в делах, защищать от всего плохого, злого.
Слайд 9(Василий Блаженный)
Если мы слушаемся своего Ангела хранителя, он живет с нами, а бесы убегают от нас. А если мы поступаем плохо, то слушаемся бесов, а ангелы плачут и отходят от нас.
Так, в древней Москве жил один святой старец, Василий Блаженный. Заметили люди, что у ворот пьяниц, плохих людей он становится на колени и молится, а у ворот хороших людей — плюет на ворота и крестится. Оказывается, святой видел, что хорошие люди живут у себя дома со своими ангелами, а бесы стоят у ворот и злятся на них, что их не слушают. На них и плевал святой Василий Блаженный. А пьяницы живут с бесами, а их ангелы стоят у ворот и плачут, вот Василий Блаженный и молит Бога об этих несчастных пьяницах, чтобы они услышали своих Ангелов хранителей.
Но чтобы воспользоваться помощью своего ангела, надо помнить о его существовании и научиться слушать его подсказки...
Слайд 10 (гроза)
Рассказ (листики на столах у детей)
Однажды брат с сестрой пошли в лес за грибами. День был ясный, и дети, быстро набрав полные корзинки, пошли домой. Дорога шла через поле, посреди которого рос могучий дуб. Вдруг поднялся сильный ветер. Небо потемнело. "Сейчас начнется гроза,- воскликнула девочка, -бежим скорей под дуб". Она схватила брата за руку, и они со всех ног побежали к дубу. В это время сверкнула молния, грянул гром и начался ливень. Детям стало страшно. "Давай помолимся к нашим ангелам-хранителям", предложил мальчик. И дети начали молиться.
"Во время грозы никогда не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Это очень опасно",- вдруг вспомнила мамины слова девочка. "Бежим домой!" - воскликнула она.
Мама обрадовалась, увидев детей здоровыми и невредимыми. На следующий день, придя к дубу, дети увидели, что от него остался лишь обуглившийся пень. Это молния ударила в дерево, и оно сгорело. "Спасибо нашим ангелам-хранителям. Это они спасли нас", - сказал мальчик.
Слайд 11(молитва)
- А в вашей жизни были случаи, когда ангел подсказывал вам, как поступать в разных ситуациях? (ответы детей)
У каждого человека, кроме дня рождения, есть день Ангела или именины.
-Дети, а вы знаете, что такое именины?
Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви именины – это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют день крещения. Многие не помнят дня своего крещения, так как их крестили еще маленькими.
Слайд 12
Общим днем памяти всех ангелов является 21 ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
Слайд 13(святцы)
Имена “святых” вносились в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов (календарь); составленная в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено церковью религиозное чествование каждого святого. Это было нужно потому, что принято было “нарекать” младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка. А так как святых с одинаковыми именами было довольно много, в святцах эти имена повторяются довольно часто.
В октябре у нас именинники:
1октября Ирина, Иван
Александр, Николай, Владислав, Степан, Кирилл, Богдан,
-Ребята, так что же такое именины?
Вывод: Именины – это такой день, когда в церкви празднуется память того святого, в честь которого вы названы, то есть чьё имя вы получили при крещении. При крещении человеку даётся христианское имя – имя святого, который прославил его своими добрыми делами для Бога и для людей.
Отныне ребёнка, носящему имя святого, Бог любит, помогает ему и радуется за него.
На именины, как и на день рождения, дарят подарки.
Слайд 14
Послушайте, рассказ «Именины» (сценка)
-Завтра братец Феденька именинник,- говорила Катюша.- Я не знаю, чем его порадовать. Не пожалуете ли вы мне что – нибудь, матушка, чтобы я ему подарить могла?
-Пожаловать я тебе могу, душа моя. Но тогда это я его подарю, а не ты…
-Правда ваша, матушка, но мне так хочется чем – нибудь его одарить.
-Хорошо. Так подумай, душенька, нет ли у тебя самой чего – нибудь: например, миртовое твоё деревце?
-Ах, я его очень люблю!- сказала, вздохнув, Катюша.
-Или овечка…
-О, матушка! Она мне самой надобна.
- Или парочка мохноногих твоих голубков…
-Ах, матушка! Они мне всего дороже.
-Что для нас дорого, тем и надобно одарить тех, кого мы любим.
-Неужели, матушка, отдать мне братцу Феденьке всё, что я люблю?
-Нет, душа моя, ты отдай ему, что хочешь. Это состоит в твоей воле, хоть ничем не одари. Я тебя не принуждаю.
Катя подумала немного и потом сказала:
-Так! Я подарю ему милых своих голубков и ещё нарву для него пучок цветков из моего садика.
Мать обняла её и сказала:
-Ты ему великую радость сделаешь.
-И себе также, - сказала с восторгом Катюша, - я уже наперёд сердечно радуюсь.
-Как вы думаете, кто больше рад, Катенька, что сделала подарок или Феденька, который получит его? Почему?
-Что же нужно дарить на именины?
5.Работа в группе: У вас на столах в конверте, рассыпались основные понятия, которые мы сегодня познакомились. Соберите эти понятия .
Слайд 15
6.Творческая работа. Изготовление поделки «Ангел-хранитель»
Слайд 16
Когда вы станете взрослыми, ваш Ангел -Хранитель будет всегда с вами, он также будет вас охранять и помогать вам во всех ваших добрых делах.
Предлагаю вам сделать для Ангелов Хранителей подарки, поделку «Ангел»
под песню «Песенка про Ангелов»
Подумайте, как вы представляете себе своего ангела – хранителя? Возможно, изготовив такого ангелочка, вы тоже захотите узнать, когда День ангела у вас, у ваших близких, и сможете порадовать друг друга в этот день.
Полюбуйтесь, какие красивые и разные у каждого получились ангелочки. 7.Итог урока.
Слайд 17
Участники встают вкруг. Передавая, свечу, друг другу, хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями от нашего занятия и закончить высказывание «О чём бы я хотел попросить своего Ангела Хранителя?»
Спасибо всем, и пусть ваш ангел – хранитель будет всегда рядом с вами!
8.Домашнее задание.
- Я вам предлагаю закончить высказывания:
За какой поступок мой Ангел Хранитель мог бы меня похвалить?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О чём бы я хотел попросить своего Ангела Хранителя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и своего святого покровителя?
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда помогают нам святые покровители?
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________-