Презентация "Особенности подросткового возраста" предназначается для родительской аудитории. В ней раскрыты вопросы об изменениях в подростковом возрасте: физиологических, психологических, мировоззренческих, а так же как изменились отношения к родителям. Даны рекомендации родителям для оптимизации взаимоотношений с подростком в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подросткового возраста»
Особенности подросткового возраста
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением
детей в средних классах школы -
от 10-11 до 14-15 лет .
10-12 – младший
подростковый возраст
13-15 – старший
подростковый возраст
Физиологические
Психологические
Мировоззренческие
Социальное созревание личности
Появляется сильное желание стать взрослым;
оценка и переоценка ценностей;
дисгармония отношений с окружающим миром.
“Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению”
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Влечение к другому полу.
Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром. Эгоцентризм.
Личностная нестабильность.
Стремление к самостоятельности, к независимости.
Активное формирование самосознания и рефлексии.
Открытие своего внутреннего мира.
Перестройка мотивационной сферы.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная.
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Наступает половая зрелость.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕИЗМЕНЕНИЯ:
Переоценка ценностей.
Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Сомнение.
Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании.
Формирование убеждений.
ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
Уменьшается влияние семьи.
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Некоторые детские формы поведения –
уже не приемлемы, а взрослые ещё не разрешены или не знакомы ему.
Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.
Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива.
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
КРИЗИС 13 ЛЕТ
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям:
недовольством внешностью;
чувством наступающей взрослости;
формированием образа “Я”;
идентификацией с образом пола;
Пониженной самооценкой.
Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры.
Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков.
Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Рекомендации для родителей: • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.• Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.• Поддерживайте подростка, когда ему нелегко.• Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.• Научите преодолевать трудности.• Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.• Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте.• Рассказывайте подростку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.• Будьте всегда личным примером(учите делами, а не словами).
• Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.• Советуйте следить за своей внешностью.• Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.• Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка.• Помните: недоверие оскорбляет!• Следите за тем, какие книги читает Ваш подросток, какие фильмы смотрит, в какие игры играет.• Будьте всегда для своего подростка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!