kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ бабы яги в русских народных сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 4 класса. В работе представлена презентация бабы яги, ее образ в русских народных сказках. А также результаты социалогического опроса 35 учащихся и учителей  нашей школы с выводом. В анкете были представлены такие вопросы как:

Для чего нужна Баба - Яга в русских народных сказках?

Почему у бабы Яги необычный вид и образ жизни?

злым или добрым является сказочный персонаж?

В презентации Баба _Яга действует четырех воплощениях: Яга-богатырша, Яга _дарительница, Яга - похитительница Яга - хранительльница

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«образ бабы яги в русских народных сказках »

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 3 А класс а Нагибина Дарья

Образ Бабы Яги

в русских народных сказках.

Проект подготовила: ученица 3 А класс а

Нагибина Дарья

Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.

Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.

Мной был проведен социологический опрос 35-ти человек из учащихся 3 – х классов, а также некоторых учителей нашей школы. В анкете были представлены такие вопросы как: 1)Для чего нужна Баба-Яга в русских народных сказках?  - 14 человек ответили, что бы пугать непослушных детей;

Мной был проведен социологический опрос 35-ти человек из учащихся 3 – х классов, а также некоторых учителей нашей школы.

В анкете были представлены такие вопросы как:

1)Для чего нужна Баба-Яга в русских народных сказках?

- 14 человек ответили, что бы пугать непослушных детей;

  • 10 человек ответили, что Баба-Яга нужна для волшебства;
  • 4 человека, что бы с ней бороться;
  • 3 человека, что бы помогать герою;
  • 2 человека, полагают что Баба-Яга нужна для того что бы попасть в сказочный мир;
  • еще 2 человека считают Бабу-Ягу модной и креативной.
Злым или добрым является сказочный персонаж Баба Яга? Почему у Бабы Яги такой необычный вид и образ жизни? 75% 75 % 25 % 50 % 50 %

Злым или добрым является

сказочный персонаж Баба Яга?

Почему у Бабы Яги такой необычный

вид и образ жизни?

75% 75 %

25 %

50 %

50 %

Разберемся в этом вопросе более подробно….

Разберемся в этом вопросе более подробно….

Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях: Яга-богатырша  Яга-дарительница Яга-похитительница Яга – хранительница

Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях:

Яга-богатырша

Яга-дарительница

Яга-похитительница

Яга – хранительница

Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.

Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.

Яга крадет детей унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Яга крадет детей унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.

Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Ягу можно считать некой

Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.

Ягу можно считать некой "привратницей" , стерегущей границу между миром живых и мёртвых.

Вторым вопросом моего социологического опроса был: где живет Баба-Яга? 27 человек ответило, что Баба-Яга живет на болоте в ветхой избушке на курьих ножках; 7 человек полагает, что она живет в сказках; и 1 человек уверен, что Баба-Яга живет по соседству от него…
  • Вторым вопросом моего социологического опроса был: где живет Баба-Яга?
  • 27 человек ответило, что Баба-Яга живет на болоте в ветхой избушке на курьих ножках;
  • 7 человек полагает, что она живет в сказках;
  • и 1 человек уверен, что Баба-Яга живет по соседству от него…
Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз»  или «чамья»  – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.

Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.

В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

В третьем вопросе мной было предложено дать самостоятельное описание образа Бабы-Яги 98 % описали ее как седую, лохматую, худощавую старушку, без зубов, с горбом и длинным носом в бородавках, одетую в грязную рванную одежду, со странным (непредсказуемым) характером.  Однако мне встретилось и другое мнение, вот некоторые цитаты анкет моих одноклассников, друзей и учителей:

В третьем вопросе мной было предложено дать самостоятельное описание образа Бабы-Яги

  • 98 % описали ее как седую, лохматую, худощавую старушку, без зубов, с горбом и длинным носом в бородавках, одетую в грязную рванную одежду, со странным (непредсказуемым) характером.

Однако мне встретилось и другое мнение, вот некоторые цитаты анкет моих одноклассников, друзей и учителей:

  • «симпатичная, шустрая, веселая, с моторчиком чтобы везде успевать»;
  • «худенькая, подвижная, в меру веселая, умная. Хотелось бы что бы она была красавица».
И самое интересное, что Баба-Яга не всегда была сморщенной старой ведьмой, ведь раньше, в сказаниях южных славян, то есть более полутора тысяч лет назад, она представлялась всадницей, да еще во главе военной рати. Само словечко «яга» происходит от древнеславянского глагола «ягодь», означающего «кричать» и «призывать вперед». Скорее всего, как считают ученые, этот образ трансформировался постепенно. На первоначальном облике отразилось влияние исторических встреч праславян с воинственным племенем амазонок южных степей.
  • И самое интересное, что Баба-Яга не всегда была сморщенной старой ведьмой, ведь раньше, в сказаниях южных славян, то есть более полутора тысяч лет назад, она представлялась всадницей, да еще во главе военной рати.
  • Само словечко «яга» происходит от древнеславянского глагола «ягодь», означающего «кричать» и «призывать вперед». Скорее всего, как считают ученые, этот образ трансформировался постепенно. На первоначальном облике отразилось влияние исторических встреч праславян с воинственным племенем амазонок южных степей.
По одной из версий, век амазонок был коротким: гибель на поле боя была обычным явлением. Но среди воительниц встречались и те, кто доживал до глубокой старости, их называли иогинями. Пожилые амазонки чувствовали приближение смерти. И чтобы племя не видело их кончины, они уходили к соседним народам, в том числе и праславянским, и занимались просветительством, обучая местное население грамоте и целительству.
  • По одной из версий, век амазонок был коротким: гибель на поле боя была обычным явлением. Но среди воительниц встречались и те, кто доживал до глубокой старости, их называли иогинями.
  • Пожилые амазонки чувствовали приближение смерти. И чтобы племя не видело их кончины, они уходили к соседним народам, в том числе и праславянским, и занимались просветительством, обучая местное население грамоте и целительству.
Заключительным вопросом моего социологического опроса, был «хотелось бы встретиться с Бабой-Ягой?» - 17 челок ответило, что они хотели хотя бы 1 раз встретиться с Бабой-Ягой; - 17 человек ответило, что не хотят с ней встречаться; и 1 человек не знает, желает он этой встречи или нет……

Заключительным вопросом моего социологического опроса, был «хотелось бы встретиться с Бабой-Ягой?»

- 17 челок ответило, что они хотели хотя бы 1 раз встретиться с Бабой-Ягой;

- 17 человек ответило, что не хотят с ней встречаться;

и 1 человек не знает, желает он этой встречи или нет……

Ну что ж, встречайте…..
  • Ну что ж, встречайте…..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
образ бабы яги в русских народных сказках

Автор: Пономарева Светлана Алексеевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkaia-narodnaia-skazka-padchieritsa-i-matierina-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "205411"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429881777"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Добро и зло в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(41) "dobro-i-zlo-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "199121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428513757"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "ЗАГАДОЧНЫЙ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ"
    ["seo_title"] => string(27) "zagadochnyi-obraz-baby-iagi"
    ["file_id"] => string(6) "269248"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450792501"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Научная работа ученика на тему: русские народные сказки "
    ["seo_title"] => string(61) "nauchnaia-rabota-uchienika-na-tiemu-russkiie-narodnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "182317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425490322"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Квест для детей средней группы детского сада «Русские народные сказки»"
    ["seo_title"] => string(69) "kvest_dlia_detei_srednei_gruppy_detskogo_sada_russkie_narodnye_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "501654"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1551288704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства