Формирование познавательных УУД
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент содержания образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени начального общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся, в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий».
Стандарт предполагает реализацию в образовательной организации как урочной, так и внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки» способствует выполнению требований к результатам освоения основной образовательной программы в части универсальных учебных действий.
Идея создания спецкурса «Интеллектуальные витаминки» возникла после участия в ЭМУ-эрудите 2012 года.
Данные мониторинга ЭМУ-эрудит 2012 г.
Структура витаминки
В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Первоначально Тёрстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7. Мы модифицировали классификацию, добавив два фактора. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
Работа с числом (способность совершать счётные операции)
Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
Системный анализ (стратегическое планирование)
Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
Тест на определение фактора интеллекта
(вербальное восприятие – слово по схеме, )
Пирамидка состоит из слов. Закрась слова, близкие по значению со словом УЧЕНИК.
(продуктивность мышления – задания, имеющие несколько вариантов выполнения)
Нарисуй четырёхугольник. Нарисуй второй четырёхугольник так, чтобы он отличался по форме от первого. Нарисуй третий четырёхугольник так, чтобы он отличался от второго размером. Нарисуй четвёртый четырёхугольник так, чтобы он отличался от первого размером.
(системный анализ)
Расставьте цифры от 1 до 4 так, чтобы каждая цифра встречалась только один раз в столбце, строке и в цветном блоке.
(словесная гибкость)
Каждое словосочетание замени одним словом.
Пример: храбрый человек – храбрец
Ленивый человек – _____________________________________
Мудрый человек – _____________________________________
Сильный человек – _____________________________________
Болтливый человек – ___________________________________
Добрый человек – ______________________________________
(пространственное мышление)
Лист бумаги свернули пополам (линия сгиба изображена красным цветом) и нарисовали контур. Что получится, если вырезать по контуру ножницами? Нарисуй получившиеся фигуры в квадратах рядом со схемами вырезания.
(способность к рассуждению)
Разгадай ребусы и подпиши отгадки под картинками.
___________ ___________ ___________ __________ __________
(готовность к перцепции – задание на сравнение предметов)
Найди 7 отличий в картинках. Раскрась отличия в верхней картинке.
(числовые навыки)
Найди закономерность и вставь пропущенные числа.
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними помогает увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно сказывается на развитии языкового чутья и учит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:
1. Перед началом работы с заданиями проводится работа над пониманием значения пословицы, - (что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование). Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
2. В начале занятия учитель проводит беседу о значении пословицы. После объяснения значения фразеологизма, предлагается детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.
3. В ходе занятия можно вернуться к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудить ситуации на занятии, в которых данное выражение было бы уместно.
4. В конце занятия обязательно необходимо вернуться к эпиграфу, проанализировать восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.
5. Перед началом работы с новой пословицей желательно вспомнить эпиграф предыдущего занятия. Если возможно, найти сходство в толковании новой и прежней пословиц.
Виды «Витаминок»
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД. Обычные «витаминки» можно применять и в качестве интеллектуальных разминок на уроках, выдавать в виде домашнего задания, использовать в интеллектуальных конкурсах своей школы. Иными словами, работать с пособием так, как удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СУПЕРВИТАМИНКИ Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы, формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий можно найти в приложениях программы на сайте ЦРМ .
По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
МОНИТОРИНГОВЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений, пополнение ученического портфолио.
С данными «витаминками» дети занимаются индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитывается процент выполнения каждого задания и сделается вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС
В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки», причём работать можно на специально организованных занятиях во внеурочной деятельности, на учебных занятиях (выбирая отдельные задания), давать лист «витаминки» домой, обсуждая в определённый день выполнение заданий, какое задание понравилось ребёнку/родителям, какое задание оказалось сложным…
При самостоятельной работе с «витаминками» дома нельзя будет в полной мере говорить о мониторинге сформированности факторов интеллекта.
ПОЛНЫЙ КУРС
Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).
К уже описанным ранее занятиям добавляются:
Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.
Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.
Итоговое мероприятие проводится путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.
Практикум в группах:
№ | Логическое умение | Типы задач |
1 | Числовые навыки | Все логические задания, связанные с вычислениями, числовые головоломки, цифровые ребусы, таблицы и квадраты, лабиринты чисел, теория вероятностей, числовые кроссворды, логические вычислительные задачи [числовые последовательности, закономерности ]… |
2 | Словесная гибкость | Способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей. |
3 | Вербальное восприятие | Способность адекватно понимать устную и письменную речь. |
4 | Пространственное мышление | Пространственный фактор – делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур). Второй связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве. |
5 | Способность к рассуждению | Задачи со спичками, рисованные и буквенные ребусы, шарады, текстовые логические задачи, криптограммы, кодирование… |
6 | Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями) | Визуальные иллюзии, перекройка и подгонка геометрических фигур, лабиринты, головоломки с кубиками, визуальная классификация, силуэты, танграмы, чертежи и развёртки, визуальные головоломки, запутанные провода.. |
7 | Системный анализ | Судоку, Кокуру, Японские кроссворды, Букварики, Магические квадраты, Мосты, Морской бой [Железная логика]… |
8 | Продуктивность мышления | Способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи (задания на многовариантность решения). |
Рефлексия. ДОРОЖНАЯ КАРТА.
Факторы интеллекта по Тёрнтсоуну
№ | Логическое умение | Типы задач |
1 | Числовые навыки | Все логические задания, связанные с вычислениями, числовые головоломки, цифровые ребусы, таблицы и квадраты, лабиринты чисел, теория вероятностей, числовые кроссворды, логические вычислительные задачи [числовые последовательности, закономерности ]… |
2 | Словесная гибкость | Способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей. |
3 | Вербальное восприятие | Способность адекватно понимать устную и письменную речь. |
4 | Пространственное мышление | Пространственный фактор – делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур). Второй связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве. |
5 | Способность к рассуждению | Задачи со спичками, рисованные и буквенные ребусы, шарады, текстовые логические задачи, криптограммы, кодирование… |
6 | Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями) | Визуальные иллюзии, перекройка и подгонка геометрических фигур, лабиринты, головоломки с кубиками, визуальная классификация, силуэты, танграмы, чертежи и развёртки, визуальные головоломки, запутанные провода.. |
7 | Системный анализ | Судоку, Кокуру, Японские кроссворды, Букварики, Магические квадраты, Мосты, Морской бой [Железная логика]… |
8 | Продуктивность мышления | Способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи (задания на многовариантность решения). |