Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт"»
Гагарин Юрий Алексеевич
9 марта 1934
27 марта 1968
Детство
Юра жил в крестьянской семье. Отец его окончил два класса церковно-приходской школы, но был человеком любознательным, поэтому многого добился в жизни. В начале 1920-х годов он работал в Клушине почтальоном, затем был милиционером на охране разных объектов, поначалу – в Гжатской городской ведомственной милиции, затем – в Пречистенской волостной милиции. Кроме того, он всё умел делать в крестьянском хозяйстве и слыл в деревне мастером на все руки. Больше всего Алексей Иванович плотничал и столярничал
Юрий Гагарин в детстве
Мать Юры, Анна Тимофеевна не получила образования. Она воспитывалась в семье питерского рабочего Тимофея Матвеева, трудившегося на Путиловском заводе. Детство её прошло на Богомоловской улице в Санкт-Петербурге, ныне это улица Возрождения. В Клушине она трудилась в полеводстве, а затем работала на молочнотоварной ферме. Несмотря на отсутствие образования, Анна Тимофеевна всегда могла ответить на многочисленные вопросы детей. А детей в семье Гагариных было четверо: Валентин, родившийся в 1924 году, Зоя, которая появилась на три года позднее, Юра и Борис.
В тот день, когда семилетний Юра отправился в школу, над его родной деревней пролетели два самолёта с красными звёздами на крыльях. Это были первые самолёты, которые Юра Гагарин увидел в своей жизни! Один из них был подбит и упал неподалёку от Клушина. Лётчик сумел удачно выпрыгнуть. Все деревенские мальчишки побежали к месту, на которое он приземлился. Когда пилот расстегнул кожаную куртку, мальчишки увидели ордена на его груди.
Старший сын Гагариных Валентин Алексеевич вспоминал о том времени: "В первые же дни войны ушли все, кто по возрасту и состоянию здоровья был нужен фронту. Призвали председателя колхоза Кулешова, трактористов наших, комбайнеров и шоферов призвали, да и технику – машины и тракторы забрал фронт. Забота о хозяйстве свалилась на плечи женщин, немощных стариков и инвалидов. На нас, пятнадцати-шестнадцатилетних, смотрели теперь как на полноценную рабочую силу".Главу семьи Гагариных не призвали на фронт из-за хромоты. Немцы, оккупировавшие деревню в октябре, определили дом Гагариных под мастерские, хозяевам пришлось жить в землянке.
Первая учительница Гагарина Ксения Герасимовна Филиппова пыталась заниматься с ребятами, каждую неделю меняя места занятий. Последним местом стал дом семьи Зубовых. Но и там не пришлось заниматься долго, поскольку оккупанты устроили во дворе конюшню и при размещении там лошадей школьников из дома выгоняли.
Незадолго до отступления немецкие власти стали спешно собирать молодых людей из всех населённых пунктов. Бесплатная рабочая сила им требовалась для укрепления линии обороны и для сельхозработ в Германии. Из деревень Гжатского района гитлеровцы вывезли несколько тысяч жителей, преимущественно молодежь. Схватили и старших детей Гагариных – Валентина и Зою.
Подразделение немецких войск, находившееся в Клушине, в один из дней внезапно покинуло деревню. В неё вошли советские войска. Было это в апреле 1943 года.
Юрий Гагарин писал об этом: "…их вместе с другими девушками и парнями погнали на запад, в Германию. Мать вместе с другими женщинами долго бежала за колонной, заламывая руки, а их отгоняли винтовочными прикладами, натравливали на них псов".
Валентину и Зое удалось бежать из плена. Домой они не вернулись, оказались в армии: Валентин стал танкистом, а Зоя работала в ветеринарном госпитале при кавалерийской части.
После освобождения Клушина Юра снова стал учиться в школе. Зоя и Валентин, вернувшись с войны, обзавелись семьями. О дальнейших событиях Юрий Гагарин написал так: "Кончилась война, и моего отца оставили в Гжатске – отстраивать разрушенный оккупантами город. Он перевёз туда из села наш старенький деревянный домишко и снова его собрал".
Учеба
Школу Юра Гагарин окончил в Гжатске и решил, что прежде следует получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем продолжить образование. Сдав экзамены на "отлично", он поступил в ремесленное училище сельскохозяйственных машин, располагавшееся в подмосковном городе Люберцы. Затем был Саратовский техникум, где ему однажды поручили сделать доклад о Константине Циолковском. Впоследствии Юрий Гагарин вспоминал: "Циолковский перевернул мне душу. Это было посильнее Жюля Верна и Герберта Уэллса да и других научных фантастов. Всё, сказанное учёным, подтвердилось наукой и его собственными опытами… И, может быть, с этого дня у меня появилась неудержимая тяга в небо, в атмосферу, в космос".
27 октября1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
Подготовка к полету в космос
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг,способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность.Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток».
Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли — по словам летчика-испытателя Марка Галлая, принимавшего участие в подготовке будущих космонавтов к полёту: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…»
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
Полёт
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Ряд компонент создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1) системы аварийного спасения на старте, 2) системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр».Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже успел выйти на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог уже занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, писал карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Ещё одна неожиданность (о которой Гагарина не предупредили) ждала космонавта после входа капсулы в атмосферу — загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потёк жидкий металл…
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропам, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
Столб, установленный 12 апреля 1961 г. на местеприземления Юрия Гагарина.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: «задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Мировая известность
Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына — Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
По другим свидетельствам, очередное звание «капитан» Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Ф. Устинов предложил дать ему сразу «майора». Приказ о присвоении этого внеочередное звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором — только после посадки.Во всех сообщениях ТАСС 12 апреля уже говорилось о «майоре Юрие Гагарине».
За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии — подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:
—Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…
Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, многих младенцев назвали Юрами. Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР». После они вместе посетили мавзолей Ленина. В самом Кремле приём был не очень блестящий, яств было мало, вместо водки были грузинские вина.
На следующий день была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал»
Жизнь и карьера после полёта
108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна».
Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжёлых несчастий (в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью за попытку «вести себя как все»). Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юрий имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс.
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.
Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Гибель
После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.
Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.
Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.
Семья Ю.А.Гагарина
Первые советские космонавты
Знаете, каким он парнем был,Тот, кто тропку звездную открыл?!...Пламень был и гром,Замер космодром,И сказал негромко он,
Он сказал: «Поехали!»Он взмахнул рукой.Словно вдоль по Питерской, Питерской,Пронесся над Землей.
Судьба твоя – Россия,Над речкою ветла.Смоленская дорога,Что к звездам привела.
Судьба твоя – РоссияДа путь, что ты открыл,Как будто ты из сказкиНа землю приходил.
Все кажется – из сказкиНа землю приходил.У неба отпросился,Да отпуск кратким был.
Судьба твоя – РоссияДа звездные поля,Да свежая могилаУ древнего Кремля
Та ранняя могилаУ древнего Кремля.Да нежность всей России,Да песни соловья…