МБОУ «Нижнекондратинская средняя общеобразовательная школа»
(Открытый классный час)
(Устный журнал)
Провела во 2 -3 классах
учитель начальных классов
Федорова Любовь Васильевна
Устный журнал: «К нам гости пришли…»
Цель: формирование правил приёма гостей и поведения в гостях.
Задачи:
познакомить с этикетом приёма гостей и правилами поведения в гостях;
развивать творческие способности, речь, любознательность учащихся;
воспитывать стремление к осознанному выполнению правил поведения, толерантность.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, отрывок
из мультфильма «Вини-Пух идёт в гости», аудиозапись песни
«В гостях» (серия «Радионяня» Как себя вести), салфетки,
скатерть, чайная посуда для сервировки стола, маски для
инсценировки, карточки с заданиями для групп, портрет
К.И. Чуковского, шаблоны для изготовления приглашений и
поздравительных открыток, таблицы «Правила поведения за
столом», «Сервировка стола», С. Ожегов «Толковый словарь».
Ход классного часа
Создание рабочего настроя. Сообщение темы и цели занятия.
1-3 слайды.
Учитель: Какие же дни бывают непохожими на остальные?
Ученики: Именины, дни рождения, Новый год,… праздники.
Учитель: Как радостно в такие дни пойти в гости к добрым друзьям и как приятно видеть у себя дома близких людей! Иногда возникают ситуации, в которых нужно знать и соблюдать правила этикета.
Что такое этикет?
А вот как об этом сказано в толковом словаре: «Этикет (французское) – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения».
Сегодня, чтобы легче нам было общаться, мы разделились на группы «Хозяева», «Гости». И классный час пройдёт сегодня в виде устного журнала.
«Листая» его страницы, мы поговорим о гостевом этикете.
1 страница. «Приглашая гостей, всё продумай до мелочей».
4 слайд.
Учитель: Какие бывают гости?
Ученики: Приглашённые, неожиданные, приехавшие из далека, ранние, поздние, надоевшие, засидевшиеся…
Учитель: Гостеприимство - умение принимать гостей радушно. Поэтому, приглашая гостей, вы непременно должны продумать весь праздник, и хорошо, если ваша программа сразу заставит улыбнуться гостей. Приглашение гостей – очень ответственный момент подготовки к празднику.
Как пригласить друзей в гости?
Ученики: Можно устно пригласить, позвонить или послать приглашение.
Учитель: Послушайте приглашение, которое девочка послала своей подруге: «Дорогая Аня! 18 декабря приглашаю тебя на день рождения. Таня Петрова».
Каких данных не хватает в этом приглашении, для того чтобы на него попасть?
Ученики: Не указано время праздника.
Учитель: Сейчас группам «хозяева» задание – сочинить приглашение на новогодний праздник и красиво его оформить, группам «гости» - приготовить подарок к этому празднику. Затем группы «хозяева» должны вручить приглашение группам «гости», в соответствие с правилами этикета.
Работа в группах.
Учитель: Молодцы, ребята! Гостей мы пригласили, приглашение заранее послали.
Ситуация 1. А вот Ваня не может прийти на праздник, он заболел. Как он должен поступить?
Ученики: Если вы не можете прийти, то предупредить об этом надо заранее.
Учитель: Как мы готовимся к приёму гостей? Что ещё надо продумать?
Ученики: Украшение помещения, сервировку стола, развлечения (музыка, конкурсы, танцы).
2 страница. «Гость в дом – радость в нём».
5 слайд.
Учитель: К приходу гостей всё должно быть готово. Хозяева, нарядно одетые, встречают гостей у дверей.
Ситуация 2. Как встречаем гостей?
Приятно говорить слова такие,
Своих гостей, встречая у дверей:
- Мы вам так рады, гости дорогие,
Так рады… Проходите же скорей!
(Сергей Белорусец)
В гости надо приходить:
- в назначенное в приглашении время, некрасиво опаздывать;
- с цветами и подарками;
- нарядно одетыми, со сменной обувью.
Физкультминутка.
К нам гости пришли, дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
С малиной пирог, с калиной пирог,
А который без начинки – самый лучший пирог!
3 страница. «Тем подарки хороши, что исходят от души».
6 -8 слайды.
Учитель: Получать подарки приятно всем. «Кого люблю, того дарю» - считали на Руси. Кого люблю, того одариваю. « Не дорог подарок – дорого внимание», - говорит народная мудрость.
Давайте вспомним, что можно подарить, чего нельзя дарить, как дарить подарки, как их получать.
Такой подарок
Стоит дорогого:
Чтоб каждый
Стал подарком для другого…
(Сергей Белорусец)
Это полезно помнить:
Любой подарок примите с благодарностью.
Раскройте и рассмотрите подарок в присутствии дарителя.
Уделите внимание каждому подарку, скажите, как вы думаете его применить или покажите это в действии, например, цветы поставьте в воду, а конфеты на праздничный стол.
Никогда не дари того, что не хотел бы получить в подарок сам.
Не критикуй чужих подарков.
Не нахваливай свой подарок.
По правилам хорошего тона в дом, по возможности приходят с цветами.
Для того, чтобы дарить книги, нужно знать, какую литературу предпочитает человек.
Подарок должен быть красиво упакован.
Подарок нужно преподносить, а не просто сунуть в руки. Сопровождать дарение нужно поздравительными словами.
Подарки любят одарки.
Ситуация 3. А теперь гости дарят свои подарки, а хозяева принимают, в соответствии с правилами этикета.
Вспомните сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Ученик: Приходили к мухе блошки.
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
Учитель: С какими словами вы бы приняли подарок и поблагодарили за него?
Какая из мух знает правила этикета?
1-я рассматривает сапожки и говорит:
Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить!
2-я держит в руках сапожки и говорит:
У меня уж есть сапожки,
И по лучше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
3-я примеряет сапожки говорит:
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору.
Игра «Выбери ответ».
Группам «Гости».
Я подарю другу:
а) то, что хотел бы получить сам;
б) то, что могу сделать сам;
в) дорогую игрушку из магазина;
г) то, что доставит ему радость.
Группам «Хозяева».
Подберите слова благодарности, если вам подарили:
а) словарь иностранных слов;
б) компьютерный диск;
в) домашние тапочки;
г) два одинаковых подарка.
4 страница. «Что есть в печи – на стол мечи».
9 – 11 слайды.
Ученица: В праздник
Стол – не как всегда.
В праздник –
Праздничней еда.
А для пущей
Радости
Можно сделать
Сладости.
(Сергей Белорусец)
Учитель: Чем хозяйка может удивить гостей? Ну, конечно, красиво сервированным столом!
Это интересно.
Каждый народ имеет свои обычаи и культуру питания. Сервировка стола поэтому тоже отличается. Российский столовый этикет близок к европейскому. В России впервые стали пользоваться вилками, индивидуальными тарелками и салфетками при царе Петре I. Трёх и четырёх зубцовые вилки появились в XVIII веке, салфетки две тысячи лет тому назад.
Как правильно накрыть стол?
(Ответы групп «Хозяева»).
Ситуация 4. Накрой на стол, используя салфетку, тарелку, нож, вилку, ложку, стакан.
Всё ли правильно вы сделали, оценит заведующая нашей школьной столовой Ольга Евгеньевна Комкова.
А ещё Ольга Евгеньевна расскажет, как правильно и красиво сервировать праздничный чайный стол.
Показ и рассказ Ольги Евгеньевны.
Учитель: Гости и хозяева рассаживаются за столом.
Как себя вести за столом?
Ученица читает «Вредные советы» Г.Остера.
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай –
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Учитель: Почему такие советы называют вредными?
5 страница. «Как развлечь гостей».
12 слайд.
Учитель: Как развлечь гостей?
Ученики: Поиграть в игры, петь песни, танцевать, устроить конкурсы.
Физкультминутка.
Встала Маша на носок,
А потом на пятку.
Стала «Русскую» плясать,
А потом вприсядку.
6 страница. «Спасибо, что в гости пришли».
13 слайд.
Учитель: Такт и чувство меры подскажут гостям, когда нужно попрощаться с хозяевами и покинуть гостеприимный дом (а может быть, время окончания праздника указано в приглашении).
В гостях долго не засиживаются. Гостям бывают дважды рады: когда они приходят и когда уходят. Если собрался уходить, не задерживайся. Здесь хочется напомнить одну шутку: «Не бойся гостя сидящего, бойся гостя стоящего». Это о тех, кто любит заводить длинные разговоры у входа, когда хозяева уже падают от усталости. Для таких любителей поговорить сигналом «к выходу» может стать фраза: «Жаль, что вам уже пора уходить…»
Покажем, как нужно попрощаться, уходя из гостей.
А на прощанье говорим гостям:
-Вы завтра в гости приходите к нам.
(Сергей Белорусец)
7 страница. «Для самых внимательных».
14 слайд.
Учитель: Эта страница журнала для самых внимательных. Все вы помните, как Винни-Пух ходил в гости. Посмотрите, пожалуйста, внимательно и найдите ошибки в его поведении.
Ну, что же, теперь я уверена, что вы сможете принять гостей, сами ходить в гости по всем правилам гостевого этикета.
Звучит песня «В гостях».
Самоанализ
открытого классного часа
«К нам гости пришли»,
проведённого 2 декабря 2012 года.
Классный час проведён в виде устного журнала. Цель которого: формирование гостевого этикета – правила приёма гостей и поведение в гостях.
Класс работоспособный, активный, что было учтено при подготовке и проведении классного часа: работа в группах, инсценировка сказки, творческое задание (изготовление приглашений и поздравительных открыток).
Активно использовались методы групповой работы, ролевой игры.
Ролевая игра помогала детям учиться быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями.
Работа в группах решала следующую воспитательную задачу: умение работать в коллективе, доброе, терпимое отношение друг к другу.
Мультимедийная презентация привнесла не только красочное оформление классного часа, но и носила информационный характер.
Большой интерес вызвал у детей рассказ заведующей школьной столовой Комковой О.Е. о правилах сервировки праздничного чайного стола.
Итоги классного часа подведены в ходе просмотра мультфильма «Винни-Пух идёт в гости». Дети с увлечением находили ошибки в поведении главного героя, рассуждали, делали выводы.
Поставленные цели и задачи достигнуты.
Учитель начальных классов
Федорова Любовь Васильевна
9