ЭРМИТАЖ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОСВЯЩЕНА 250 – ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ МУЗЕЯ
Государственный Эрмитаж – сегодня это, пожалуй, самый знаменитый музей не только Петербурга, но и России. Но не сразу он имел такой архитектурный вид.
Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.
Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме. В начале XVIII века в том месте, где сейчас стоит Зимний дворец, строительство разрешалось лишь флотским чиновникам.
Петр I воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по его приказу перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.
Первый дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей, а фасад здания выходил к Зимней канавке, прорытой в 1718—1720 годах.
Второе здание
Свадебные палаты.
В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в январе 1725 года здесь умер Петр I.
Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект Зимнего дворца.
Требовалось приобрести стоявшие рядом дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены, и работа закипела.
В 1735 году строительство дворца было завершено, и она переехала в него на жительство.
Третий дворец
Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии.
Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев, конюшень.
Елизавета Петровна также пожелала императорскую резиденцию переделать под свой вкус. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение строить все здание заново.
Новый проект — очередного здания Зимнего дворца — Елизавета Петровна подписала 16 июня 1754 года.
«Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению»
Четвертый (временный) Зимний дворец был построен в 1755 г. архитектором Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).
Пятый дворец: В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
Любопытна история приезда во дворец Петра III.
После смерти Елизаветы в ее гардеробах осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей.
Сменивший на троне Елизавету Петр III пожелал немедля въехать в свою новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором. Капризный нрав нового государя был известен, и обер-полицмейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади всё, что им заблагорассудится.
Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь. Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки... К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в Зимний дворец ничего не мешало.
17—19 декабря 1837 года произошел сильный пожар, который полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего, от которого остался лишь обгорелый остов. Потушить пламя не могли три дня, все это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. В результате бедствия погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Начатые сразу же восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.
Пожары в те времена случались в Петербурге нередко, главным образом, по причине печного отопления, которое было и в царском дворце. В первом этаже располагалась дворцовая аптека, в которой круглосуточно топилась печь. Вечером 17 декабря 1837 года из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой. Однако уже через несколько минут сильное пламя мгновенно охватило перекрытия: дворец заполыхал сверху. Спасти его оказалось невозможным. Огонь стремительно распространялся по стенам, по резному дереву золоченых орнаментов, живописным плафонам, вощеным паркетам.
Один из очевидцев красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более тридцати часов.
« Торжественно печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы, он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ».
Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение: срочно выносить из дворца все что возможно. Мебель, посуда, хрусталь, сундуки с одеждой, картины, ковры, книги, альбомы и другая утварь – все было сложено прямо на снег Дворцовой площади. Чтобы огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы между ним и дворцом были сломаны, а стены, за которыми хранились бесценные художественные сокровища, держали под напором воды. Пожар бушевал три дня. К вечеру 19 декабря от Зимнего дворца остался один гигантский обгоревший остов.
Казалось, что возродить дворец уже не удастся. Однако последствия пожара были ликвидированы в небывало короткие сроки: в течение 1838-1839 годов. И весной 1839 года в заново отделанных парадных залах состоялся большой торжественный прием, посвященный возобновлению Зимнего дворца. Можно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывалая для своего времени реставрации, каких не знала практика мировой архитектуры.
Возрождение Зимнего дворца после пожара 1837 года – это, прежде всего заслуга двух выдающихся русских архитекторов XIX века – В.П.Стасова (1769-1848) и А.П.Брюллова (1798-1877).
Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.
Александровская колонна на Дворцовой площади. Она была воздвигнута в 1829-1834 гг. на площади перед Зимним дворцом по воле Николая I, пожелавшего увековечить деяния Александра I - победителя Наполеона. Высота памятника составляет 47,5 м.
Это самая высокая в мире триумфальная колонна .
ГЛАВНЫЕ ВОРОТА ЗИМНЕГО ДВОРЦА
В 1771 г были установлены первые деревянные ворота, созданные по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Восстановленные после пожара 1837 г. ворота оставались деревянными. В 1855 г. массивные ворота из кованого железа с накладными выколотыми декоративными деталями из черного и цветного металлов были изготовлены на петербургском заводе Сан-Гали. На каждой половине двухстворчатых ворот под императорской короной были помещены вензели императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Верхняя часть створок была украшена коронованным одной императорской короной двуглавым орлом с распростертыми крыльями и державным яблоком в лапах. На груди у орлов помещались щиты с изображением образа Св.Георгия. Они выполнены из меди и позолочены. В этом виде ворота просуществовали до февраля 1917 г.
ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА ЗИМНЕГО ДВОРЦА
Парадная лестница Зимнего дворца была восстановлена после пожара 1837 г. В. П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф. Б. Растрелли. Два широких мраморных марша ведут на площадку, где установлены колонны из серого гранита. Плафон с изображением Олимпа визуально увеличивает высоту интерьера, пронизанного светом, сверкающего позолотой и зеркалами. Лестницу украшают статуи, часть которых была привезена при Петре I из Италии. В XVIII в. лестницу называли Посольской, позже - Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве.
Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности.
За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз.
Большой Тронный (Георгиевский) зал
Создан Дж. Кваренги в 1787-1795 гг.
Был уничтожен пламенем разрушительного пожара 1837 г. Огромный двусветный зал со сдвоенными коринфскими колоннами розового мрамора был необыкновенно эффектен. Отделка мрамором белого, серого, светло-красного и синего цветов, блеск золоченой бронзы, наборный паркет из разных пород дерева составляли красивую полихромную гамму. Потолок был украшен живописным плафоном. Над троном располагались аллегорические фигуры, поддерживающие щит с вензелем Екатерины II.
Освящён 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название.
ПЕТРОВСКИЙ МАЛЫЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ
Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Трон изготовлен в Петербурге в конце XVIII века. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой». В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра . В зале также имеются царские короны, государственные гербы в виде двуглавых орлов.
ГЕРБОВЫЙ ЗАЛ
По обе стороны от входов располагались скульптурные группы – русские витязи с копьями, на которых были укреплены щитки с гербами российских губерний. (Сейчас они укреплены по краям золоченых бронзовых люстр, украшающих зал.) Гербы и дали название залу, который олицетворял собой единение империи и императора: здесь проходили приемы государем представителей городов, губернского дворянства, сословий. В наши дни Гербовый зал, как и многие другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением. В Гербовом зале экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.
Галерея Отечественной войны 1812 года.
Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 г. и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены портреты 332 генералов — участников войны. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов .
Все портреты галереи во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков.
Архитектор Стасов получил возможность восстановить галерею в ее первоначальном виде. Однако архитектор внес некоторые изменения, придавшие галерее законченный, торжественно-строгий и внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, над карнизом разместились хоры – обходная галерея, связанная с такими же галереями соседних залов. Это было сделано не только для усиления декоративного эффекта, но и в противопожарных целях.
Сквозь встроенные в своды остекленные переплеты, в галерею теперь проходил дневной свет, деревянные стропила перекрытий были заменены на железные.
БОЛЬШОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ТРОН
Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731—1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны . Тронное место представляло собой ступенчатый подиум с троном, стоящим на фоне Государственного герба под золоченым балдахином. Алый бархат балдахина, увенчанного короной, золотошвейные геральдические и орнаментальные композиции создавали в сочетании с белым мрамором отделки зала эффект большой художественной силы. Тронное место сохранялось без изменений до 1917 г., когда с него были сняты символы Российской империи, а позднее, в 1930-х гг., оно было полностью разобрано.
СЕРЕБРЯНАЯ ГРОБНИЦА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Гробница выдающегося русского полководца и государственного деятеля - новгородского князя Александра Невского (1220-1263) была исполнена на Петербургском Монетном дворе в 1750—53 гг. из серебра в количестве 90 пудов. Гробница украшена чеканным орнаментом и головками херувимов. На передней её стороне барельефы, изображающие события, связанные с полководческой деятельностью Александра Невского: победу над шведами на Неве в 1240 г., освобождение Пскова в 1242 г., победу над немецкими рыцарями на Чудском озере - Ледовое побоище в 1242 г. На боковых сторонах помещены барельефы, изображающие прибытие князя в Городецкий монастырь и смерть его в 1263 г.
На четвёртой стороне выгравированы стихи М.В. Ломоносова: «Святый и храбрый князь здесь телом почивает; Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо Петру споспешствовал...»
По обеим сторонам гробницы помещены чеканные группы воинских доспехов и оружия: кирасы, шлемы, щиты, мечи, копья, булавы, бердыши, знамёна и др. Фоном гробнице служит трёхъярусная декоративная пирамида, обложенная листовым чеканным серебром. На углах две фигуры ангелов держат щиты с гравированными надписями, также составленными М.В. Ломоносовым. На левом щите указано, что прах Александра Невского «укротившего варварство на Востоке, низложившего зависть на Западе», был перевезён Петром I «на место древних и новых побед», т.е. на берега Невы, в 1724 г. На правом щите надпись гласит о том, что гробница сооружена Елизаветой «из первообретённого при её благословенной державе серебра в 1750 г.
РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ ЭРМИТАЖА
В зале находится часть богатейшей оружейной коллекции Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов.
Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV—XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.
РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ
ЧАСЫ «ПАВЛИН»
Эти часы по настоянию Потемкина были привезены в Россию во времена незапамятные и были воссозданы самим Кулибиным.
В настоящее время находятся в Эрмитаже и является центральным экспонатом в коллекции часов.
Поддерживаются в работоспособном состоянии чаяниями музейных работников и хранителей.
Изготовлены часы были на берегу туманного Альбиона великим мастером Джеймсом Коксом, поступили в Россию в полностью разобранном виде и, если бы не знаменитый русский механик Кулибин, так и погибли. Но судьба улыбнулась изделию и Иван Петрович сумел разобраться в хитросплетениях механизма.
Пьедесталом для восточного павлина служит дубовый пенек с кудрявой веткой, поднявшейся над ним на высоту более двух с половиной метров. К дубу прикреплен сухой сук, а к нему подвешена на шнуре шарообразная клетка. В ней сидит сделанная из темного серебра сова, а под клеткой расположилась белка. К другой стороне пня приделана еще одна ветка, рядом с которой стоит петух. Основание самих часов — круглое и посеребренное. На передней части клумбы-основания стоят шесть грибов: на шляпке самого большого из них, в прорезе, появляются римские цифры (часы) и арабские цифры (минуты). Бег секунд отмечает кузнечик, кружащийся над грибной шляпкой. Другие грибы, а также желуди и листья скрывают отверстия для завода механизмов. За пнем спрятаны тыквы, на дереве и на земле видны улитки, ящерицы и две маленькие белки, а еще здесь есть лягушка и змея. Когда механизм часов заведен, то скрытые в их основании колокольчики начинают отбивать четверти и часы, а в определенное время шевелятся фигурки птиц. Первой оживает сова: ее клетка вращается, звеня укрепленными на ней колокольчиками. Сова вертит головой, хлопает глазами, одна лапа ее то опускается, то поднимается.
Когда затихает музыка и замирают движения совы, с легким шумом распускается великолепный павлиний хвост. Павлин быстро поворачивается, а когда хвост опускается, павлин возвращается в первоначальное положение. Последним, хрипло кукарекая, пробуждается петух. Так работают эти замечательные часы, и в Павильонный зал Эрмитажа, чтобы полюбоваться ими, всегда приходит много народа.
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ КАМЕННАЯ ЧАША
«Царица ваз» — название большой вазы из зелёно-волнистой яшмы. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. Кусок яшмы длиной 5, 6 м с помощью 230 рабочих был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской верхней части чаши. После чего в 1832—1843 годах создавалась её емкости, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряженных в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста . В 1845 году «Царицу ваз» было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Малахитовая гостиная
Малахи́товый за́л — парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца, входившая в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А. П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит.
С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг. Зал обставили запасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады, завершающие драгоценное ожерелье исторических интерьеров Зимнего дворца. Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.
Концертный зал Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является серебряная гробница Святого князя Александра Невского .
М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале Зимнего дворца
В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка. Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода.
12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала бомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет.
Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!